Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-698/2020 ~ М-315/2020 от 03.03.2020

Дело № 2-698/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации - России

05 августа 2020 года                            г.Орск

    Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Л.В. Колобовой,

    при секретаре Е.Г. Сурковой,

с участием представителя истца Ширяева Алексея Анатольевича, представителя ответчика УЖКДХТ администрации г. Орска Нефедовой Карины Андреевны, представителя администрации г.Орска Еремеева Евгения Юрьевича,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Каролины Рашидовны к УЖКДХТ администрации г. Орска, администрации г.Орска о возмещении ущерба от ДТП,

у с т а н о в и л:

Попова К.Р. обратилась в суд вышеназванным исковым заявлением к УЖКХ администрации г. Орска о возмещении стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля, убытков, причиненных в результате ДТП. Указала, что ДД.ММ.ГГГГ произошло дорожно-транспортное происшествие на <адрес> в районе <адрес> с участием автомобилей марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак , под управлением Корниенко Д.С., и «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак , под управлением Поповой К.Р.. В ее действиях отсутствовал состав административного правонарушения, в подтверждение чему старшим инспектором ДПС 1 роты ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД России «Орское» ДД.ММ.ГГГГ составлен акт б/н о выявленных недостатках автомобильной дороги по <адрес>, в районе <адрес>, и вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Считает, что ДТП произошло в связи с ненадлежащим содержанием ответчиком дорожного полотна, скользкостью, несвоевременной уборкой автомобильной дороги. Указала, что ее транспортному средству причинен ущерб, а ею понесены расходы, направленные на юридическую защиту нарушенных прав. Просит суд взыскать с ответчика материальный ущерб в сумме 162870 рублей 00 копейки в счет ущерба, причиненного автомобилю, 10000 рублей – расходы по составлению экспертного заключения, 15000 рублей – моральный вред, а также расходы по оплате государственной пошлины.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены администрация г. Орска, Корниенко Д.С..

    Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в отношении предмета спора, привлечено МУП «САТУ», а также осуществлен перевод третьего лица администрации г. Орска в категорию ответчиков.

Истец Попова К.Р., представитель третьего лица МУП «САТУ», третье лицо Корниенко Д.С. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель истца Ширяев А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в иске. Просил их удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчиков администрации г. Орска Еремеев Е.Ю., УЖКДХТ администрации г. Орска Нефедова К.А., действующие на основании доверенностей, возражали в судебном заседании против заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных отзывах на иск, просили в удовлетворении иска отказать.

В письменном отзыве представитель ответчика УЖКДХТ администрации г.Орска возражал против удовлетворения требований иска. Пояснил, что на основании действующего Положения УЖКХ организует содержание, строительство и ремонт дорог общего пользования в границах городского округа, заключает договоры на выполнение работ по содержанию дорожной сети г.Орска. УЖКХ администрации г.Орска заключило с МУП «САТУ» администрации г.Орска муниципальный контракт по содержанию улично-дорожной сети города, согласно которому МУП «САТУ» обязалось выполнять работы по механизированной уборке дорог в зимний период, в том числе и улицы, где произошло ДТП. Таким образом, ответственность за выполнение работ по очистке дороги должно нести МУП «САТУ». Актами выполненных работ подтверждено, что МУП «САТУ» производило уборку проезжей части дорог, механическую посыпку проезжей части дорог противогололедными материалами. Наличие снежного наката на полотне автомобильной дороги не является безусловным основанием для вывода о виновности УЖКХ в случившемся ДТП. Доказательств, подтверждающих прямую причинно-следственную связь наличия колейности, скользкости на дороге с наступившими последствиями, суду не представлено. Считает, что водитель Попова К.Р., двигаясь по дороге в зимнее время, при наличии колеи и скользкости на дороге, должна была соблюдать правила п.10.1 ПДД РФ, оценивать возможность безопасного перемещения на дороге с учетом всех обстоятельств. Считал, что прямой причинно-следственной связи между бездействием УЖКХ администрации г.Орска и произошедшим ДТП не усматривается. Кроме того, указал, что автодорога по Новотроицкому шоссе не передана в ведение УЖКХ. Считая заявленные требования необоснованными, просил в их удовлетворении отказать.

В письменном отзыве на иск представитель ответчика администрации г.Орска считал требования Поповой К.Р. необоснованными, так как доказательств наличия причинной связи между противоправными действиями администрации г.Орска в непосредственном причинении вреда и наступившими последствиями не представлено. Указал, что причиной ДТП явилось нарушение водителем Поповой К.Р. п.10.1 ПДД, не учитывающей при движении наличие колейности дороги, не принявшей меры к безопасному движению автомобиля. Для составления схемы и осмотра дорожного полотна и места ДТП представитель дорожной службы не вызывался и при составлении данного документа не присутствовал, акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организаций дорожного движения составлен без участия представителя дорожной службы. Отметил, что в соответствии с Положением об УЖКХ последнее наделено полномочиями по организации оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог городского округа, осуществляет организацию, содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования. Администрация города не располагает бюджетными средствами для организации работ по содержанию, строительству и ремонту автомобильных дорог общего пользования. УЖКХ является главным администратором доходов и главным распорядителем бюджетных средств, используемых на содержание дорог. Положением, утвержденным решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 06.09.2010 № 68-1213-р «Об утверждении Положения об УЖКХ администрации г.Орска», на УЖКХ администрации г.Орска возложены функции органа по управлению автомобильными дорогами на территории г.Орска. Считая, что основания для удовлетворения требований истца отсутствуют, просил в удовлетворении иска к администрации г.Орска отказать.

В письменном отзыве на иск представитель третьего лица МУП «САТУ» возражал против удовлетворения исковых требований, просил в удовлетворении иска отказать. Указал, что водителем Поповой К.Р. нарушены положения п.10.1 ПДД, не выбрана безопасная скорость для движения при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить. Он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до полной остановки, учитывая при этом метеорологические условия. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. МУП «САТУ» выполняет работы по механизированной уборке улично-дорожной сети города Орска в соответствии с условиями муниципального контракта согласно расчету и техническому заданию заказчика УЖКХ г.Орска. Актами выполненных работ подтверждено, что работы выполнены в полном объеме и приняты без замечаний. УЖКХ г.Орска осуществляет функцию организации содержания, строительства и ремонта автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, является главным распорядителем бюджетных средств по благоустройству города, осуществляет управление автомобильными дорогами на территории города. Обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе, на объектах улично-дорожной сети, включая принятие решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в целях безопасности дорожного движения, относится к полномочиям органов местного самоуправления. Обязанность по содержанию улично-дорожной сети г.Орска на МУП «САТУ» не возложена, поэтому МУП «САТУ» ответственности за причиненный истцу ущерб нести не должно.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ изменены полное и сокращенное наименование ответчика УЖКХ администрации г.Орска с «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Орска» на «Управление жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Орска» (УЖКДХТ администрации г.Орска).

Свидетельством о регистрации транспортного средства подтверждается, что истец Попова К.Р. является собственником автомобиля «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак .

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ произошло дорожно-транспортное происшествие на <адрес> в районе <адрес> с участием автомобилей марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак , под управлением Корниенко Д.С., и «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак , под управлением Поповой К.Р..

В действиях Поповой К.Р. отсутствовал состав административного правонарушения, в подтверждение чему старшим инспектором ДПС 1 роты ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД России «Орское» ДД.ММ.ГГГГ составлен акт б/н о выявленных недостатках автомобильной дороги по <адрес>, в районе <адрес>, и вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении

Факт ненадлежащего состояния дорожного полотна на месте ДТП подтвержден актом от ДД.ММ.ГГГГ б/н о выявленных недостатках автомобильной дороги в районе <адрес> в <адрес>, составленным старшим инспектором ДПС первой роты ОБ ДПС ГИБДД РФ МУ МВД РФ «Орское» ФИО13.

В соответствии с постановлением администрации г.Орска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории МО «Город Орск», распоряжением Главы города Орска от ДД.ММ.ГГГГ -р «О возложении функции органа управления автомобильными дорогами на территории г.Орска на УЖКХ администрации г.Орска», а также положением, утвержденным решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении Положения об УЖКХ администрации г.Орска», функции органа управления автомобильными дорогами на территории г.Орска возложены на УЖКХ администрации г.Орска, дорога по ул. <адрес> передана в оперативное управление УЖКХ администрации г.Орска.

Таким образом, УЖКХ обязано содержать дороги в нормальном рабочем состоянии, не допускать ухудшения их состояния.

В соответствии с п. 1 Положения о финансировании и проведении работ по благоустройству городских территорий, утвержденного решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положений о порядке осуществления отдельных видов расходных обязательств в сфере ЖКХ» к объектам благоустройства города, находящимся в муниципальной собственности, относятся, в том числе, городские дороги.

Согласно п. 3 вышеуказанного Положения УЖКХ администрации г.Орска осуществляет планирование затрат по содержанию, ремонту и строительству объектов благоустройства городских территорий, находящихся в муниципальной собственности и организовывает их исполнение.

