Гражданское дело № 2-302/2019 года
УИД 28RS0012-01-2019-000513-85
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Магдагачи 18 сентября 2019 года
Амурская область
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи О.Ю. Шаталовой,
при секретаре Губеевой Ю.А.,
с участием:
помощника прокурора Магдагачинского района Истомина М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Магдагачинская компания теплоснабжения» о возложении обязанности обеспечить наличие нормативного запаса угля на котельных <адрес>,
установил:
прокурор Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Магдагачинская компания теплоснабжения» о возложении обязанности обеспечить наличие нормативного запаса угля на котельных с. Тыгда, пгт. Ушумун.
В обоснование доводов указывает, что прокуратурой Магдагачинского района проведена проверка готовности объектов ТЭК и ЖКХ к предстоящему отопительному сезону 2019-2020 гг. по результатам которой установлено следующее.
Муниципальные котельные, расположенные на территории пгт Ушумун, а именно: котельная «ДС», «Центральная», «Школьная», «Бытовая», «Братск» на основании договора аренды недвижимого муниципального имущества для предоставлении услуги теплоснабжения от 01.06.2019 года, от 18.04.2018 года, а также котельная «№1», «№3», «ДПКС» расположенные в с. Тыгда на основании концессионного соглашения от 14.05.2018 года переданы ООО «МКТ» с целью оказания населению услуг по теплоснабжению.
В соответствии с распоряжением Правительства Амурской области от 17.06.2019 года № 105-р «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Амурской области к отопительному периоду 2019-2020 года и их работе в течение отопительного периода 2019 - 2020 года» общий нормативный запас топлива на территории Магдагачинского района должен составлять 14 157 тонн.
Согласно информации администрации Магдагачинского района ОНЗТ на 01.10.2019 год на котельных обслуживаемых ООО «МКТ» на территории с. Тыгда должен доставлять 0,770 тыс. тонн, на территории пгт. Ушумун – 1,662 тыс. тонн.
По состоянию на 21.08.2019 запас топлива на котельных с. Тыгда составляет – 56 тонн (7% от ОНЗТ), пгт. Ушумун – 10 тонн (1% от ОНЗТ).
Сложившаяся ситуация в сфере обеспечения котельных расположенных на территории пгт. Ушумун и с. Тыгда твердым топливом свидетельствует о ненадлежащем исполнении ООО «МКТ» принятых на себя обязательств в качестве теплоснабжающей организации, что создает реальную угрозу срыва отопительного сезона на территории муниципальных образований пгт Ушумун, Тыгдинского сельсовета и нарушении прав неопределенного круга лиц на получение коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества.
Продолжающееся бездействие ООО «МКТ», при понижении температуры наружного воздуха и непринятии своевременных мер по созданию нормативного запаса топлива на котельных, расположенных на территории пгт. Ушумун, с. Тыгда, неизбежно приведет к массовым нарушениям прав граждан, подключенных к централизованной сети теплоснабжения создаст опасность для их жизни и здоровья.
На основании изложенного, прокурор Магдагачинского района просит суд обязать ООО «Магдагачинская компания теплоснабжения» обеспечить наличие общего нормативного запаса угля не менее 0,770 тыс. тонн к 01.10.2019 году на котельных, эксплуатируемых в с. Тыгда; обязать ООО «Магдагачинская компания теплоснабжения» обеспечить наличие общего нормативного запаса угля не менее 1,662 тыс. тонн к 01.10.2019 году на котельных, эксплуатируемых в пгт. Ушумун.
От ответчика ООО «МКТ» поступило письменное возражение относительно заявленных исковых требований, в обоснование которого указано следующее.
Деятельность котельных по созданию запасов топлива регламентируется Приказом Минэнерго России № 377 от 10 августа 2012 года, которым утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии.
На сегодняшний день установленный срок для обеспечения ОНЗТ не истёк, в связи с чем, исковые требования заявлены преждевременно.
