Дело № 12-114/2021 (УИД 58RS0018-01-2021-004331-11)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Заречный «30» ноября 2021 года
Судья Зареченского городского суда Пензенской области Шарапова О.Ю.,
с участием: защитника ООО «ФНПЦ «ЭнергоПромРесурс» - Глебова И.А., действующего на основании доверенности № 29/12-03 от 12.10.2021,
рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу генерального директора ООО «ЭнергоПромРесурс» Байдарова И.С. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенским областям Маркина М.Ю. № ИЕ-02-096/2021 от 10 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении ООО «ЭнергоПромРесурс»,
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенским областям Маркина М.Ю. (далее - старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенским областям) № ИЕ-02-096/2021 от 10.06.2021 ООО «ЭнергоПромРесурс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200000 (двести тысяч) рублей.
Генеральный директор ООО «ЭнергоПромРесурс» Байдаров И.С. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, считая его незаконным и необоснованным, просил его отменить. В обоснование своих требований заявитель в жалобе указал, что Общество проводило мероприятия по отнесению образующегося в результате очистки сточных вод отхода к конкретному виду, и спорный вид отхода, согласно протоколу анализа отходов на токсичность от 24.02.2015 № 105.32.10, соответствовал V классу опасности, следовательно, составление паспорта отхода на данный вид отхода не требовалось. Определение класса опасности образующегося в деятельности организации отхода производится однократно, и обязанности по повторному подтверждению класса опасности образуемых отходов в период деятельности организации при неизменности вида отхода и технологического процесса очистки сточных вод законодательством РФ не установлена. Изменение класса опасности на образующийся в результате деятельности Общества ранее названный отход было установлено только 07.04.2021, о чём им стало известно 09.04.2021. Просил постановление № ИЕ-02-096/2021 от 10.06.2021 отменить, производство по административному делу прекратить.
В судебном заседании защитник ООО «ЭнергоПромРесурс» Глебов И.А., действующий на основании доверенности, жалобу и дополнения к ней поддержал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в них, просил, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения. Дополнительно указал, что в настоящее время у юридического лица оформлен паспорт IV класса опасности от 01.09.2021 на отход в виде осадка с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод.
Представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещён своевременно и надлежащим образом, в поступившем в суд ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно представив отзыв на жалобу.
Заслушав объяснения лица, участвующего в деле, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, исследовав материалы дела об административном правонарушении, нахожу жалобу необоснованной и подлежащей оставлению без удовлетворения, а обжалуемое постановление подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно п. 3 статьи 30.6 данного Кодекса, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны с доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Таким образом, пересмотр постановления по делу об административном правонарушении, должен осуществляться по правилам, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и дело должно быть проверено в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по составлению паспортов отходов I - IV классов опасности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 паспорт отходов - это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
В силу п. 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (вместе с «Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности») от 16.08.2013 № 712, действовавшим в период вменяемого правонарушения, - Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
Как установлено в ходе судебного заседания и следует из материалов дела, в период с 15.03.2021 по 09.04.2021 в отношении ООО «ЭнергоПромРесурс» была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой должностным лицом административного органа выявлено неисполнение обязанности по составлению паспорта отходов IV класса опасности на отход в виде осадка с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод.
Так, в рамках осуществления государственного надзора в области обращения с отходами 31.03.2021 с участием специалистов Филиала «ЦЛАТИ по Брянской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», привлеченных к участию в проверке в качестве экспертов, на площадке № 2 (участок канализационных очистных сооружений), расположенной по адресу: г. Пенза, 200 м северо-восточнее относительно остановочной платформы 720 км КБШ, были отобраны пробы отходов, образующихся в результате деятельности ООО «ЭнергоПромРесурс», с целью определения токсичности: в том числе, - осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод практически неопасный.
По отобранным отходам Филиалом «ЦЛАТИ по Брянской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» были предоставлены протоколы анализа отходов.
Согласно протоколу результатов токсикологического анализа водной вытяжки отхода от 07.04.2021 № 43-О/08-04.21, в результате биотестирования водной вытяжки – осадка с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод практически неопасный, выявлено острое токсическое действие на тест-объекты при разбавлении в 10 раз, 100 раз, 100 раз – отход соответствует IV классу опасности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «ЭнергоПромРесурс» к административной ответственности по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется (ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ).
На основании п. 7, 8, 10 и 11 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности» паспорт отходов, не включенных в ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов), составляется и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не позднее 30 календарных дней со дня получения информации о подтверждении отнесения данных отходов к конкретному виду и классу опасности территориальными органами Росприроднадзора по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, не включенных в ФККО, согласно приложению № 3 к настоящему приказу; паспорт отходов, не включенных в ФККО, подлежит переоформлению на паспорт отходов, включенных в ФККО, в течение 30 календарных дней с даты включения соответствующего вида отходов в ФККО, о чем индивидуальный предприниматель или юридическое лицо уведомляется Росприроднадзором в письменной форме в течение 10 календарных дней; паспорта же отходов, включенных в ФККО, действуют бессрочно. Внесение изменений в паспорта отходов не допускается.
Как следует из п. 5 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1027 «Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности» юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, виды которых не включены в ФККО, в течение 90 рабочих дней со дня установления, по результатам проведения учета отходов, такого вида отходов, а также со дня изменения технологического процесса или вида деятельности, приводящих к изменению видов образующихся отходов, подготавливают документы и материалы обоснования отнесения отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и направляют их в территориальный орган Росприроднадзора для подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по данному делу является установление момента, когда у ООО «ЭнергоПромРесурс» возникла обязанность по составлению паспортов отходов I - IV классов опасности, а именно осадка с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод практически неопасный.
Согласно материалам рассматриваемого дела, отход - осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод на основании протокола анализа отходов на токсичность № 105.32.10 от 24.02.2015 соответствовал V классу опасности, и составление паспорта отхода на него требовалось, при этом с 2015 года до момента проведения Росприроднадзором проверки процесс очистки сточных вод на канализационных очистительных сооружениях ООО «ЭнергоПромРесурс» не изменялся, что не оспаривалось в ходе судебного заседания, в связи с чем необходимости проведения повторного исследования образующегося в результате деятельности юридического лица ранее названного отхода, согласно нормам действующего законодательства, не требовалось, а о соответствии данного отхода IV классу опасности, стало известно лишь после составления протокола результатов токсикологического анализа водной вытяжки отхода от 07.04.2021 № 43-О/08-04.21, иных данных материалы дела не содержат, судье не представлено.
Действующим законодательством не предусмотрена какая-либо периодичность подтверждения класса отходов, образующихся в результате деятельности юридического лица при неизменности его технологического процесса.
Следовательно, установленная действующим законодательством обязанность по составлению паспорта отхода - осадка с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод практически неопасного возникла только с 07.04.2021, что опровергает указание в оспариваемом постановлении должностного лица административного органа указание на то, что юридическим лицом было совершено правонарушение, предусмотренное ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, 09.04.2021.
В силу положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание изложенное, прихожу к выводу, что обжалуемое постановление является незаконным и необоснованным, следовательно, подлежащим отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи отсутствием в действиях ООО «ЭнергоПромРесурс» состава вменённого административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. ст. 30.1-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л А:
жалобу генерального директора ООО «ЭнергоПромРесурс» Байдарова И.С. удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенским областям Маркина М.Ю. № ИЕ-02-096/2021 от 10 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЭнергоПромРесурс» - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЭнергоПромРесурс» прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд Пензенской области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья О.Ю.Шарапова