дело 2-4269/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2022 года г. Сургут
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Беловоловой И.И.
при секретаре Манышевой Г.Ю.
с участием помощника прокурора Дубенкина А.Ю.
представителя ответчика Администрации г. Сургута Кузьмич Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Сургута в интересах Корышевой В.Д. к Администрации города Сургута, Департаменту по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры о предоставлении жилого помещения,
установил:
Прокурор города Сургута в интересах Корышевой В.Д. обратился в суд иском к Администрации города Сургута, Департаменту по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры о предоставлении жилого помещения, мотивируя требования тем, что в результате проведенной проверки исполнения законодательства об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлено, что последняя, являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, за которым не закреплено жилое помещение, постановлением Администрации г. Сургута от 19.10.2017 № 9009 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. 09.07.2021 Корышева В.Д. достигла совершеннолетнего возраста, однако жилым помещением до настоящего времени не обеспечена, чем нарушены ее права. Прокурор г. Сургута просит обязать Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры приобрести благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования –городской округ Сургута Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, осуществить государственную регистрацию права собственности Ханты-Мансийского автономного округа –Югры и передать его в собственность муниципального образования – городской округ Сургута Ханты-Мансийского автономно округа –Югры и обязать Администрацию г. Сургута предоставить Корышевой В.Д. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании помощник прокурора г. Сургута Дубенкин А.Ю. поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Корышева В.Д., а также представители ответчика Департамента по управлению государственным имуществом Югры, представитель третьего лица Департамента социального развития Югры в суд не явились, извещались о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В своих возражениях Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры просили отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Администрации г. Сургута с исковыми требованиями не согласился, полностью поддержала возражения, согласно которых обязанность по предоставлению жилых помещений специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям- сиротам возникает у органов местного самоуправления с момента поступления субвенции из бюджета ХМАО-Югры, следовательно, такая обязанность Администрации г. Сургута полностью зависит от наличия или отсутствия денежных средств, полученных из бюджета ХМАО-Югры в виде субвенций. В целях обеспечения детей- сирот жилыми помещениями, Администрации г. Сургута необходимо совершить комплекс мероприятий, требующих существенных временных затрат, с 01.01.2021 по 31.12.2021 Администрацией г. Сургута было проведено 859 электронных аукциона на приобретение жилья для детей –сирот, 761 из которых признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок от участников, по итогам 38 аукционов заключены муниципальные контракты на приобретение 38 однокомнатных квартир, которые будут созданы в будущем со сроком передачи объекта до 01 декабря 2022 года, по итогам 12 электронных аукционов – 12 жилых помещений со сроком сдачи до 31 декабря 2023 года. По завершению административных процедур Корышева В.Д. будет обеспечена жилым помещением. Просит в иске отказать.
Заслушав представителя Администрации г. Сургута исследовав материалы дела, помощника прокурора г. Сургута, настаивавшего на удовлетворении исковых требований, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что мать Корышевой В.Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения – ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец ФИО2 решением Ногинского ФИО4 <адрес> лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка.
Таким образом, Коршева В.Д. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Администрации города Сургута от 19.10.2017 № 9009 Корышева В.Д. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования городской округ город Сургут.
С указанного периода истец ожидает предоставления жилья.
На момент рассмотрения спора жилое помещение не предоставлено.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отношения, связанные с обеспечением детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями, урегулированы Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.06.2009 № 86-оз "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.06.2009 № 86-оз).
Пунктом 5 статьи 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.06.2009 № 86-оз предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов и квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, в котором они предоставляются, площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина, установленной органами местного самоуправления для соответствующего муниципального образования. При отсутствии свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде в границах муниципального образования, являющегося местом жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, с письменного согласия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объявленных полностью дееспособными (эмансипированными), либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им может быть предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в границах другого муниципального образования на территории автономного округа в порядке, установленном Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Приобретение (строительство) жилых помещений с целью их дальнейшего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иным лицам по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, предусмотренных на указанные цели законом о бюджете автономного округа. Превышение фактических расходов над размером субвенции финансируется за счет средств бюджета муниципального образования или внебюджетных источников.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Распоряжением Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2022 № 109-рг определен порядок обеспечения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, которым, в частности, закреплена обязанность Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры приобрести благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования – городской округ Сургут ХМАО-Югры, зарегистрировать его в установленном порядке и передать Администрации г. Сургута на праве собственности для последующего предоставления детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Распоряжением Губернатора ХМАО-Югры № 164-рг от 14.06.2022 в вышеуказанное Распоряжение Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2022 № 109-рг внесены изменения, согласно которых из государственной собственности ХМАО-Югры в собственность муниципального образования городской округ Сургут подлежит передаче 145 квартир, предоставляемых детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и достигшим возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка нуждающихся и порядок передачи жилых помещений.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как и признание проводимых аукционов несостоявшимися, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с чем доводы Администрации г. Сургута, изложенные в возражениях на исковое заявление об отсутствии жилых помещений ввиду признания электронных аукционов несостоявшимися ввиду отсутствия заявок, суд находит не состоятельными.
Поскольку Департаментом по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры не предоставлено доказательств приобретения и надлежащего оформления жилых помещений, подлежащих передаче Администрации г. Сургута для последующего предоставления истцу, а право истца на предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения до настоящего времени не реализовано, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы представителя ответчика администрации г. Сургута об отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда возможных для предоставления по договору найма специализированных жилых помещений, отсутствие состоявшихся торгов, в данном случае не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором г. Сургута требований.
Вместе с тем, суд находит подлежащим удовлетворению ходатайство Администрации г. Сургута о предоставлении им отсрочки исполнения решения.
Право суда отсрочить или рассрочит исполнение решения суда исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств закреплено в ст. 203 ГПК РФ.
Разрешая вопрос о предоставлении отсрочки исполнения решения, суд исходит из того, что процедура передачи жилых помещений из государственной собственности ХМАО-Югры в собственность муниципального образования городской округ Сургут, оформление жилых помещений, а также сам процесс согласования предоставления жилого помещения с истцом требует существенных временных затрат, и, считает справедливым и разумным предоставить отсрочку исполнения решения до 31.12.2022 включительно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора города Сургута в интересах Корышевой В.Д. – удовлетворить.
Возложить обязанность на Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры ( ИНН №) приобрести благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования –городской округ Сургута Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, осуществить государственную регистрацию права собственности Ханты-Мансийского автономного округа –Югры и передать его в собственность муниципального образования – городской округ Сургута Ханты-Мансийского автономно округа –Югры.
Возложить обязанности на Администрацию города Сургута (ИНН № предоставить Корышевой В.Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, предоставив отсрочку исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Мотивированное решение изготовлено 29.06.2022.
Судья И.И.Беловолова
КОПИЯ ВЕРНА «30_» июня__2022_г.
Подлинный документ находится в деле №_ 2-4269/2022_______
СУРГУТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ
_____________________
Судья Сургутского городского суда
Беловолова И.И. _________________________
Судебный акт вступил (не вступил)
в законную силу «_____»__________20___г.
Секретарь судебного заседания _Г.Ю.Манышева__________