УИД № 66RS0024-01-2020-001046-20
Дело № 2-942/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2020 года
г. Верхняя Пышма 16 сентября 2020 года
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Карасевой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Габдрауповой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова Дмитрия Сергеевича к Администрации городского округа Верхняя Пышма о признании права на приобретение земельного участка в собственность, признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, возложении обязанности
установил:
ФИО2 обратился с иском к Администрации городского округа ФИО1 о признании права на приобретение земельного участка в собственность, признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, возложении обязанности. В основание иска указал, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу город ФИО1 <адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серия <адрес>. Также ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым №, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серия <адрес>. Но данный жилой дом, расположен на земельном участке площадью 1112 кв.м., что отражено в схеме расположения земельного участка. Дополнительно подготовлена схема расположения земельного участка находящегося у истца в собственности относительно жилого дома. Согласно информации кадастрового инженера в результате натурного обследования места нахождения жилого дома, расположенного: <адрес>, г. ФИО1, <адрес> было установлено, что данный дом расположен вне границ земельного участка с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ истцом было направлено заявление в Администрацию ГО ФИО1 об утверждении схемы земельного участка под жилым домом и предоставлении земельного участка в собственность за плату. ДД.ММ.ГГГГ мне был направлен ответ с отказом в утверждении схемы и предоставлении земельного участка в собственность, ссылаясь на Генеральный план утвержденный в 2019 году, но однако жилой дом был построен еще в 1963 году. Данный отказ является незаконным и не обоснованным. Согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. В соответствии с ч. 7 указанной статьи предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством. В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Согласно подп. 6 п. 2 ст. 39.3. Земельного кодекса РФ, передача земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений осуществляется путем продажи земельных участков без проведения торгов. Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, из которых в совокупности следует, что договор купли-продажи земельного участка может быть заключен с заявителем при отсутствии оснований, перечисленных в статье 39.16 Кодекса для отказа в предоставлении земельного участка. Предоставление собственникам зданий, строений, сооружений исключительного права на приватизацию занятого этими объектами земельного участка направлено на реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Исключительность права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенных, означает, что такой собственник вправе приватизировать исключительно земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, и никто, кроме собственника объекта, не вправе приобрести соответствующий земельный участок. В то же время земельный участок для использования в иных целях, в том числе для осуществления на участке определенной деятельности, заинтересованное лицо вправе приобрести в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, и предоставление земельного участка в таком случае не имеет исключительного характера. В соответствии с частью 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. В силу земельного законодательства при разрешении данного спора, в том числе, правовое значение имеет вопрос о сложившемся порядке землепользования, то есть соответствие испрашиваемой схемы фактическим границам и длительность их существования. В данном случае земельный участок в данных границах используется более 15 лет.
Истец просит признать за ФИО2 право на выкуп земельного участка путем перераспределения земельного участка, расположенного по адресу <адрес> город ФИО1 <адрес>, площадью 1112 кв.м. Признать отказ администрации городского округа ФИО1, изложенный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительном согласовании предоставления земельного участка за плату путем перераспределения незаконным. Возложить на Администрацию городского округа ФИО1 обязанность вынести решение о предварительном согласовании предоставления ФИО2,С. в собственность земельного участка за плату путем перераспределения и утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> город ФИО1 <адрес>, площадью 1112 кв.м, в границах характерных точек в системе координат согласно схемы расположения земельного участка, а именно:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Представитель истца ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации городского округа Верхняя Пышма и третьего лица Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Верхняя Пышма Шанина Н.М. против удовлетворения исковых требований возражала.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу город ФИО1 <адрес>, на основании решения Верхнепышминского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Решением Верхнепышминского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан наследником и собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ГО ФИО1, <адрес>. Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым №, на основании договора №-П/11 купли-продажи земельного участка под объектом недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом Администрации городского округа ФИО1 с одной стороны и ФИО2 с другой стороны был заключен договор №-П/11 купли-продажи земельного участка под объектом недвижимости- земельного участка общей площадью 615,0 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, находящийся под объектом недвижимости, расположенный по адресу <адрес>, г. ФИО1, <адрес>. Как усматривается из кадастрового паспорта здания от ДД.ММ.ГГГГ (раздел 2 ситуационный план объекта недвижимости), технического паспорта домовладения, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (прил.1 инвентарный план объекта, ситуация принята по плану топосъемки от ДД.ММ.ГГГГ) на земельном участке находится жилой дом, площадью 29, 2 кв.м. Согласно топографическим съемкам от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с обозначением фактических границ земельного участка, расположенного адресу: г. ФИО1, <адрес>, 1, КН № жилой дом и иные постройки существуют в фактических границах земельного участка, при этом из топографической съемки от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что жилой дом, а также постройки, примыкающие слева к земельному участку, оказались вне юридических границ при формировании земельного участка. Эта же информация следует из публичной кадастровой карты и карт градостроительного зонирования, а также схемы расположения дома, подготовленной кадастровым инженером ФИО5 Согласно информации кадастрового инженера в результате натурного обследования места нахождения жилого дома, расположенного: <адрес>, г. ФИО1, <адрес> было установлено, что данный дом расположен вне границ земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земельных участков, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьи 39.27 - 39.29) настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 39.28, пунктам 1, 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. В целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. Подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а также ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городского округа уполномочены на распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом.
В пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно пункту 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
ДД.ММ.ГГГГ истцом было направлено заявление в Администрацию ГО ФИО1 об утверждении схемы земельного участка под жилым домом и предоставлении земельного участка в собственность за плату. ДД.ММ.ГГГГ истцу был направлен ответ с отказом в утверждении схемы и предоставлении земельного участка в собственность со ссылками на пп. 4 п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и п.4 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку согласно Генерального плана ГО ФИО1 применительно к территории населенного пункта <адрес>, утвержденного решением Думы ГО ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № испрашиваемый земельный участок в соответствии с представленными координатами схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является территорией общего пользования (земли, государственная собственность на которые не разграничена, занимаемые объектами транспортной инфраструктуры).
Пунктами 1-6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены требования к образуемым и измененным земельным участкам:
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Вместе с тем, доказательств нахождения земельного участка в зоне общего пользования ответчиком не представлено. Согласно технической документации (кадастрового и технического паспорта) жилой дом, расположенный по адресу: ГО ФИО1, <адрес>, был построен еще в 1963 году. Согласно реестровому делу границы земельного участка установлены в соответствии с межевым планом, подготовленном ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Согласно материалам топографических съемок земельный участок в существующих границах используется истцом (а до него правопредшественниками) минимум с 2009 года, при этом на сегодняшний день и на момент установления границ в 2011 году жилой дом располагается вне юридических границ земельного участка. Фактически истец ставит вопрос о приведении юридических границ в соответствии с фактическими, указывая, что при формировании границ земельного участка не было учтено фактическое землепользование и прежде всего расположение жилого дома, который не может находиться вне границ земельного участка, принадлежащего истцу. Формирование земельного участка подобным образом нарушает принцип единства судьбы земельного участка и объектов, расположенных на нем.
Пунктом 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрена возможность перераспределения земель при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
Стороной ответчика не представлено доказательств нахождения на истребуемом истцом земельном участке объектов общего пользования, как и не представлено доказательств использования земельного участка по указанному назначению. Истцом, напротив, представлены доказательства фактического землепользования данным земельным участком к моменту формирования его границ.
Таким образом, при отсутствии проекта межевания территории может быть использована указанная пункте 8 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином и утвержденная уполномоченным органом.
Согласно подпункту 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории. Вместе с тем, при отсутствии проекта межевания и проекта планировки территории отказ ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой на указанную норму является необоснованным. Нарушений требований, предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, к образуемому земельному участку с учетом того, что он не находится в зоне общего пользования, не является ограниченным в обороте, не установлено.
Пунктом 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован, в том числе порядок образования земельного участка для его предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. Ссылка ответчика на указанную норму не обоснованна. Кроме того, в силу указанной нормы одним из этапов порядка образования земельного участка для его предоставления в аренду путем проведения аукциона в соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ является обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка. То есть в данном случае законом прямо предусмотрена возможность образования земельного участка и при отсутствии проекта межевания территории.
На иные основания для отказа в перераспределении земельных участков ответчиком не указано.
Поскольку иных оснований, препятствующих перераспределению участка администрацией городского округа ФИО1 не указано, и судом не установлено, суд приходит к выводу, что отказ администрации ГО ФИО1 по основаниям, указанным в ответе, противоречит закону, а также о наличии у истца права на перераспределение земельного с кадастровым номером № и земель, находящихся в государственной собственности, право на которые не разграничено, в кадастровом квартале № в границах согласно подготовленной схеме расположения участка на кадастровом плане территории.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Смирнова Дмитрия Сергеевича к Администрации городского округа Верхняя Пышма о признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земель, незаконным, возложении обязанности - удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации городского округа Верхняя Пышма в утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земель, на кадастровом плане территории.
Возложить на администрацию городского округа Верхняя Пышма обязанность по принятию решения о предварительном согласовании предоставления Смирнову Дмитрию Сергеевичу земельного участка за плату путем перераспределения земель и утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земель, по адресу: <адрес> площадью в размере 1112 кв.м. согласно координат, указанных в схеме, подготовленной кадастровым инженером ФИО6
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Верхнепышминский городской суд Свердловской области в течение месяца с момента вынесения решения в окончательном виде.
Судья О.В. Карасева