№ 2-141/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2012 года с. Якшур-Бодья, УР
Якшур-Бодьинский районный суд УР в составе:
Судьи Шкляевой Е.В. единолично,
с участием помощника прокурора Якшур-Бодьинского района УР Ивановского А.С.,
при секретаре Араслановой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Якшур-Бодьинского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействия и понуждении к организации утилизации и переработки бытовых отходов на территории <адрес> района УР,
у с т а н о в и л :
Прокурор Якшур-Бодьинского района УР обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» (далее по тексту – МО «<данные изъяты>») о признании незаконным бездействия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных объектов на территории <адрес> района УР и возложении обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.
Исковые требования мотивированы следующим.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, способы и условия которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами.
В соответствии с ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ч. 2 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», подпунктом 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования «<данные изъяты>» к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статьями 20, 31 (ч. 1), 34 (ч. 1 п. 10) Устава муниципального образования «<данные изъяты>» полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов возложены на исполнительно- распорядительный орган - Администрацию муниципального образования «<данные изъяты>».
В силу абзаца 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Исходя из вышеизложенного, Администрация муниципального образования «<данные изъяты>» обязана организовать и финансировать мероприятия по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории <адрес> района УР, обеспечив выполнение этих мероприятий в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Однако указанные требования федерального законодательства Администрацией муниципального образования «<данные изъяты>» не выполняются.
На территории <адрес> района на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенного в южной части кадастрового квартала, граница которого проходит по восточной границе населенного пункта <адрес>, западной границе населенного пункта <адрес>, примерно в <адрес> по направлению на запад, общей площадью 20 000 кв.м., на земельном участке с кадастровым номером 18:24:013001:92 непосредственно на почве обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и мусора.
На указанной свалке размещены отходы - бытовой мусор, пластиковые и стеклянные бутылки, бой кирпича, резиновые покрышки, строительный мусор, люминесцентные лампы и др.
В нарушение вышеназванных требований законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Администрацией МО «<данные изъяты>» деятельность по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов надлежащим образом не организована. Администрацией МО «<данные изъяты>» не определены собственник и эксплуатирующая свалку твердых бытовых отходов организация, указанная свалка является бесхозной, на земельный участок, используемый под свалкой, не оформлены правоустанавливающие документы.
До ноября 2011 года сбор и размещение твердых бытовых отходов на свалке, расположенной на <данные изъяты> тракта <данные изъяты> <адрес> Удмуртской Республики, осуществляло ООО «<данные изъяты>», которое согласно сведениям Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещении отходов 1-4 классов опасности ООО «<данные изъяты>» не получала, с заявлением о предоставлении лицензии в Управление Росприроднадзора по УР не обращалось.
Бездействие Администрации МО «<данные изъяты>», выражающееся в том, что не организована утилизация и переработка бытовых и промышленных объектов на территории <адрес> района УР, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации (статья 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз.2, 3 ст.3, п.1 ст.11), Федеральным законом «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 8) права граждан на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия, на благоприятные условия жизнедеятельности и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами установленных экологических и санитарно- гигиенических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека.
Эксплуатация свалки, расположенной на <данные изъяты> тракта <данные изъяты> <адрес> Удмуртской Республики, с нарушением требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения отходов производства и потребления нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, что создаёт угрозу причинения ущерба окружающей среде и может повлечь за собой причинение вреда здоровью человека.
В связи с изложенным прокурор просит:
Признать незаконным бездействия Администрации муниципального образования «<данные изъяты>», выразившееся в том, что не организована утилизация и переработка бытовых и промышленных объектов на территории <адрес> района УР, и в целях устранения нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания обязать Администрацию <адрес> района организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.
В ходе судебного дела прокурор, уточнив исковые требования, просил признать незаконным бездействия Администрации МО «<данные изъяты>», выразившееся в том, что не организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов на территории <адрес> района УР, обязать Администрацию МО «<данные изъяты>» в течение года со дня вступления решения суда в законную силу организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории <адрес> района УР.
В судебном заседании помощник прокурора Якшур-Бодьинского района УР Ивановский А.С. поддержал уточненные исковые требования, подтвердив изложенные в иске доводы.
Представитель ответчика – администрации МО «<данные изъяты>» В., действующая на основании доверенности № 1 от 10.01.2012 года, согласилась с уточненными требованиями прокурора в части обязания в течение года со дня вступления решения суда в законную силу организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории <адрес> района УР.
Представитель ответчика не признала иск в части признания незаконным бездействия Администрации района по организации утилизации и переработки бытовых отходов, пояснив, что, начиная с 2007 года, Администрацией района проводятся необходимые мероприятия по подбору и отводу земельного участка для полигона утилизации бытовых отходов, по этому вопросу ответчик обращался в Правительство УР. В 2008 году были проведены публичные слушания по вопросу размещения полигона твердых бытовых отходов, подыскивалась специализированная организация. В настоящее время постановлением главы Администрации района от 22 марта 2012 года согласован перевод земельного участка, расположенного в <данные изъяты> от <адрес>, из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности для последующей передачи земель в аренду специализированной организации для строительства полигона по переработке бытовых отходов. Все указанные действия Администрацией были произведены до предъявления прокурором иска, что свидетельствует о том, что ответчик не бездействовал.
Третье лицо, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республики (Управление Росприроднадзора по УР), в судебное заседание не явились, направив заявление о рассмотрение дела в его отсутствие и поддержании иска прокурора.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Нормами ст. ст. 4, 22 ФЗ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14, п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ст. 8), и Федеральным законом от 10.11.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ст. 7) также установлено, что к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, федеральным законодательством организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения муниципального района.
Пунктом 10 ст. 35 Устава муниципального образования «<данные изъяты>» установлено, что организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям Администрации <адрес> района.
Ответчиком не оспаривается, что в настоящее время на территории муниципального района не организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов. Требования прокурора в части возложении обязанности в течение года со дня вступления в законную силу решения суда организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории <адрес> района УР представителем ответчика признаны, и суд считает возможным принять признание иска в данной части как не противоречащее закону и не нарушающее права сторон и других лиц.
Однако суд считает, что с учетом представленных ответчиком в ходе рассмотрения дела документов исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия ответчика по организации утилизации бытовых и промышленных отходов являются необоснованными.
Так, постановлением главы Администрации <адрес> района № 1683 от 24.12.2007 года утверждены материалы предварительного согласования по выбору земельного участка для размещения объекта «Строительство полигона твердых бытовых отходов в с.<адрес> на земельном участке, находящемся в ведении муниципального образования «<данные изъяты>», площадью 7 га.
Постановлением главы Администрации <адрес> района № 103 от 31.01.2008 года утверждены итоги проведения публичных слушаний по вопросу размещения полигона твердых бытовых отходов.
Постановлением главы Администрации <адрес> района № 298 от 18.03.2008 года муниципальному унитарному предприятию «<данные изъяты>» разрешено производство работ по изготовлению проектно-сметной документации по строительству объекта «Полигон твердых бытовых отходов для жителей с.<адрес>
Постановлением главы Администрации <адрес> района № 633 от 19.04.2011 года утвержден Акт предварительного согласования места размещения объекта: «Переработка и компостирование твердых бытовых отходов <адрес> района» по адресу: <адрес>.
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики № 592-р от 25.07.2011года рекомендовано обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» предварительно согласовать место размещения объекта по переработке и компостированию твердых бытовых отходов на землях категории «земли сельскохозяйственного назначения», расположенных в границах муниципального образования «<данные изъяты>» в <адрес>.
Постановлением главы Администрации <адрес> района № 2402 от 26.12.2011 года ООО «<данные изъяты> предоставлен в аренду сроком на 11 месяцев земельный участок с кадастровым номером 18:24:113001:1034 из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: УР, <адрес>, общей площадью 100 000 кв.м., с разрешенным использованием: для проектирования объекта «Переработка и компостирование твердых бытовых отходов села <адрес>».
Постановлением главы Администрации <адрес> района № 490 от 22.03.2012 года согласовано перевод земельного участка с кадастровым номером 18:24:113001:1034 общей площадью 100 000 кв.м., расположенного по адресу: УР, <адрес>, из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для последующей передачи земель в аренду ООО «<данные изъяты>» для строительства объекта «Переработка и компостирование твердых бытовых отходов <адрес> района».
Таким образом, из представленных документов следует, что ответчиком с 2007 года осуществляются предусмотренные законом действия, направленные на организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Учитывая данные обстоятельства, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований прокурора в части признания незаконным бездействия ответчика по организации утилизация и переработка бытовых и промышленных объектов на территории <адрес> района УР.
Удовлетворяя частично исковые требования прокурора, суд не взыскивает с ответчика государственную пошлину, от уплаты которой при подаче иска был освобожден прокурор, поскольку в соответствии с п/п 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ Администрация МО «<данные изъяты>» от уплаты государственной пошлины также освобождена как ответчик - орган местного самоуправления.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Якшур-Бодьинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействия и понуждении к организации утилизации и переработки бытовых отходов на территории <адрес> района УР удовлетворить частично.
Обязать Администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» в течение года со дня вступления решения суда в законную силу организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории <адрес> района Удмуртской Республики.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Якшур-Бодьинский районный суд УР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2012 года.
Судья Е.В. Шкляева