РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Тагил 13 июля 2020 года
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
в составе председательствующего судьи Луценко В.В.,
при секретаре Халтуриной Е.Д.,
с участием прокурора Пешехонова О.А.,
представителей ответчиков Муслимовой А.А., Ясаковой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-647/2020 по иску прокурора Ленинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Радость» комбинированного вида о возложении обязанности в сфере соблюдения требований пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Ленинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с двумя исковыми заявлениями к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Радость» комбинированного вида (далее по тексту – МАДОУ «Радость») о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, указав, что в прокуратуру Ленинского района г. Нижнего Тагила поступило обращение начальника ОНД и ПР города Нижний Тагил и Горноуральского городского округа УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области Пряничникова С.О. о не устранении МАДОУ «Радость» нарушений требований пожарной безопасности.
Установлено, что в период с 16.10.2018 по 02.11.2018 старшим инспектором ОНД ОНДиПР г.Нижний Тагил и ГГО УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области Скородской Т.Е. была проведена внеплановая выездная проверка здания, помещений и прилегающей территории МАДОУ «Радость» детский сад № 202 по адресу: г. Нижний Тагил, пр. Уральский, д. 52, и детский сад № 203 по адресу: г. Нижний Тагил, пр. Уральский, д. 44).
В ходе проверки в детских садах выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
02.11.2018 инспектором Скородской Т.Е. МАДОУ «Радость» выданы предписания № 299/1/192 и № 300/1/193 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
При проведении с 30.10.2019 по 14.11.2019 старшим инспектором ОНД ОНДиПР г. Нижний Тагил и ГГО УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области Смольяниновым А.А. контрольной проверки исполнения указанных предписаний было установлено, что предписания выполнены не в полном объеме, поскольку в срок до 01.10.2019 не устранены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, указанные в пунктах 1 и 2 предписания № 299/1/192, а также не устранено нарушение, указанное в пункте 1 предписания № 300/1/193:
- в помещениях детских садов № 202 и № 203 не проведено переоснащение установок автоматической пожарной сигнализации, срок годности которой истек, не обеспечена огнестойкость проводов и кабелей, подключаемых к различным компонентам систем пожарной автоматики в нарушение ч. 1 ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ, ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.5, п. 4.6, п. 4.8., п. 4.9. Свода правил СП 6.13130.2013.
- в помещении детского сада № 202 отделка стен на путях эвакуации (переход в бассейн) произведена с применением горючих материалов (деревянный каркас для крепления отделочных листов) в нарушение п. 33 Правил противопожарного режима в РФ, ст. 134, табл. 28 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Ссылаясь на положения ст.ст. 51, 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, прокурор просил возложить на МАДОУ «Радость» обязанность в срок до 01.10.2020 устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, а именно произвести переоснащение автоматической пожарной сигнализации с заменой кабеля на не распространяющий горение в здании и помещениях детских садов № 202 и № 203, а также в здании и помещениях детского сада № 202 выполнить каркас для крепления отделочных листов на путях эвакуации из негорючих материалов.
Протокольным определением суда от 16.03.2020 к участию в деле привлечены соответчики Администрация города Нижний Тагил и Управление образования Администрации города Нижний Тагил, а также произведена замена ненадлежащего третьего лица - ОНДиПР г. Нижний Тагил и ГГО УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области на надлежащее - Главное управление МЧС России по Свердловской области.
Протокольным определением суда от 16.03.2020 гражданские дела № 2-647/2020 и № 2-648/2020 объединены в одно производства № 2-647/2020.
Также прокурором подано уточненное исковое заявление, в котором прокурор просил возложить на ответчика МАДОУ «Радость» вышеперечисленные обязанности, определив срок их исполнения в течение 7 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, а также просил возложить на Администрацию г. Нижний Тагил и Управление образования Администрации г. Нижний Тагил обязанность в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу произвести финансирование МАДОУ «Радость» выполнение указанных работ.
В судебном заседании МАДОУ «Радость» представило уточненный отзыв, согласно которому во исполнение Решения Нижнетагильской городской Думы от 18.12.2019 № 54 «О бюджете города Нижний Тагил на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» (в ред. от 23.04.2020 № 9), в рамках реализации мероприятия № 1 подпрограммы № 8 «Создание безопасных условий в муниципальных организациях образования» муниципальной программы «Развитие системы образования в городе Нижний Тагил до 2024 года», утвержденной постановлением Администрации города Нижний Тагил от 11.12.2013 № 2942 (с изменениями), управлением образования Администрации города Нижний Тагил с МАДОУ «Радость» заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели на 2020 год № 1СБУ от 15.05.2020 на общую сумму 5 600 000 руб.
Бюджетные денежные средства на эти цели уже выделены и соответствующие изменения внесены в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Учреждением подготовлены локальные сметные расчеты на сумму 1 491 128 руб. 40 коп. на детский сад № 202 и на сумму 1 516 110 руб. на детский сад № 203, которые 30.06.2020 проверены и согласованы УМЗ Администрации города Нижний Тагил. В настоящее время учреждением осуществляется процедура конкурентных процедур на размещение закупки.
В связи с этим представитель ответчика просил отказать в удовлетворении исковых требований в части обязания Администрации города Нижний Тагил и управления образования Администрации города Нижний Тагил в финансировании МАДОУ «Радость» на переоснащение автоматической пожарной сигнализации (АПС) с заменой кабеля на не распространяющий горение и выполнить каркас для крепления отделочных листов на путях эвакуации из негорючих материалов зданиях и помещениях детских садов № 202 и № 203 МАДОУ «Радость».
Представитель ответчика Администрации города Нижний Тагил полагала, что администрация вообще не может быть надлежащим ответчиком, поскольку Дума принимает решение о выделении денежных средств непосредственно главному распорядителю средств бюджета, то есть управлению образования Администрации города Нижний Тагил, минуя администрацию города.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Свердловской области в судебное заседание не явился.
В судебном заседании помощник прокурора Пешехонов О.А. отказался от иска в части требований о возложении на Администрацию города Нижний Тагил и Управление образования Администрации города Нижний Тагил обязанности осуществить финансирование МАДОУ «Радость», в остальной части заявленные требования, с учетом уточненного искового заявления поддержал, просил их удовлетворить.
Определением суда от 13.07.2020 принят отказ от иска в части требований о возложении на Администрацию города Нижний Тагил и Управление образования Администрации города Нижний Тагил обязанности осуществить финансирование МАДОУ «Радость», производство по гражданскому делу в данной части прекращено.
Выслушав процессуального истца - прокурора, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В преамбуле к Федеральному закону от 21.12.1994 №69-ФЗ "О пожарной безопасности» законодатель закрепляет обеспечение пожарной безопасности в качестве одной из важнейших функций государства, определяя общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулируя в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Статьей 1 Федерального закона № 69-ФЗ определено, что требования пожарной безопасности представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 и содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Статьей 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ предусмотрено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане и руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Судом установлено, что 02.11.2018 по результатам проверки здания и помещений детского сада по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, пр. Уральский, 52, МАДОУ «Радость» (детский сад № 202) было выдано предписание № 299/1/192 об устранении нарушений пожарной безопасности, состоящее из 6 пунктов.
При проведении 14.11.2019 старшим инспектором Смольяниновым А.А. контрольной проверки исполнения ранее выданного предписания № 299/1/192 от 02.11.2018 было установлено, что предписание выполнено не в полном объеме, поскольку в срок до 01.10.2019 не устранены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, указанные в пунктах №№ 1, 2.
После проведения указанной проверки МАДОУ «Радость» (детский сад № 202) было выдано новое предписание № 492/1/252 от 14.11.2019 об устранении нарушений пожарной безопасности, состоящее из невыполненных 2 пунктов. Для устранения нарушений установлен срок по 01.10.2020.
Кроме того, было установлено, что 02.11.2018 по результатам проверки здания и помещений детского сада по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, пр. Уральский, 44, МАДОУ «Радость» (детский сад № 203) было выдано предписание № 300/1/193 об устранении нарушений пожарной безопасности, состоящее из 11 пунктов.При проведении 14.11.2019 старшим инспектором Смольяниновым А.А. контрольной проверки исполнения ранее выданного предписания № 300/1/193 от 02.11.2018 было установлено, что предписание выполнено не в полном объеме, поскольку в срок до 01.10.2019 не устранены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, указанные в пункте № 1.
После проведения указанной проверки МАДОУ «Радость» (детский сад № 203) было выдано новое предписание № 493/1/253 от 14.11.2019 об устранении нарушений пожарной безопасности, состоящее из невыполненного 1 пункта. Для устранения нарушений установлен срок по 01.10.2020.
Невыполнение противопожарных мероприятий создает опасность для жизни и здоровья людей и влечет нарушение их прав. Несоблюдение правил пожарной безопасности может повлечь гибель людей, возникновение пожара и явиться угрозой для жизни и здоровья граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Как видно из исследованных материалов дела в помещениях МАДОУ «Радость» (детский сад № 202 и детский сад № 203) были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, содержащихся в п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, а также ст. 51, 54, табл. 28 ст. 134 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ч. 1 ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ, п. 4.5, п. 4.6, п. 4.8, п. 4.9 Свода правил 6.13130.2013.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара. Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности. Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности (ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
В силу ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.
С 01.09.2011 нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.
До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных настоящей статьей особенностей изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, федеральные органы исполнительной власти - в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Проекты нормативных правовых актов Российской Федерации и проекты нормативных документов федеральных органов исполнительной власти о внесении указанных изменений должны быть размещены в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за шестьдесят дней до дня их принятия. Такие проекты, доработанные с учетом замечаний заинтересованных лиц, и перечень этих замечаний, полученных в письменной форме, направляются в экспертную комиссию по техническому регулированию, созданную в соответствии с положениями пункта 9 статьи 9 настоящего Федерального закона федеральным органом исполнительной власти, разрабатывающим такие проекты, не позднее чем за тридцать дней до дня их принятия. В состав экспертной комиссии по техническому регулированию на паритетных началах включаются представители данного федерального органа исполнительной власти, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.
Решения об утверждении или отклонении таких проектов принимаются на основании заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.
В соответствии с п. 33 Правил противопожарного режима в РФ, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно п.п. 4.5, 4.6, 4.8, 4.9 Свода правил 6.13130.2013, кабели и провода СПЗ, прокладываемые при групповой прокладке (расстояние между кабелями менее 300 мм), должны иметь показатели пожарной опасности по нераспространению горения ПРГП 1, ПРГП 2, ПРГП 3 или ПРГП 4 (в зависимости от объема горючей нагрузки), и показатель дымообразования не ниже ПД 2 по ГОСТ Р 53315.
Кабельные линии и электропроводки СПЗ, прокладываемые замоноличено, в пустотах строительных конструкций из негорючих материалов или в металлических трубах, обладающих локализационной способностью, допускается выполнять кабелями или проводами, к которым не предъявляются требования по нераспространению горения, при этом торцы каналов и труб, входящих в электрооборудование и соединительные коробки, должны быть герметично уплотнены негорючими материалами.
Кабельные линии и электропроводка, систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону.
Работоспособность кабельных линий и электропроводок СПЗ в условиях пожара обеспечивается выбором вида исполнения кабелей и проводов, согласно ГОСТ Р 53315, и способом их прокладки. Время работоспособности кабельных линий и электропроводок в условиях воздействия пожара определяется в соответствии с ГОСТ Р 53316.
Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда. При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Предложенный прокурором в уточненном исковом заявлении срок исполнения обязанностей в течение 7 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу суд находит разумным.
Представитель ответчика МАДОУ «Радость» Муслимова А.А. исковые требования с учетом их уточнения прокурором, признала в полном объеме, о чем подала письменное заявление, которое приобщено к материалам гражданского дела.
На основании ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.
В соответствии со ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении исковых требований.
Суд считает, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц и поэтому подлежит принятию судом, поскольку материалами дела подтверждаются указанные в исковом заявлении факты.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц от уплаты государственной пошлины освобожден в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями ст.ст. 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радость» комбинированного вида обязанность в течение 7 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
в здании и помещениях детского сада № 202 по адресу: г. Нижний Тагил, пр. Уральский, д. 52, произвести переоснащение автоматической пожарной сигнализации с заменой кабеля на не распространяющий горение и выполнить каркас для крепления отделочных листов на путях эвакуации из негорючих материалов.
в здании и помещениях детского сада № 203 по адресу: г. Нижний Тагил, пр. Уральский, д. 44 произвести переоснащение автоматической пожарной сигнализации с заменой кабеля на не распространяющий горение.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его вынесения с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.
Решение в окончательной форме принято 20 июля 2020 года.
<...>
<...>
Судья Луценко В.В.