На основании договора поставки угля №ДВТ/2018/У-22 от 01.08.2018 г. обществом поданы в адрес ООО «Дальвосттрейд» заявки от 20.06.2019 г. №07-70/8, от 09.07.2019 г. №07-76/8, от 20.08.2019 г. № 07-85/8 на поставку угля в общем количестве 2 220 тонн (2,220 тыс. тонн).
Согласно квитанциям о приеме груза обществом закуплено угля (поступившего и находящегося в пути) в количестве 830400 кг. (0,830 тыс.тонн), из них:
- по квитанции № Э0794822 от 16.08.2019 г. - 420200 кг. (420,2 тонны);
- по квитанции № ЭП366850 от 26.08.2019 г. - 410200 кг. (410,2 тонны) (в пути).
Согласно акту инвентаризации остатков твердого топлива на складах и котельных по состоянию на 23 мая 2019 г. остаток угля на окончание отопительного периода 2018-2019 гг. составляет 56,1 тонна (0,056 тыс. тонн). 10 тонн угля было приобретено по договору поставки № М05/2019/У от 23.07.2019г., заключенному между ООО «МТК» и ООО «МКТ».
В соответствии с планом поставки топлива в сентябре 2019 г. будет закуплено ещё 0,84 тыс. тонн угля. Кроме того, в сентябре 2019 г. будет подана заявка на поставку угля в количестве 0,8 тыс. тонн.
Таким образом, общее количество угля составляет - 2,536 тыс. тонн, тогда как прокуратура в исковом заявлении просит обеспечить 2,432 тыс. тонн.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о выполнении Обществом плана поставки топлива.
В настоящее время разгрузка поставленного угля и его хранение осуществляется на складе, расположенном в пгт Ушумун, поскольку котельные, находящиеся в с. Тыгда, не предусматривают хранение большого количества угля. К началу отопительного периода 2019-2020 гг. и на контрольную дату 01.10.2019 г. общество обеспечит эксплуатируемые котельные необходимым запасом топлива путём доставки угля транспортным средством.
И.о. прокурора Магдагачинского района не представлено достаточных оснований, что отсутствие ОНЗТ на эксплуатируемых котельных по состоянию на 21.08.2019 г. может привести к массовым нарушениям прав граждан, подключенных к централизованной сети теплоснабжения и срыву отопительного сезона 2019-2020 гг.
Доводы и.о. прокурора Магдагачинского района о бездействии общества и непринятии своевременных мер по созданию нормативного запаса топлива являются необоснованными. Как указывалось выше, в настоящее время обществом осуществляется закупка угля и на контрольную дату 01.10.2019 г. план поставки топлива будет выполнен в полном объёме.
На основании вышеизложенного, просит суд в удовлетворении искового заявления и.о. прокурора Магдагачинского района отказать в полном объеме.
В судебном заседании помощник прокурора Магдагачинского района Истомин М.П. заявленные прокурором Магдагачинского района в интересах неопределенного круга лиц исковые требования поддержал в полном объеме. Просьба об обращении решения суда к немедленному исполнению обусловлена тем, что среднесуточная температура в районе позволяет уже начать отопительный период, тогда как ресурсоснабжающей организацией не обеспечен общий нормативный запас топлива, что может создать угрозу возникновения негативных последствий неопределенного круга лиц, потребителей коммунальных услуг.
Представитель ответчика ООО «МКТ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, дополнительно указал, что с исковыми требованиями прокурора Магдагачинского района не согласны по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица Ушумунской поселковой администрации о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, глава администрации представила ходатайство, в котором просит дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации.
Представители третьих лиц администрации Тыгдинского сельсовета, администрации Магдагачинского района о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие - суду не заявлено.
Суд на основании ч.3,5 ст. 167 ГПК РФ пришел к выводу о возможности рассмотрения гражданского дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав помощника прокурора Магдагачинского района, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Рассматриваемыми в рамках данного гражданского дела являются исковые требования прокурора Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Магдагачинская компания теплоснабжения» о возложении обязанности обеспечить наличие нормативного запаса угля на котельных с. Тыгда, пгт Ушумун.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (ч. 1 ст. 1).
Одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в соответствии со ст.3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Пунктом 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно материалам гражданского дела, 18 апреля 2018 года между муниципальным образованием рабочего поселка Ушумун и ООО «МКТ» заключен договор недвижимого муниципального имущества для предоставления услуги теплоснабжения, в соответствии с которым ООО «Магдагачинская компания теплоснабжения» передано во временное владение и пользование имущество, указанное в приложении №1, в том числе, здание котельной «Центральная», расположенная по адресу: <адрес>, здание котельной «Бытовая ШПЦ», расположенное по адресу: <адрес>, здание котельной «Школьная», расположенное по адресу: <адрес> (л.д.26-34).
01 июня 2019 года между муниципальным образованием рабочего поселка Ушумун и ООО «МКТ» заключен договор недвижимого муниципального имущества для предоставления услуги теплоснабжения, в соответствии с которым ООО «Магдагачинская компания теплоснабжения» передано во временное владение и пользование имущество, указанное в приложении №1, в том числе, котельная «Братск», расположенная по адресу: <адрес>, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.35-39).
14 мая 2018 года между муниципальным образованием Тыгдинского сельсовета и ООО «МКТ» заключено концессионное соглашение на объекты систем коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, согласно которому ООО «Магдагачинская компания теплоснабжения» обязалось за свой счет осуществить мероприятия по реконструкции – модернизации и /или замене морально устаревшего и/или физически изношенного оборудования объектов теплоснабжения, в том числе, здания котельная №, расположенного по адресу: <адрес>, здания котельной №3, расположенного по адресу: <адрес> новым более производительным оборудованием и осуществлять деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии (л.д.14-21).
С учетом изложенного полномочия по организации теплоснабжения на объектах муниципального имущества (котельных) в пгт. Ушумун, с. Тыгда, переданы ООО «МКТ» на основании договоров от 18 апреля 2018 года, 01 июня 2019 года, 14 мая 2018 года,.
В силу ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления (п. 2). Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива (п. 5).
В силу п. 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
Согласно п.11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
ООО «МКТ», осуществляющее эксплуатацию арендуемых объектов муниципального имущества, в силу вышеуказанного должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельные, должна своевременно обеспечивать запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 утвержден Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Порядок).
Согласно пп.2, 3 указанного Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
Согласно п.5 Порядка в расчете ННЗТ учитываются следующие объекты:
объекты социально значимых категорий потребителей - в размере максимальной тепловой нагрузки за вычетом тепловой нагрузки горячего водоснабжения;
центральные тепловые пункты, насосные станции, собственные нужды источников тепловой энергии в осенне-зимний период.
Согласно п. п. 19, 20 Порядка расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки. Количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки, в частности, объем запаса твердого топлива при доставке железнодорожным транспортом должен составляет 14 суток, автотранспортом – 7 суток.
Согласно п.п. 11, 12 Порядка НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года.
Согласно п.21 Порядка для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, в частности, по твердому топливу - 45 суток.
В соответствии с распоряжением Правительства Амурской области от 17.06.2019 года № 105-р «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Амурской области к отопительному периоду 2019-2020 года и их работе в течение отопительного периода 2019 - 2020 года» общий нормативный запас топлива на территории Магдагачинского района должен составлять 14 157 тыс. тонн.
Согласно информации администрации Магдагачинского района ОНЗТ на 01.10.2019 год на котельных обслуживаемых ООО «МКТ» на территории с. Тыгда должен доставлять 0,770 тыс. тонн, на территории пгт. Ушумун – 1,662 тыс. тонн.
По состоянию на 21.08.2019 запас топлива на котельных с. Тыгда составляет – 0,056 тыс.тонн (7% от ОНЗТ), пгт. Ушумун – 0,010 тыс.тонн (1% от ОНТЗ).
В судебном заседании установлено, что 13 августа 2019 года ООО «МКТ» заключен договор поставки угля № ДВТ/2019/У-19, в соответствии с которым поставщик ООО «Дальвосттрейд» обязался поставить бурый уголь марки 3БР Канско-Ачинского угольного бассейна, Переясловского разреза.
Согласно заявкам ответчика от 09 июля 2019 года №07-76/8 и от 2 августа 2019 года №07-85/8, адресованным ООО «Дальвосттрейд», ООО «МКТ» просило на основании договора поставки угля № ДВТ/2018/У-22 от 1 августа 2018 года отгрузить партию угля марки 3 БР класса рядовой разреза «Переясловский» ОАО «Красноярсккрайуголь» в количестве 840,0 тонн в августе 2019 года и 540,0 тонн в сентябре 2019 года на станцию грузополучателя Ушумун Забайкальской железной дороги.
Согласно квитанции о приеме груза (на перевозку груза) ЭО794822 от 16.08.2019 года ООО «МКТ» закуплено угля в количестве 420,2 т, по квитанции ЭП 366850 от 26.08.2019 ООО «МКТ» закуплено угля в количестве 410,2 т, по квитанции ЭР360691 от 14.09.2019 ООО «МКТ» закуплено угля в количестве 274,6 т.
Согласно квитанции о приеме груза ЭП366850, груз уголь бурый марки 3 БР в количестве 410,2 тонн прибыл грузополучателю ООО «МКТ» 06 сентября 2019 года.
Согласно пояснениям ответчика, содержащихся в письменных возражениях на исковое заявление, в настоящее время разгрузка поставленного угля и его хранение осуществляется на складе, расположенном в пгт Ушумун, поскольку котельные, находящиеся в с. Тыгда, не предусматривают хранение большого количества угля. Оснований не доверять указанным пояснениям ответчика у суда не имеется.
Вместе с тем, принимая во внимание объем ОНЗТ, рассчитаны для указанных котельный на 01.10.2019 года, учитывая запас топлива, имеющийся на котельных пгт Ушумун и с.Тыгда по состоянию на 21.08.2019, а также с учетом поступившего в адрес ответчика угля в количестве 410,2 тонн и угля, находящегося в пути в количестве 274,6 тонн, суд приходит к выводу о том, что данного количества топлива будет недостаточно для обеспечения наличия общего нормативного запаса угля на данных котельных.
С учетом изложенного доводы искового заявления прокурора Магдагачинского района о неисполнении теплоснабжающей организацией принятых на себя обязательств по обеспечению котельных расположенных на территории пгт. Ушумун, с. Тыгда нормативным запасом твердого топлива (углем), необходимого для обеспечения своевременной, бесперебойной подготовки и подачи топлива в котельные, являются обоснованными, а исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Принимая во внимание общественную значимость заявленных требований, суд полагает возможным, руководствуясь ст.212 ГПК РФ, обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования прокурора Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Магдагачинская компания теплоснабжения» о возложении обязанности обеспечить наличие нормативного запаса угля на котельных с. Тыгда, пгт. Ушумун – удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Магдагачинская компания теплоснабжения» обязанность обеспечить наличие общего нормативного запаса угля в количестве не менее 0,770 тыс. тонн к 01 октября 2019 года на котельных, эксплуатируемых в с. Тыгда Магдагачинского района.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Магдагачинская компания теплоснабжения» обязанность обеспечить наличие общего нормативного запаса угля в количестве не менее 1,662 тыс. тонн к 01 октября 2019 года на котельных, эксплуатируемых в пгт. Ушумун Магдагачинского района.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Магдагачинского районного суда О.Ю. Шаталова
Мотивированное решение изготовлено 18 сентября 2019 года