Земельный участок, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие, является автомобильной дорогой, которая относится к муниципальной собственности, на основании постановления администрации г.Орска от ДД.ММ.ГГГГ -п земельный участок общего пользования поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 56:43:0000000:20148. Указанная автодорога передана в оперативное управление УЖКДХТ администрации г.Орска, что подтверждается актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от ДД.ММ.ГГГГ.

В составленном ДД.ММ.ГГГГ акте б/н о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги в районе <адрес> в <адрес> инспектор ОДПС ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД России «Орское» указал, что на покрытии проезжей части автомобильной дороги имеется снег и зимняя скользкость в виде уплотненного снега, не обработанного противогололедным составом, чем нарушены положения п.8.1 ГОСТа Р 50597-2017.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

При этом, обстоятельствами, имеющими значение для правильного рассмотрения дела, и подлежащими выяснению в судебном заседании, являются: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинная связь между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда; вина причинителя вреда.

Обязанность доказать отсутствие вины лежит на причинителе вреда.

Согласно пункту 3 статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) участники дорожного движения имеют право, в том числе на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в случаях повреждения транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности дорожного движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены ГОСТом Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст (далее - ГОСТ).

В соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТа покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Коэффициент сцепления колеса автомобиля с покрытием должен быть не менее 0,3 при его измерении измерительным колесом стандартным с покрышкой с протектором без рисунка по ГОСТ 33078 (пункт 5.2.2).

Как определено пунктом 8.1 ГОСТа на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению. Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, приведены в таблице - 4 часа для категорий дорог группы IА, IБ - 4 часа, для дорог группы IВ, II - 5 часов, для дорог группы IВ, II - 6 часов.

Исходя из примечания таблицы п. 8.1 ГОСТа, срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости - с момента ее обнаружения.

В силу раздела 1 ГОСТа «Область применения» настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Согласно разделу 4 ГОСТа «Общие положения» выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц…В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

В силу пункта 1.2 "Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах" (утв. распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 N ОС-548-р) (далее - Руководство) работы по борьбе с зимней скользкостью должны обеспечивать транспортно-эксплуатационное состояние дорог, удовлетворяющее требованиям ГОСТа Р 50597-93 (утратил силу с 1 сентября 2018 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст., утвердившего ГОСТ Р 50597-2017, наследовавшего ряд актуальных положений, сохранивших юридическую силу), и соответствовать заданному уровню содержания.

Для выполнения этих требований осуществляют следующие мероприятия: профилактические, цель которых не допустить образования зимней скользкости на дорожном покрытии или максимально снизить прочностные характеристики снежно-ледяных образований при их возникновении на покрытии, ослабить сцепление слоя снежно-ледяных отложений с покрытием; повышение сцепных качеств дорожных покрытий при образовании на них снежно-ледяных отложений, уплотненного снега или гололедной пленки за счет создания искусственной шероховатости или расплавления снежно-ледяных отложений или гололедных пленок.

В соответствии с пунктом 3.2.10 Руководства дорожно-эксплуатационные организации борьбу с зимней скользкостью обязаны проводить при каждом случае ее появления. В первую очередь, работы проводятся на участках, где больше всего возможно возникновение аварийных ситуаций: на подъемах и спусках с большими уклонами, в пределах населенных пунктов, на кривых малого радиуса, участках с ограниченной видимостью, в пределах автобусных остановок, на пересечениях в одном уровне и подходах к ним и во всех других местах, где особенно часто может требоваться экстренное торможение.

Согласно пункту 4.4.1 Руководства для предупреждения образования или ликвидации зимней скользкости проводят следующие мероприятия:

- профилактическую обработку покрытий противогололедными материалами до появления зимней скользкости или в начале снегопада, чтобы предотвратить образование снежного наката;

- ликвидацию снежно-ледяных отложений с помощью химических или комбинированных ПГМ;

- обработку снежно-ледяных отложений фрикционными материалами.

Исходя из пункта 4.4.2 Руководства профилактический способ позволяет снизить затраты дорожной службы на борьбу с зимней скользкостью, обеспечить допустимые сцепные качества покрытий и безопасность движения в зимний период, уменьшить вредное воздействие ПГМ на окружающую среду за счет применения рациональной технологии и минимально допустимых норм распределения ПГМ. Эффективность этого способа возможна при обеспечении зимних работ специализированными прогнозами образования зимней скользкости.

Профилактическую обработку покрытий осуществляют при:

-прогнозировании образования на покрытии стекловидного льда;

- ожидании снегопада и метелей с возможным образованием на покрытии снежного наката.

В силу пункта 4.4.2.1 Руководства при получении информации о погодных условиях с возможным образованием на покрытии ледяных отложений (стекловидного льда) необходимо провести предварительную обработку покрытия химическими ПГМ в количестве 5-15 г/кв. м. Предварительная обработка может производиться за 1-2 ч. до прогнозируемого явления погоды.

Доказательств того, что МУП «САТУ» приняты надлежащие меры по обработке противогололедными материалами ДД.ММ.ГГГГ в дневное время, предшествующее времени ДТП 12.15 ч, участка автодороги возле <адрес> в <адрес>, или непосредственно до этой даты, суду не представлено.

Доказательств того, что организация МУП «САТУ», обслуживающая данный участок, не знала о наличии скользкости, колеи на автодороге до произошедшего ДТП, в материалы дела не представлено.

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения. Между тем, несмотря на явное несоответствие состояния дорожного покрытия требованиям безопасности дорожного движения, движение на данном участке дороги не было запрещено или ограничено, не было временных предупреждающих знаков, ограничивающих, по крайней мере, скорость движения.

Доказательств обратного суду не представлено.

Согласно п.2.6.1. Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 04.12.2018) если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств.

Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

Составленная сотрудником ГИБДД схема места ДТП отвечает признакам относимости и допустимости, поэтому принимается судом в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего обстоятельства, указанные истцом в иске.

Согласно ГОСТу Р 50597-2017 проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (5.1.1); продольная ровность покрытия по полосам движения проезжей части при измерении по ГОСТу 33101 должна соответствовать установленным значениям, при измерении трехметровой рейкой по 9.2.1 и 9.2.2 (5.2.1); продольную ровность покрытия приводят в соответствие нормативным требованиям по 5.2.1 при проведении работ по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту дорог и улиц, коэффициент сцепления по 5.2.2 - при проведении работ по ремонту и содержанию дорог и улиц. Сроки проведения работ по ремонту и содержанию определяют при их планировании в установленном порядке. До проведения соответствующих работ перед участками дорог и улиц, ровность и сцепные качества которых не соответствуют требованиям настоящего стандарта, устанавливают дорожные знаки по ГОСТу Р 52289. (5.2.3).

Приведенные выше требования по обеспечению безопасности дорожного движения на указанном участке автодороги <адрес> в районе <адрес> не соблюдены, что подтверждается актом о выявленных недостатках в содержании дорожного покрытия (снежного наката, уплотненного снега и зимней скользкости, образовании колеи из уплотненного слоя снега), которые не соответствовали требованиям п.8.1 ГОСТа Р50597-017 и находились в технической причинной связи с дорожным происшествием.

В соответствии с абз. 2 п. 4.2 ГОСТа в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.

Из представленных возражений и документальных доказательств МУП «САТУ» следует, что недостатки выполненных МУП «САТУ» работ в содержании автодорог города Орска, влияющие на безопасность дорожного движения до даты рассматриваемого ДТП, не выявлены. Сведения о дополнительных заданиях по очистке и обработке участка дороги, где произошло дорожно-транспортное происшествие, УЖКХ администрации г.Орска, как заказчиком работ по муниципальному контракту, суду не представлены.

Таким образом, ответственным лицом за надлежащее содержание участка дороги, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие, является УЖКДХТ администрации города Орска, как орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по содержанию, ремонту и обслуживанию автомобильных дорог на территории муниципального образования город Орск.

С учетом установленных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является УЖКДХТ администрации г. Орска, на которое возложена обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог в городе, в связи с чем в удовлетворении требований к администрации г.Орска надлежит отказать.

Согласно определению инспектора ОБДПС ГИБДД МУ МВД России «Орское» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, нарушений Правил дорожного движения со стороны Поповой К.Р., не справившейся с управлением автомобиля, не установлено.

Суждение ответчиков о том, что причинение повреждений автомобилю истца на обледенелом дорожном покрытии произошло вследствие нарушения водителем Поповой К.Р. положений п.10.1 ПДД РФ, скоростного режима движения транспортного средства, ничем не подтверждено. С какой именно оптимальной скоростью, исключающей возникновение рассматриваемого события, данному лицу требовалось управлять автомобилем, представитель ответчика УЖКДХТ администрации г.Орска со ссылкой на соответствующие доказательства не указал.

