Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-9/2018 (5-3214/2017;) от 06.12.2017

Дело №...

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

<адрес>             <адрес>

<адрес> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протокола об административном правонарушении №... №89-ФЗ « Об отходах производства и потребления», ст.11, п. 7.ст.12, п.п.1,2 ст. 51 Федерального закона от "."..г. №7-ФЗ « Об охране окружающей среды», то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По определению должностного лица №... подлежит рассмотрению судьей Волжского городского суда.

Законный представитель юридического лица №...

Защитник п.п., действующая на основании доверенности, указала, что в отношении №...

Инспектор отделения по исполнению административного законодательства УМВД России по городу Волжскому №...

В судебном заседании была опрошена индивидуальный предприниматель №...

Выслушав законного представителя юридического лица п.п., защитника п.п., составителя протокола об административном правонарушении п.п., свидетеля п.п., исследовав письменные доказательства по делу, просмотрев запись, приобщенную к материалам дела, прихожу к выводу, что дело об административном правонарушении в №... ст. 8.2 КоАП РФ подлежит прекращению в связи со следующим.

Исходя из смысла и содержания части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ст. 26.2, 26.3. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, составляют действия или бездействие, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ст. 1 Федерального Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 1 названного Закона отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В силу п.7 ст. 12 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу статьи 11 Федерального закона № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе как природному объекту, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующей категории.

Обязанность по соблюдению требований в области охраны окружающей среды возложена на юридических и физических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов определена частями 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подпунктом 1 пункта 1 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления».

В подтверждение вины №... территорию в надлежащем санитарно-гигиеническом и эстетическом состоянии ( л.д. 32-33); дополнительное соглашение к договору ( л.д.34).

В ходе рассмотрения дела установлено, что согласно свидетельства о государственной регистрации права от 03№...

Исследовав представленные административным органом доказательства, прихожу к выводу, что ими не подтверждается совершение <адрес> вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Также Верховный Суд РФ в п. 13 постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из указанных выше доказательств, представленных административным органом, и пояснений составителя протокола следует, что №... на исследование не отбирались, чьи и какие действия (или бездействие) привели к образованию отходов в виде строительного мусора, не устанавливались.

При таких данных и с учетом конкретных обстоятельств дела невозможно сделать безусловный вывод о том, обнаруженный на территории по <адрес> бой бетонных изделий является отходами производства и потребления, образованными в процессе хозяйственной деятельности <адрес>

Следовательно, ссылка должного лица в протоколе об административном правонарушении на Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от "."..г. №... «бой бетонных изделий» является безосновательным, данный вопрос в рамках производства по делу об административном правонарушении не выяснялся.

Таким образом, событие административного правонарушения, указанное в протоколе об административном правонарушении в отношении <адрес> протоколом осмотра места происшествия от "."..г. и другими материалами дела, не подтверждается.

В протоколе осмотра земельного участка, расположенного по №...

Как пояснил в ходе рассмотрения дела законный представитель юридического лица п.п., обнаруженный в ходе осмотра территории строительный мусор в виде боя бетонных изделий, не является отходами производства от хозяйственной деятельности юридического лица, что нашло свое подтверждение в ходе опроса п.п..

Кроме того, согласно требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ. Осмотр осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи, о чем составляется протокол (ст. 27.8 КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3).

Как следует из протокола осмотра места происшествия, составленного в рамках УПК РФ, законный представитель юридического лица №... участия не принимал, что так же подтверждается просмотренной видеозаписью осмотра.

Изложенное свидетельствует о том, что данное доказательство по настоящему делу получено с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ), не соответствуют требованиям ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, не может быть признано допустимым и использоваться для установления вины юридического лица.

Как следует из представленных материалов дела, при получении объяснений от законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, а также при получении объяснений от №... им не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, при наличии представленных в материалах дела доказательств, которые в последующим послужили основанием для составления в отношении <адрес> протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не подтверждается вина №... в несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Материалами дела не установлено, что представляет собой строительный мусор, как указано в протоколе об административном правонарушении, в виде боя бетонных изделий, относится ли строительный мусор к отходам производства и потребления, не определен класс от степени воздействия на окружающую среду, представляет ли он угрозу для окружающей среды.

Исходя из ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ). Из положений этой нормы следует, что обязанность по установлению и доказыванию вины лица в совершении правонарушения возлагается на административный орган.

Оценив собранные по делу доказательства, судья пришел к выводу о том, что вина №... представленными материалами дела не доказана, в протоколе об административном правонарушении не указано, в результате каких действий (бездействия) №... допустило образование отходов на открытом грунте, вопрос о наличии причинно-следственной связи между этими действиями (бездействием) и наступившими последствиями в виде образования отходов производства и потребления, не выяснялся, с места происшествия ничего не изымалось, исследование данных отходов не проводилось.

Таким образом, допустимых и достаточных доказательств для установления вины №... в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, административным органом не представлено, в силу ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения толкуются в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу, поэтому на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 29.9-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении №... прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья:                      Н.М. Бахтеева                 

5-9/2018 (5-3214/2017;)

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении
Ответчики
ООО"Торговый дом "Кайрос"
Другие
Парамонова Ольга Александровна
Кузнецов Игорь Андреевич
Суд
Волжский городской суд Волгоградской области
Судья
Бахтеева Нина Михайловна
Статьи

ст.8.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
vol--vol.sudrf.ru
06.12.2017Передача дела судье
06.12.2017Подготовка дела к рассмотрению
19.12.2017Рассмотрение дела по существу
22.12.2017Рассмотрение дела по существу
10.01.2018Рассмотрение дела по существу
15.01.2018Рассмотрение дела по существу
24.01.2018Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
24.01.2018Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
31.01.2018Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
13.02.2018Вступление постановления (определения) в законную силу
14.02.2018Обращено к исполнению
15.04.2019Сдача материалов дела в архив
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее