№ 2-167/2022
(№ 2-2059/2021)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 января 2022 года Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Крикуновой А.В.,
при секретаре Барышевой Т.А.,
помощник судьи Ковалева Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Анфалова Евгения Александровича к администрации Зональненского сельского поселения о признании права собственности на самовольно реконструированный жилой дом,
установил:
Анфалов Е.А. обратился в суд с иском к администрации Зональненского сельского поселения о признании права собственности на самовольно реконструированный жилой дом общей площадью 139,7 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый №, в соответствии с техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленного требования указано, что Анфалов Е.А. является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый №. Анфалову Е.А. принадлежит на праве собственности жилой дом с кадастровым №. С целью улучшения жилищных условий была произведена реконструкция и перепланировка жилого дома по адресу: <адрес> путем возведения пристроек, в результате чего площадь дома стала равной 139,7 кв.м. Жилой дом пригоден для проживания, состояние конструкций дома не противоречит требованиям СНиП, жилое помещение является объектом завершенного строительства, соответствует своему функциональному значению и пригодно для безопасной эксплуатации, является объектом завершенного строительства и не противоречит требованиям норм и правил пожарной безопасности, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
Реконструированный жилой дом находится на земельном участке, которым Анфалов Е.А. владеет на законном основании, реконструированный объект недвижимости соответствует строительно-техническим, противопожарным, санитарным нормам и правилам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Анфалову Е.А. отказано в выдаче сообщения о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости его размещения на принадлежащем земельном участке.
Истец Анфалов Е.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Ответчик администрация Зональненского сельского поселения, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направила, возражений по заявленному требованию не представила.
Суд в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие сторон.
Исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (часть 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Понятие «реконструкция» дано в ч. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (этажность), площади, показателей производственной мощности, объема и качества инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
В силу пункта 5 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство отнесена к компетенции органа местного самоуправления, в данном случае - к компетенции администрации муниципального образования «Калтайское сельское поселение».
Пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
В силу положений статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей с 01.09.2015) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п.1); лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки (п.2); право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом (п.3).
В силу абз. 2, 3 п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.09.2015) право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка; в этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом; право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из анализа нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, следует, что признание права собственности на самовольный объект недвижимости в судебном порядке законодатель связывает с исключительными обстоятельствами, в силу которых он может быть вовлечен в гражданско-правовой оборот, препятствующими в административном порядке получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект капитального строительства. При этом для признания постройки самовольной необходимо наличие определенных условий, а именно: возведение строения на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом; создание строения без получения на это необходимых разрешений; возведение постройки с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Кроме того, юридически значимым обстоятельством также является установление того обстоятельства, что возводимый объект недвижимости нарушает права и охраняемые законом интересы собственников, создает угрозу жизни и здоровью.
Судом установлено, что Анфалову Е.А. на праве собственности принадлежат – жилой дом, площадь 91,2 кв.м, адрес (местонахождение): <адрес>; земельный участок кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение личного подсобного хозяйства, площадь 1300 кв.м, адрес (местонахождение): <адрес>
Из технического паспорта здания, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью «Проект Томск» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по данным технической инвентаризации (натурного обследования) на ДД.ММ.ГГГГ жилое здание (дом) по адресу: <адрес> имеет следующие технико-экономические показатели: высота этажа 2.7-2.8, общая площадь 139.7 кв.м, жилая площадь 76 кв.м, материал стен смешанный.
Из материалов дела следует, что Анфаловым Е.А. произведена реконструкция указанного жилого помещения, в результате которой его общая площадь изменилась с 91,2 кв.м на 139,7 кв.м.
Согласно заключению эксперта общества с ограниченной ответственностью «Проект Томск» № от ДД.ММ.ГГГГ реконструкция жилого одноэтажного дома по адресу: <адрес> который является объектом завершенного строительства, не противоречит требованиям норм и правил пожарной безопасности.
Из заключения эксперта общества с ограниченной ответственностью «Проект Томск» № от ДД.ММ.ГГГГ на основании проведённого обследования несущих и ограждающих строительных конструкций жилого дома № 1 расположенного в <адрес> можно сделать вывод, что выполненная реконструкция путём монтажа несущих и ограждающих конструкций рассматриваемого жилого дома не противоречит требованиям СП 64.13330.2017 «СНиП П-25-80 Деревянные конструкции», СП 63.13330.2018 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения» (Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003), СП 15.13330.2012 «Каменные и армокаменные конструкции» Актуализированная редакция СНиП Н-22-81) не нарушает условия обеспечения конструктивной надёжности, не приведёт к нарушению прочности или обрушению несущих конструкций жилого дома и не создаст опасность и угрозу для жизни и здоровья граждан.
Согласно заключения эксперта общества с ограниченной ответственностью «Проект Томск» № от ДД.ММ.ГГГГ жилое здание (дом) по адресу: <адрес>, соответствует требованиям государственным санитарным правилам и нормам.
Согласно отчету ООО «Западно-Сибирская оценочная компания» № средняя рыночная стоимость жилого дома общей площадью 139,7 кв.м по адресу: <адрес>, по состоянию на дату оценки ДД.ММ.ГГГГ составляет 690000 рублей.
В Уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ №, адресованном Анфалову Е.А., администрация муниципального образования «Зональненское сельское поселение» указала о несоответствии параметров, указанных в уведомлении параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства по следующим основаниям: согласно утвержденным Правилам землепользовании и застройки МО «Зональненское сельское поселение» Томского района Томской области, статьи 69 главы 10 раздела 3, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером: № находится в территориальной зоне: зона застройки жилыми домами смешанного типа (Ж-2), согласно которой минимальный отступ от красной линии улиц и проездов, а в случае отсутствия красной линии - ог границ участка со стороны улнн и проездов до индивидуальных домов составляет 5 метров, что противоречит сведениям об отступах в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в разделе «схематичное изображении планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке», где указан отступ от границы участка со стороны улицы и проезды до индивидуального дома - от 0,51 до 0,66 метров.
Согласно п. 4 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
На основании п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с толкованием, приведенном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 года № 595-О-П, самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
Правовым последствием осуществления самовольной постройки должен быть ее снос (приведение здание в состояние, предшествующее реконструкции). Признание права собственности в порядке п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации представляет собой исключение из общего правила и не может толковаться расширительно. Вынося решение о признании самовольной постройки, суд фактически легализует нарушения, совершенные самовольным застройщиком, а поэтому должен учесть баланс частного и публичного интереса, конкретные фактические обстоятельства дела.
Дав оценку представленным доказательствам в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд усматривает основания для удовлетворения требований о сохранении дома в реконструированном состоянии и признании за истцом права собственности на жилой дом общей площадью 139,7 кв.м, по адресу: <адрес> кадастровый №, поскольку реконструкция жилого помещения произведена в соответствии со строительными нормами и правилами, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу их жизни и здоровью, осуществлена в пределах земельного участка, находящегося у истца в собственности, доказательства размещения самовольного строения в нарушение документации градостроительного зонирования территории поселения в материалах дела отсутствуют, Анфаловым Е.А. принимались меры к легализации реконструированного объекта.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права. При удовлетворении исковых требований право возникает на основании решения суда.
Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
На основании положений ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указано, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
На основании п. 2 ст. 254 Гражданского кодекса Российской Федерации при разделе общего имущества и выделе из него доли, если иное не предусмотрено законом или соглашением участников, их доли признаются равными.
В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку ответчик прав истца не нарушал, настоящее требование носит характер бесспорного материально-правового, подлежащего в силу закона разрешению в судебном порядке, государственная пошлина взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Анфалова Евгения Александровича к администрации Зональненского сельского поселения о признании права собственности на самовольно реконструированный жилой дом удовлетворить.
Признать за Анфаловым Евгением Александровичем право собственности на самовольно реконструированное жилое помещение – жилой дом общей площадью 139,7 кв.м, по адресу: <адрес> кадастровый №.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве собственности Анфалова Евгения Александровича на жилой дом общей площадью 139,7 кв.м, по адресу: <адрес> кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий /подпись/ Крикунова А.В.
Мотивированное решение составлено 20.01.2022
Копия верна
Подлинник подшит в гражданском деле № 2-167/2022
Судья Крикунова А.В.
Секретарь Барышева Т.А.
УИД 70RS0005-01-2021-002739-35