При таком положении суд считает, что ответственность за содержание автодороги по <адрес> должно нести УЖКДХТ администрации г.Орска. Причиной дорожно-транспортного происшествия, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ, является неисполнение со стороны УЖКДХТ администрации г.Орска обязанностей по поддержанию надлежащего эксплуатационного состояния дорожного покрытия в указанном месте. Между действиями водителя Поповой К.Р. и наступившими последствиями в виде повреждений принадлежащего ему автомобиля причинная связь отсутствует.

Из заключения эксперта оценщика ИП ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что рыночная стоимость автомобиля «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак , поврежденного в результате ДТП, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, составляет 241870 рублей 00 копеек. Стоимость годных остатков составляет 79000 рублей. Экспертом установлена полная гибель автомобиля, при которой восстановительной ремонт автомобиля нецелесообразен. Стоимость проведения экспертизы составила 10000 рублей.

О проведении судебной автотехнической товароведческой экспертизы с целью определения стоимости причиненного автомобилю ущерба ответчики ходатайств не заявили, доказательств, опровергающих представленный истцом отчет оценщика, не представили.

Оценивая заключение об оценке ущерба, суд находит его достоверным и берет за основу, так как оценщик является экспертом-автотехником, имеющим высшее техническое образование, имеет специальные познания в данной области, стаж работы по экспертной специальности свыше 5 лет, что подтверждено представленными в материалы дела свидетельствами и сертификатами.

Таким образом, с ответчика УЖКДХТ администрации г.Орска в пользу истца в счет восстановительного ремонта поврежденного автомобиля подлежит взысканию 162870 рублей 00 копеек.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. (абзац второй пункта 2 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").

Рассматривая требования истца о взыскании компенсации морального вреда в связи с причинением ущерба в ДТП, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу Поповой К.Р. компенсации морального вреда, так как данный спор носит имущественный характер, а возложить на ответчика обязанность денежной компенсации морального вреда суд вправе только при наличии со стороны ответчика действий, нарушающих личные неимущественные права истца либо посягающих на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, что не было установлено в ходе судебного заседания.

С учетом изложенного в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда необходимо отказать.

Рассматривая требования истца о возмещении судебных расходов, суд исходит из следующего. В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, хотя бы эта сторона и была освобождена от уплаты судебных расходов в доход государства. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. В материалы дела истцом представлена квитанция от ДД.ММ.ГГГГ об оплате услуг ИП Широбокова в размере 10000 рублей, а также квитанция об оплате госпошлины в размере 4457 рублей.

Права Поповой К.Р. на возмещение расходов на оплату услуг оценщика являются необходимыми, поэтому заявление Поповой К.Р. о взыскании с ответчика УЖКДХТ администрации г.Орска судебных расходов в сумме 10000 рублей на оплату заключения специалиста о стоимости ущерба, а также, расходы истца на оплату госпошлины в размере 4457 рублей- подлежит удовлетворению.

Поскольку вина ответчика администрации г.Орска в причинении истцу ущерба отсутствует, в оставшейся части в удовлетворении требований Поповой К.Р. к ответчику администрации г.Орска, а также в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов в оставшейся части необходимо отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Поповой Каролины Рашидовны удовлетворить в части.

Взыскать в пользу Поповой Каролины Рашидовны с УЖКДХТ администрации города Орска в возмещение стоимости причиненного автомобилю ущерба в сумме 162870 рублей, расходов по проведению оценки ущерба в сумме 10000 рублей, в счет оплаченной государственной пошлины – 4457 рублей 40 копеек.

В удовлетворении исковых требований Поповой Каролины Рашидовны к администрации г.Орска, УЖКДХТ администрации г.Орска в оставшейся части - отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

        

    В окончательном объеме решение изготовлено 12 августа 2020 года    

Судья Октябрьского

районного суда г.Орска подпись     Л.В.Колобова

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-698/2020, которое хранится в Октябрьском районном суде г.Орска.

2-698/2020 ~ М-315/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Попова Каролина Рашидовна
Ответчики
УЖКДХТ Администрации г.Орска
Другие
Корниенко Денис Сергеевич
Администрация г. Орска
Суд
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области
Судья
Колобова Л.В.
Дело на странице суда
oktyabrskyorsk--orb.sudrf.ru
03.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.03.2020Передача материалов судье
10.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2020Судебное заседание
21.04.2020Судебное заседание
18.06.2020Производство по делу возобновлено
18.06.2020Судебное заседание
18.06.2020Судебное заседание
10.07.2020Судебное заседание
21.07.2020Судебное заседание
05.08.2020Судебное заседание
12.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.10.2020Дело оформлено
28.10.2020Дело передано в архив
18.11.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
23.11.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
15.12.2020Судебное заседание
29.04.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
11.05.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
14.05.2021Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее