Постановление
по делу об административном правонарушении.
<адрес>. 15.07.2020 года
Судья Коломенского городского суда <адрес> Синева И.Ю., с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности по доверенности ФИО2, рассмотрев административное дело по ст. 6.3 ч. 2 КоАП РФ в отношении ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ», юридический адрес <адрес>, ОГРН № ИНН № КПП №,
Установил:
Судом установлено совершение ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ» административного правонарушения при следующих обстоятельствах.
В период с 20 по ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ» по адресу; <адрес> допустило нарушение ст. 29. ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; СП 33.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции СОVID -19»: СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний», повлекших, в том числе, случаи заболевания новой коронавирусной инфекцией СОVID-19 в первом хирургическом отделении, а именно:
- п. 4.2 СП 33.1.3597-20: п. 1.2 раздела III СанПиН 2.1.3.2630-10 - выявление в первом хирургическом отделении ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> пациентов с СОVID - <данные изъяты> свидетельствует о нарушениях противоэпидемического режима в отделении и внутрибольничном распространении новой коронавирусной инфекции;
- п. 2.29 раздела III СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 - не представлено внеочередное донесение о групповых внутрибольничных случаях СОVID <данные изъяты> среди пациентов первого хирургического отделения в Коломенский ТО Управления Роспотребнадзора;
- п. 5.2. п.5.7 СП 3ДД.ММ.ГГГГ-20; п. 6.1 СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13 - при выявлении в первом хирургическом отделении ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> пациентов с СОVID -19 - по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. не были переведены в инфекционное отделение 6 больных с СОVID -19 (ФИО3, ФИО4; ФИО5: ФИО6; ФИО7, ФИО8);
- п. 5.2 СП 3ДД.ММ.ГГГГ-20; п. 1.2 раздела III СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 - заболевание сотрудника отделения СОVID-19 в период нахождения в отделении больных с СОVID -19 с ДД.ММ.ГГГГ. свидетельствует о нарушениях противоэпидемического режима в первом хирургическом отделении и нарушениях при использовании СИЗ медицинским работником;
- п. 11.20 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 - не представлены документы, подтверждающие проведение дезинфекционной камерной обработки постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял) после выписки каждого больного из первого хирургического отделения;
- п. 12.8 раздела I приложение 18 СанПиН 2.1.3.2630-10 - во время нахождения в отделении больных с СОVID -19 на ДД.ММ.ГГГГ дозаторы с кожными антисептиками для обработки рук не размещены в удобных для применения персоналом местах (у входа в палаты, у постели больных): приложение 18 СанПиН 2.1.3.2630-10 - в первом хирургическом отделении 29.05.2020г. не представлен журнал расчетной потребности в дезинфицирующих, стерилизующих средствах, средствах для предстерилизационной очистки, кожных антисептиках, а также расход дезинфицирующих средств и кожных антисептиков, в связи с чем невозможно установить количество израсходованных средств при проведении текущей и заключительной дезинфекции.
В судебном заседании представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности по доверенности Игнатова Н.А. вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признала, показав, что доказательства заражения короновирусной инфекции пациентов и медперсонала в 1 хирургическом отделении по вине больницы отсутствуют, все необходимые профилактические мероприятия в целях предотвращения заражения проводятся, пациенты не были сразу переведены в инфекционное отделение, поскольку им требовалось лечение после хирургического вмешательства, все сведения в Роспотребнадзор о заболевании в 1 хирургическом отделении были направлены в Роспотребнадзор в установленном порядке, средства дезинфекции имеются в отделении и расположены в удобных для медперсонала местах. Представитель оспаривает совершение всех нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении.
Ст. 6.3 ч. 2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
По мнению суда, обстоятельства совершения правонарушения, которые изложены в протоколе об административном правонарушении, обоснованы, подтверждены доказательствами, собранными по делу, действия юридического лица ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ», правильно квалифицированы по ст. 6.3 ч. 2 КоАП РФ.
Нарушения вышеуказанных санитарных правил при осуществлении медицинской деятельности, которые допустило ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ», образует состав вышеуказанного правонарушения, поскольку допущенные нарушения создают опасность для окружающих, представляет непосредственную угрозу здоровью граждан.
Данное обстоятельство подтверждено, как результатами проверки, проведенной Роспотребнадзором, отраженных в протоколе об административном правонарушении (л.д. 2-3), предписании от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-13), так и иными исследованными в судебном заседании доказательствами: актом санитарно-эпидемиологического расследования (л.д. 5-8), таблицей по заболевшим пациентам в первом хирургическом отделении (л.д. 9-11), объяснениями представителя правонарушителя, данными в судебном заседании и в ходе производства по делу об административном правонарушении (л.д. 11), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 16-44), Уставом ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ» и иными имеющимися в деле доказательствами. При составлении протокола присутствовавший при этом представитель ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ» существа правонарушения не оспорил. Изложенные в протоколе нарушения отражены в предписании, направленном в адрес ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ», предписание не оспорено, изложенные в нем нарушения устраняются, что следует из объяснения представителя юридического лица в протоколе об административном правонарушении, а также из представленных в судебном заседании дополнительных доказательств в этой части: планом противоэпидемиологических мероприятий, актом расследования заболевания пациентов хирургического отделения, актами сдачи-приемки выполненных работ.
Объяснения представителя юридического лица в судебном заседании опровергаются представленными доказательствами, оснований не доверять которым у суда нет оснований.
Факт группового внутрибольничного случая заболевания COVID-19 установлен, с учетом того, что это случилось в больнице свидетельствует о недостаточности принятых профилактических мероприятиях, направленных на предотвращение распространения опасного инфекционного заболевания. Доказательств, опровергающих выводы Роспотребнадзора о не направлении внеочередного донесения, не перевода инфицированных больных в инфекционное отделение, отсутствие в установленных местах дозаторов с кожными антисептиками, проведение дезинфекционной камерной обработки пастельных принадлежностей, представителем ЦРБ не представлено, доводы в этой части являются голословными, не основанными на конкретных доказательствах. Доказательства невозможности оказания хирургической помощи в инфекционном отделении конкретным больным отсутствуют, фамилии пациентов, обоснованность оставления их в хирургическом отделении при наличии у них заболевания COVID-19, принятия должных мер по профилактике заражения в этом случае, представителем юридического лица суду не представлены.
Доводы представителя о нецелесообразности ведения Журнала расчетной потребности в дезинфицирующих, стерилизующих средствах и т.д. на состав правонарушения не влияют, приведенная причина не является уважительной нарушения вышеприведенных правил в этой части.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 короновирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно положениям ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг...
В соответствии с ч. 1 ст. 29 данного Федерального закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Все случаи инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) подлежат регистрации медицинскими организациями по месту выявления таких заболеваний (отравлений), государственному учету и ведению отчетности по ним органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор ч. 3 ст. 33 № 52-ФЗ.
Пункт 4.2 СП 33.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции СОVID -19» предусматривает комплекс мер по эпидемиологической тактике при COVID-19, в том числе принятие мер по всем звеньям эпидемиологического процесса, выявление больных, их своевременную изоляции, проведение мероприятий в эпидемиологических очагах, дезинфекцию, профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирование очагов в медицинских организациях.
Пункт 5.2 предусматривает госпитализацию лиц с подтвержденным COVID-19 в медицинскую организацию инфекционного профиля, пункт 5.7 предусматривает перечень мероприятий для непрофильных медицинских организаций при выявлении лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19, в том числе перевод больных в специализированую медицинскую организацию, дезинфекционные и иные мероприятия.
Санитарные правила в соответствии с п. 1.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 (ред. от 10.06.2016) «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (вместе с «СанПиН 2.1.3.2630-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...») предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими санитарными правилами.
Групповыми заболеваниями (п. 2.29 раздела III СанПиН 2.1.3.2630-10), следует считать появление 5 и более случаев внутрибольничных заболеваний, связанных одним источником инфекции и общими факторами передачи. О возникновении групповых заболеваний лечебная организация в соответствии с установленным порядком представления внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера сообщает в органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно требованиям п. 11.20 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10, псле выписки (смерти) больного, а также по мере загрязнения матрацы, подушки, одеяла должны подвергаться дезинфекционной камерной обработке. В случае использования для покрытия матрацев чехлов из материала, допускающего влажную дезинфекцию, камерная обработка не требуется. Дезинфекционной обработке подлежат кровать и тумбочка пациента. В медицинской организации должен быть обменный фонд постельных принадлежностей, для хранения которого предусматривается специальное помещение.
Кожные антисептики для обработки рук должны быть легко доступны на всех этапах лечебно-диагностического процесса. В подразделениях с высокой интенсивностью ухода за пациентами и нагрузкой на персонал (отделения реанимации и интенсивной терапии и т.п.) дозаторы с кожными антисептиками для обработки рук должны размещаться в удобных для применения персоналом местах (у входа в палату, у постели больного и др.). Следует также предусматривать возможность обеспечения медицинских работников индивидуальными емкостями (флаконами) небольших объемов (100 - 200 мл) с кожным антисептиком (п. 12.8 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10).
Приложением 18 к данному СанПиН предусмотрены формы журналов, которые должно вести медицинское учреждение, отсутствие которых допустило ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ»: журнал учета получения и выдачи дезинфицирующих, стерилизующих средств, средств для предстерилизационной очистки, кожных антисептиков; журнал расчетной потребности подразделения в дезинфицирующих, стерилизующих средствах, средствах для предстерилизационной очистки, кожных антисептиках; журнал сводной расчетной потребности организации в дезинфицирующих, стерилизующих средствах, средствах для предстерилизационной очистки, кожных антисептиках.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ №О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункты 1.3, 2.6, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 65).
В соответствии с Постановлением Губернатора Московской области от 12 марта 2020 г. N 108-ПГ (в редакции от 12 апреля 2020 г. N 178-ПГ) «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области», с 00 часов 00 минут 13 марта 2020 года введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 1).
Из исследованных в судебном заседании доказательств усматривается, что приведенные нормы санитарно-эпидемиологического законодательства нарушены ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ» в процессе осуществления медицинской деятельности в № хирургическом отделении.
Таким образом, ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ» должно быть признано виновным в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), т.е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 ч. 2 КоАП РФ.
Санкция данной нормы КоАП РФ предусматривает альтернативное наказание: в виде штрафа и административного приостановления деятельности.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности, в том числе, юридических лиц, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В соответствии с п. 23.1. Постановления Пленума Верховного суда РФ, от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, при назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей…
Суд, учитывая характер деятельности ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ» по вышеуказанному адресу, характер совершенных действий, а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для здоровья людей, иные негативные последствия, изложенные в постановлении, считает, что назначение в рассматриваемом случае административного наказания в виде штрафа сможет обеспечить достижение цели административного наказания, в связи с чем, считает возможным применить к ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ» административное наказание в виде штрафа.
Суд, с учетом вида деятельности юридического лица, занимающееся медицинской деятельностью, считает возможным не применить к ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ» административное наказание в виде административного приостановления деятельности. Кроме того, из представленных доказательств, усматривается, что после проведения проверки ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ» приняты меры по устранению выявленных нарушений. Доказательств того, что в настоящее время существуют угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, суду не представлено.
По мнению суда, допущенные нарушения являются устранимыми, правонарушителем должны быть приняты меры к их устранению, чему должно способствовать привлечение ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ» к административной ответственности. Исходя из характера допущенных нарушений, учитывая материальное положение юридического лица, принятые меры по устранению допущенных нарушений, наличие смягчающих обстоятельств в виде принятия мер по устранению нарушений, отсутствие отягчающих обстоятельств, суд назначает правонарушителю административное наказание в виде штрафа.
При определении размера штрафа суд учитывает финансовое положение юридического лица, вид деятельности – оказание медицинской помощи, совокупность смягчающих вину обстоятельств. С учетом изложенного суд считает возможным назначить штраф в минимальном размере.
Принимая во внимание обстоятельства совершения правонарушения, связанного с нарушением санитарно-эпидемиологических правил, повлекших заражение людей инфекционным заболеванием, а также угрозу такого заражения, оснований для назначения наказания в размере менее минимального размера административного штрафа, в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ не суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9 ч. 1 п. 1, 29.10 КоАП РФ,
Постановил:
Признать юридическое лицо Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Коломенская ЦРБ», юридический адрес <адрес>, ОГРН № ИНН № КПП № виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. (двухсот тысяч рублей).
Постановление подлежит направлению или вручению в 3-х дневный срок со дня его вынесения ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ» и должностному лицу, составившему в отношении ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ» протокол об административном правонарушении.
Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ», а также лицом, составившим протокол об административном правонарушении в отношении ГБУЗ МО «Коломенская ЦРБ».
Судья Синева И.Ю.
Реквизиты для уплаты штрафа
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
Судья Синева И.Ю.