Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2021 года г. Минусинск
Минусинский городской суд в составе:
председательствующего Царева В.М.
при секретаре Трубициной Ю.М.
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Расторгуевой Лидии Ивановны к КГКУ «Управление социальной защиты населения» в лице территориального отдела г. Минусинска и Минусинского района об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах инвалида 3 группы Расторгуевой Л.И. обратился в Минусинский городской суд с исковыми требованиями к КГКУ «Управление социальной защиты населения» в лице территориального отдела г. Минусинска и Минусинского района об обязании совершить действия. Прокурор в своем исковом заявлении, с учетом заявления об уточнении исковых требований, просит обязать КГКУ «Управление социальной защиты населения» предоставить Расторгуевой Л.И.01.06.2019 по 09.08.2019 меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг в размере 50% начисленных ресурсоснабжающими организациями и обслуживающими компаниями многоквартирного жилого дома <адрес>, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а с 10.08.2019 в форме компенсаций понесенных расходов на оплату коммунальных услуг.
В исковом заявлении и в судебном заседании прокурор свои требования мотивировал следующим. Минусинской межрайонной прокуратурой по обращению истца об отказе в предоставлении мер социальной поддержки проведена проверка, в ходе которой установлено следующее. Расторгуева Л.И., является инвалидом <данные изъяты> группы, зарегистрирована по месту жительства и проживает по адресу: <адрес>.
На основании положений Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Расторгуева Л.И. пользовалась мерами социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 %. 14.10.2016 обратилась с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в УСЗН г. Минусинска и ей было назначено предоставление мер социальной поддержки в соответствии с Законом Красноярского края как инвалиду в форме субсидий. Предоставленными мерами истица пользовалась до 01.05.2019. Так, в УСЗН Администрации г. Минусинска поступила информация об имеющейся задолженности Расторгуевой по оплате жилищно-коммунальных услуг. Ответчиком было принято решение о приостановлении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01.05.2019, а с 01.06.2019 принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки. Таким образом, инвалид истецс 01.06.2019 незаконно лишена права на получение мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг. Принятые решения УСЗН города Минусинска являются незаконными, поскольку выплата предусмотренных законодательством компенсаций на оплату коммунальных услуг не может быть прекращена на основании того, что имеется задолженность по их оплате.
Истец в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования удовлетворить.
Ответчик, действующий в судебном заседании через своего представителя по доверенности Боброву Н.А., полагал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Расторгуева Л.И. является инвалидом <данные изъяты> группы, проживает в квартире по адресу: <адрес>.. На основании сведений, предоставленных в УСЗН Администрации г. Минусинска по состоянию на 01.05.2019 Расторгуева Л.И. имела задолженность по оплате за жилье и коммунальные услуги в размере 26646 рублей, что превышает сумму оплаты услуг за два месяца.В связи с установлением факта задолженности, управлением было принято решение о приостановлении Расторгуевой Л.И. с 01.05.2019 предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг, о чем получателю было направлено уведомление, ас 01.06.2019 года Управлением было принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки, о чем получателю было направлено уведомление.
Пунктом 1 статьи 20.1 Закона края № 13-2804 предусматривается предоставление гражданам мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при отсутствии у них задолженности по оплате этих услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Поскольку в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, данная норма Определением ВС РФ не оспорена, то при получении в срок, установленный законодательством для принятия уполномоченным органом решения (в течение 10 рабочих дней со дня получения документов), информации о наличии у граждан задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг либо о неисполнении условий соглашения о ее погашении (при наличии такого соглашения), органом социальной защиты населения должно быть принято решение об отказе инвалиду (семье, воспитывающей ребенка - инвалида) в предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В случае, если необходимая информация о наличии (отсутствии) у заявителя задолженности не поступила в уполномоченный орган в установленный срок (при условии своевременного направления запроса), органом социальной защиты населения в отношении инвалида (семьи, воспитывающей ребенка-инвалида) принимается решение о предоставлении мер социальной поддержки при отсутствии сведений о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Орган социальной защиты населения при получении в рамках информационного обмена сведений о наличии у инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за два и более месяца (в том числе у инвалидов, в отношении которых при первичном обращении было принято решение о предоставлении мер социальной поддержки при отсутствии сведений о наличии задолженности) либо неисполнении соглашений по погашению такойзадолженности (при ее наличии) в соответствии с пунктом 2 статьи 20.1 Закона края № 13-2804 (как и в отношении остальных льготников) принимает решение о приостановлении предоставления мер социальной поддержки для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на один месяц (пункт 2 статьи 20.1 не был оспорен в ВС РФ, что делает возможным его применение).
Признание Определением ВС РФ недействующим пункта 4 статьи 20.1 Закона края № 13-2804 в той мере, в которой его действие распространено на инвалидов, не позволяет его применение при прекращении предоставления мер социальной поддержки инвалидам, семьям, имеющих детей-инвалидов, в случае непогашения задолженности по оплате жилищно- коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления мер социальной поддержки.
Вместе с тем, подпунктом «в» пункта 9 статьи 23 Закона края № 13-2804 предусмотрено, что орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 Закона края № 13-2804, в случае «непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течениеодного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставлениясубсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности)- с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки».
Учитывая, что норма, содержащаяся в статье 23 Закона края № 13-2804, не была оспорена в ВС РФ, при принятии решения о прекращении предоставления инвалидам, семьям, имеющих детей-инвалидов, мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг в случае непогашения задолженности или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия в соответствии с пунктом 2 статьи 20.1 Закона края № 13-2804 решения о приостановлении предоставления мер социальной поддержки орган социальной защиты населения руководствуется подпунктом «в» пункта 9 статьи 23 Закона края № 13-2804.
Частью 2 статьи 13 ГПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления (судебный приказ, решение суда, определение суда), являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Следовательно, при предоставлении, приостановлении и прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, Определение ВС РФ подлежит обязательному исполнению, но исключительно в оспоренной части.
Кроме того, УСЗН Администрации г. Минусинска было ликвидировано 19.06.2020. КГКУ «УСЗН» не является правопреемником УСЗН Администрации г. Минусинска, а потому, заявленные прокурором требования удовлетворен6ию не подлежат.
На основании изложенного, а также приведенных в письменном отзыве норм права, просит в удовлетворении исковых требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах Расторгуевой Л.И. отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора- Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайства об отложении дела суду не представил.
Суд с учетом мнения явившихся лиц полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Суд соглашается с доводами, приведенными истцом в иске и, исходит при этом из следующего.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержаниеи текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета, плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Инвалидам, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Суд приходит к выводу о незаконности принятого УСЗН Администрации г. Минусинска решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки в связи со следующим.
17 декабря 2004г. Законодательным Собранием Красноярского края принят Закон Красноярского края N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (далее - Закон края). Статьей 7 Закона края установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предоставляются в форме субсидий.
Из текста указанного Закона Красноярского края следует, что в данном Законе в статьях 3, 3.1, 4, 5, 5.1, 5.2, 6 предусмотрены категории граждан, которым предоставляются субсидии- средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, и в статьях 8, 8.1, 8.2, 9, 9.1, 10, 10.1 предусмотрены дополнительные субсидии и дополнительные меры социальной поддержки перечисленным в указанных статьях категориям граждан. Инвалиды (кроме инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий) в этих нормах не перечислены.
В то же время в ст. 7 Закона, определяющей формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, к лицам, получающим меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде субсидий, отнесены и лица, перечисленные в ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».Таким образом, на указанную в ст. 17 названного Федерального закона категорию граждан, в том числе на Расторгуеву Л.И. являющуюся инвалидом, распространяется действие Закона Красноярского края, в том числе правил предоставления указанных субсидий с учетом доходов этих граждан и постоянно проживающих с ними членов их семей (ст. 11), перечень документов, предоставляемых данными гражданами (ст. 13), а также, условия предоставления и прекращения субсидий (ст. 20.1) и другие положения Закона края.
Определением Верховного суда от РФ от 03.06.2015 N 53-АПГ15-24 «Об отмене решения Красноярского краевого суда от 29.01.2015 года и признании недействующими отдельных положений пункта 1 статьи 13 и пункта 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» п. 1 ст. 13 и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в части признаны недействующими с даты вступления решения суда в законную силу, то есть с 29.01.2015 года в той мере, в какой распространено их действие на инвалидов.
В Определении Верховного суда РФ также разъяснено, что из содержания указанных положений Закона края следует, что для указанной категории граждан - инвалидов в том числе, установлен ежемесячный заявительный порядок подтверждения затрат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, то есть введены дополнительные обязанности по предоставлению документов, не предусмотренные действующим законодательством, выплату указанных мер в установленном федеральным законом размере законодатель Красноярского края ставит в зависимость от исполнения данной категорией граждан перечисленных в Законе края обязанностей, тогда как вышеперечисленным федеральным законодательством таких обязанностей и условий предоставления указанной льготы для инвалидов не установлено. Передача Российской Федерацией своих полномочий по выплате названных мер социальной поддержки субъектам Российской Федерации не свидетельствует о правомерности установления иных, чем предусмотрено федеральным законодательством, условий их предоставления.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на обеспечение государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан, на развитие системы социальных служб, установление пособий и иных гарантий социальной защиты.
Предоставление мер социальной поддержки определенной категории граждан является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, заключающейся в установлении такого порядка их реализации, который обеспечивал бы социально незащищенным гражданам получение законных льгот в полном объеме без возложения дополнительных обязанностей и введения каких-либо ухудшающих их положение условий, способных создать препятствия для реализации социальных прав.
В Закон края соответствующие изменения в п.1 ст. 13 и п.4 ст. 20.1 внесены только 04.02.2016 года Законом N 10-4209.
Таким образом, исходя из анализа приведенных норм, с 29.01.2015 года при предоставлении мер социальной поддержки в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки, а также, не может быть прекращена выплата предусмотренных законодательством льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг лишь по тем основаниям, что имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истец, является инвалидом, собственником жилого помещения, в котором проживает в связи с чем, имеет право на получение мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг.
Требования ст. 20.1 Закона края, содержащие условия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам только в случае отсутствия задолженностью по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которые по своей сути противоречат действующему федеральному законодательству о социальной защите инвалидов, не могут быть применены к льготникам - собственникам жилых помещений, у которых имеется задолженность по оплате жилищных услуг и взносов на капитальный ремонт.
Законом Красноярского края от 11.07.2019 № 7-2934 внесены изменения в закон Красноярского края № 13-2804 от 17.12.2004 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», которым субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг заменена на компенсацию.
В соответствии со ст. 20.1 Закона Красноярского края № 13-2804 в редакции от 11.07.2019, компенсации и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2-10.1, 10.3 настоящего Закона, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашения по ее погашению.
Компенсации и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в ст. 2-10.1, 10.3 настоящего Закона, не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности уполномоченная организация получает из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
Внесенные в Закон края № 13-2804 изменения не распространяются на правоотношения, возникшие до вступления изменений в законную силу, то есть до 11.08.2019. Таким образом, решением УСЗН города Минусинска неправомерно с 01.06.2019 прекращено предоставление Расторгуевой Л.И. мер социальной поддержки. Меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50 % в форме субсидий должны были предоставляться до 10.08.2019.
Законодателем не предусмотрено право ответчика на принятие решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Само по себе наличие у истица задолженности по оплате жилья, коммунальных услуг не может служить основанием для прекращения предоставления ему мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате данных услуг, в связи с чем, на ответчика следует возложить обязанность предоставить Расторгуевой Л.И. с 01.06.2019 по 09.08.2019 меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплатукоммунальных услуг в размере 50 %, начисленных рессурсоснабжающими организациями и обслуживающими компаниями жилого дома по № <адрес>, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а с 10.08.2019 в форме компенсаций понесенных расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и на оплату коммунальных услуг.
19.06.2020 УСЗН Администрации города Минусинска ликвидировано. 31.12.2019 личные дела получателей мер социальной поддержки переданы в уполномоченное учреждение- ответчику КГКУ «УСЗН». Таким образом, с 01.01.2020 меры социальной поддержки населению г. Минусинска предоставляются через КГКУ «Управление социальной защиты населения», функции и полномочия учредителя которого осуществляет Министерство социальной политики Красноярского края.
Таким образом, суд отклоняет доводы ответчика о том, что ввиду ликвидации УСЗН Администрации г. Минусинска ответчик не должен исполнять обязанность по предоставлению компенсации.
В соответствии с положениями ст. 4 Закона Красноярского края от 04.06.2019г. № № 7-2824, п.п. 48 п. 2.4.1.1 Устава КГКУ « Управление социальной защиты населения », утвержденного приказом Министерства социальной политики Красноярского края от 11.07.2019 №-ОД, данное учреждение исполняет функции и оказывает государственные услуги по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг с 01.01.2020 и, на данную уполномоченную организацию возложена обязанность по предоставлению компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В силу прямого указания ст.7 Конституции РФ Российская Федерация- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Таким образом, для обеспечения прав и законных интересов инвалидов не имеет значения, на какой из органов или учреждений возлагается обязанность по обеспечению гарантий, предусмотренных законом, как не имеет значения момент передачи государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки. В связи с тем, что в настоящее время ответчик является единственным органом, исполняющим на территории края государственные функции в целях обеспечения реализации полномочий в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан после прекращения исполнения указанных полномочий муниципальными органами социальной защиты населения, соответственно, обязанность по предоставлению мер поддержки должна быть возложена на него.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Расторгуевой Лидии Ивановны к КГКУ «Управление социальной защиты населения» в лице территориального отдела г. Минусинска и Минусинского района об обязании совершить действия удовлетворить.
Обязать КГКУ «Управление социальной защиты населения» в лице территориального отдела г. Минусинска и Минусинского района предоставить Расторгуевой Лидии Ивановне с 01.06.2019по 09.08.2019 меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг в размере 50% начисленных ресурсоснабжающими организациями и обслуживающими компаниями многоквартирного жилого <адрес>, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниямприборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а с 10.08.2019 в форме компенсаций понесенных расходов на оплату коммунальных услуг.
Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 02 апреля 2021 года
Председательствующий:Царев В.М.