№ 2-2426/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 ноября 2016 года город Кисловодск
Кисловодский городской суд Ставропольского края Российской Федерации
В составе председательствующего судьи Кабатовой А.В.,
При секретаре судебного заседания Абрамовой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании Гражданское дело по иску Ролич А.Н. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ по городу Кисловодску о признании решения незаконным, исчислении срока назначения пенсии,
Установил:
Ролич А.Н. обратился в суд с иском о признании решения управления пенсионного фонда РФ по городу Кисловодску № 18 от 19.11.2015 г. об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400 «О страховых пенсиях» Ролич А.Н. незаконным, о назначении ему пенсии с 19.08.2015 года, ссылаясь на то, что незаконно не включены ему в стаж:
Служба в армии в РФ с 05.08.1981 года по 22.06.1987 года, работа исполняющего обязанности военного руководителя с 17.07.1989 года по 19.05.1990 года, с 21.05.1990 г. по 17.10.1991 года Военного руководителя ПТУ № 29 города Кисловодска, работа исполняющего обязанности руководителя физического воспитателя ПТУ-29 города Кисловодска с 18.10.1991 г. по 31.12.1991 года, работа исполняющего руководителя физического воспитания ПТУ-29 гор. Кисловодска с 01.01.1992 года по 15.10.1992 года, с 17.10.1992 года по 30.06.1994 года, работа преподавателя физического воспитания в учебно-производственном комплексе профтехучилища № 29 гор. Кисловодска, поскольку данное учреждение не поименовано списком № 463 с 01.07.1994 года по 18.12.1995 года, работа преподавателя организатора ОБЖ Кисловодского многопрофильного техникума по совместительству с 01.09.2010 г. по 30.06.2013 года; ссылаясь на то, что 19.11.2015 г. в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400 ФЗ «О страховых пенсиях» ему было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по п.19 ч.1 ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимых 25 лет стажа работы в учреждениях, осуществляющих педагогическую деятельность для детей, основаниями отказа управления являлось то, что ему исключили из трудового стажа педагогической деятельности указанные периоды работы.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 ФЗ РФ № 400 периоды работы деятельности, имевшие место для вступления в силу федерального закона № 40-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы.
Период с 01.09.2010г. по 30.06.2013 г. преподавателем организатором ОБЖ Кисловодского государственного многопрофильного техникума по совместительству в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.10.2002 года № 781 такая должность вышеуказанным Постановлением предусмотрена и работа по данной должности включается в трудовой стаж для получения пенсии досрочно при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени, т.е. педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Он согласно справки работал в государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Кисловодский государственный многопрофильный техникум» по совместительству преподавателем. Это послужило основанием для отказа по включению этого периода, так как он, по утверждению управления пенсионного фонда России, работая на полставки не вырабатывал необходимого количества часов 360, для преподавателя организатора основ жизнедеятельности с учетом специфики курсов основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки, проведение учебных занятий в объеме 9 часов в неделю (360 часов в год) и другая педагогическая работа.
Однако, согласно изменениям в тарификационный список педагогических работников – Кисловодского ГМТ, он, работая в должности преподавателя организатора основ безопасности жизнедеятельности в КГМТ отработал по состоянию на 01.09.2010 года 1066 часов, по состоянию на 01.09.2010 г. – 166 часов, по состоянию на 01.10.2011 года 1194 часа, по состоянию на 01.09.2012 г. 1145 часов, по состоянию на 30.08.2013 года – 1041 час.
В соответствии с постановлением пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии указано в п. 15 «Обратить внимание судов на то, что в соответствии с п.3 ст. 13 № 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы в определенных условиях), определяющих её характер и влияющие на досрочное назначение пенсий не могут быть отнесены свидетельские показания.
Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в ст. 55 ГПК РФ (например приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.)
Кроме того, вышеуказанное подтверждается педагогической нагрузкой за 2012-2013 года на его имя, заверенной заместителем директора по ПР и ТО КГМТ М.И. Рязанцева и заместителем директора по УР Е.М.Михаилян, по которой за учебный год 2012-2013 г он отработал 1120 часов, что противоречит выводам, указанным в решении управления ПФР по гор. Кисловодску, где указано, что в период работы он с 01.09.2010 г. по 30.06.2013 г. в должности преподавателя организатора ОБЖ Кисловодского государственного многопрофильного техникума по совместительству не выполнялось условие, предусмотренное пунктом 4 правил от 20.10.2002 года, о выполнении норм рабочего времени, установленного за должностной оклад, то есть 36 включением в стаж периодов, дающих право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь ввиду, что в силу подпунктов 19 и 20 п.1 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п.2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом либо соответственно РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием. При этом форма собственности учреждений в данном случае значения не имеет.
Учебно-производственный комбинат профтехучилище № 29 был создан муниципальным образованием гор. Кисловодска, в данном случае, он как был, так и остался преподавателем и занимался своей профессиональной деятельностью – преподаванием физической культуры и ОБЖ, что подтверждается его трудовой книжкой, где указано, что он был принят на должность И.О. военного руководителя в СПТУ-29 и продолжает заниматься педагогической деятельностью по настоящее время.
Кроме того, вышеуказанное подтверждается личной карточкой работника на его имя, где указано, что он с 17.07.1989 года является военным руководителем, а 01.07.1994 года преподавателем физвоспитания.
В решении управления ПФР по гор. Кисловодску об отказе в назначении страховой пенсии по старости указано, что ему в трудовой стаж не включена служба в армии по призыву с 05.08.1981 года по 22.06.1987 год. Основанием для исключения данного периода послужило то, что согласно Постановлению от 17.12.1959 года № 1397 указанный период может быть засчитан в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2-х третей стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Данное условие не выполнено им, стаж для получения пенсии составляет 25 лет, 2/3 – 16 лет 8 месяцев 1 день.
В следующем разделе решения ПФР по гор. Кисловодску указано, что в соответствии с постановлением конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. стаж его педагогической работы уже составляет 18 лет 10 месяцев 21 день, что явно превышает 16 лет 8 месяцев 1 день – 2/3 от 25 лет педагогического стажа, который у него начался с 17.07.1989 года.
В судебном заседании истец, как и его представитель Волков В.Н., требования поддержал, ссылаясь на указанные в иске обстоятельства.
Представитель ответчика ГУ Управления пенсионного фонда РФ Сафонова О.П. просит в иске отказать по основаниям, изложенным управлением в отзыве на иск от 29.09.2016 года.
Сафонова О.П. указала, что с 01.01.2015 года страховые пенсии в РФ устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Право на пенсионное обеспечение предоставляется лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста, а также при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. При установлении досрочной пенсии в 2015 году индивидуальный пенсионный коэффициент должен составлять не ниже 6,6.
Ч.2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ определены Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и правила исчисления периодов работы (деятельности), с учетом которых назначается пенсия по старости, которые при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Часть 3 статьи 30 этого Закона предусматривает, чтопериоды работы, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального Закона № 400-ФЗ установлено, что периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу данного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации статьи 30 Федерального Закона № 400-ФЗ Правительство РФ приняло постановление от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение»(далее постановление № 665).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 постановления № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости педагогическим работникам применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в российской Федерации», утвержденный постановлением правительства Российской федерации от 29 октября 2002 года № 781 (далее список № 781 (педагоги), постановление № 781), а также правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (дал6е правила 3 781).
Разделом «наименование должностей» Списка № 781 предусмотрены преподаватели, также разделом «наименование учреждений» Списка № 781 четко поименованы образовательные учреждения, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в российской Федерации».
Согласно пункта 4 правил № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 1 сентября 2000 года засчитываются в стаж работы при условии выполнения нормы рабочего времени педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы. Кроме того, согласно пункту 14 правил № 781 предусмотрено, что работа за период с 1 ноября 1999 года в должностях, указанных в списке, в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости направлено главным образом на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Поэтому право на досрочное назначение страховой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, выполнение которой спряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющим на утрату профессиональной трудоспособности, при этом учитываются и различия в характере работы лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях, в том числе выполняющих норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы или работающих на соответствующих должностях на условиях неполного рабочего времени.
Указанные различия, характеризующие трудовую деятельность данной категории лиц, являются объективно значимым обстоятельством, определяющим особые правила исчисления специального стажа.
При подсчете продолжительности стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, с учетом вышеперечисленных норм, не подлежат включению в педагогический стаж Ролич А.Н. следующие периоды работы:
С 10.05.1990 по 20.05.1990 и с 16.10.1992 по 16.10.1992 годы периоды нахождения в командировке, так как подпунктом 5 «Правил, утвержденных постановлением правительства российской федерации от 11.07.2002 г. № 516 определен исчерпывающий круг периодов, подлежащих включению в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Включение периодов направления в командировку указанными правилами не предусмотрено.
С 01.07.1994 года по 18.12.1995 годы преподавателем физического воспитания учебно-производственного комплекса профтехучилища № 29 города Кисловодска, поскольку наименование учреждения «учебно-педагогический комплекс» не поименовано Списком № 781; с 01.09.2010 г. по 30.06.2013 г. преподавателем-организатором ОБЖ Кисловодского государственного многопрофильного техникума по совместительству в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка № 781 предусмотрена должность «преподаватель организатор основ безопасности жизнедеятельности».
Так, в соответствии с пунктом 4 правил от 29.10.2002 № 781 периоды выполнявшейся до 01.09.2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке № 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 г. при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Для преподавателя организатора основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в приказе Минобрнауки Российской федерации от 24.12.2010 г. № 2075 (пункт 3) установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю.
В то же время в должностные обязанности преподавателя организатора основ безопасности жизнедеятельности входит обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики курсов основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки; проведение ученых занятий в объеме 9 часов в неделю (360 часов в год) и другая педагогическая работа.
Так согласно Распоряжению Минобразования РФ от 08.01.2003 года № 6-24 «О штатах профессорско-преподавательского состава учреждений высшего и среднего профессионального образования»… 3.
Под штатными педагогическими совместителями понимать:
А) внутренних педагогических совместителей – административно-управленческий персонал, основных (штатных) педагогических работников, научных, прочих работников образовательного учреждения, помимо основных должностных обязанностей ведущих в данном образовательном учреждении педагогическую работу на условиях штатного совместительства;
Б) внешних педагогических совместителей – лиц, ведущих в данном образовательном учреждении педагогическую нагрузку на условиях штатного совместительства, но имеющих основное место работы в иной организации.
Согласно записям № 24-31 трудовой книжки, выданной 16.11.1987 г на имя Ролич А.Н. АТ-У с 20.09.2010 г. по 10.09.2013 годы основным местом работы истца Ролич А.Н. являлось государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования филиал Северо-Кавказского государственного университета в гор. Кисловодске, должность старший преподаватель.
Данный факт истцом не оспаривается.
В соответствии с нормами ст. 284 ТК РФ педагогические и другие работники могут вести часы преподавательской работы в другом образовательном учреждении на условиях совместительства на 0,5 ставки заработной платы за пределами своего основного рабочего времени.
Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и/или специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным правительством российской федерации федеральным органом исполнительности власти (ст. 333 ТК РФ).
Особенности регулирования работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) помимо особенностей, установленных ТК РФ иными федеральными законами, могут устанавливаться в порядке, определяемом правительством российской федерации, с учётом мнения российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 282 ТК РФ).
Постановлением правительства РФ от 04.04.2003 г. № 197 установлено, что особенности работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры определяется Министерством культуры Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации и с учетом мнения российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений.
Согласно постановлению правительства РФ № 197 принято постановление Минтруда России от 30.06.2003 г. № 41 «об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (далее постановление № 41), подпунктом 2а» п.1 постановления № 41 установлено, что указанные категории работников вправе осуществлять работу по совместительству – выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от работы время по месту их основной работы или в других организациях по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения.
Согласно п.п. б п.1 постановления № 41 продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем и по каждому трудовому договору она не может превышать для педагогических работников (в том числе преподавателе – организаторов ОБЖ) половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели, для педагогических работников (в том числе преподавателей – организаторов ОБЖ), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю – 16 часов работы в неделю.
Между тем, Ролич А.Н. в указанный период времени работал в должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности по совместительству с выполнением нормы рабочего времени, установленной за 0,5 ставки заработной платы, часы его преподавательской нагрузки по курсу ОБЖ составляли менее 16 часов в неделю.
Данный факт подтвержден также предоставленными истцом копиями тарификационных списков педагогических работников ГБОУСПО «Кисловодский многопрофильный техникум» за период с 2010 г. по 2014 учебные года.
Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В своем иске Ролич А.Н. утверждая о преподавательской нагрузке более 360 часов в год ссылается на информацию, содержащуюся в тарификационных списках педагогических работников (и их изменениях) ГБО УСПО «Кисловодский многопрофильный техникум» за период с 2010 г. по 2014 учебные года. однако, истцом допущена математическая ошибка при подсчете педагогической нагрузки: на 01.09.2010 год данный показатель составил не 1066 часов, как утверждает истец, а 706 часов; на 01.09.2012 г. не 1145, а 782 часа на 2013/2014 учебный год не 1041, а 681 час.
Следовательно, в представленных истцом копий документов отсутствуют доказательства выработки им нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.
При таких обстоятельствах период его работы в должности преподавателя организатора основ безопасности жизнедеятельности с 0109.2010 по 30.06.2013 г. не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку не выполняется условие, предусмотренное п.4 правил: о выполнении нормы рабочего времени, установленного за должностной оклад, т.е. 36 часов в неделю.
Поэтому, стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Ролич А.Н. в соответствии с вышеназванными нормативными актами, согласно п.п. 19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400 ФЗ «О страховых пенсиях» составляет 21 год 7 месяцев 3 дня, вместо требуемых 25 лет. Общий страховой стаж составляет 33 года 2 месяца 6 дней. Индивидуальный пенсионный коэффициент составляет более 6,6.
В целях определения права на страховую пенсию частью 8 статьи 134 и частями 3,4 статьи 30 Федерального Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что по выбору застрахованного лица в страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ могут включаться периоды работы и/или иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона и засчитываться в стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности) с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Таким образом, периоды работы (деятельности) застрахованного лица могут включаться в соответствующий стаж с учетом пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности), независимо от того, выработан страховой стаж и/или стаж на соответствующих видах работ полностью либо частично на дату отмены соответствующего законодательства.
Так, постановлением № 665 установлено, что при определении стажа дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ применяются;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, утвержденный постановлением правительства российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей (Список № 1066) для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 гг включительно; Список профессий и должностей в школах и учреждениях для детей дает право на пенсию за выслуг лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. № 463, с применением положений пункта 2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно (список № 463 и постановление № 463);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») (перечень № 1397), для учета периодов в соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года.
С учетом положений постановления № 665 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 30 Федерального Закона истцу Ролич А.Н. не подлежат включению в педагогический стаж: с 5.08.1981 г. по 22.06.1987 г. служба в армии по призыву. В период службы истца по призыву действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (Положение № 1397), пунктом 1 которого предусматривалось, что +учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы про специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом в силу п.4 указанного положения служба в армии засчитывалась в ста работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа. Требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
С учетом изложенного, военная служба, имевшая место до 01.01.1992 г. и до 01.10.1993 г. может засчитываться в стаж на соответствующих видах работ в случае наличия в периоды до указанной даты работы по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением от 17.12.1959 г. – 1397.
В данном случае на период как до 01.01.1992 г., так и до 01.10.1993 г. у истца Ролич А.Н. работы по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением от 17.12.1959 г. № 1397, не имелось.
С 17.07.1989 г. по 09.05.1990 г., с 21.05.1990 г. по 17.10.1991 г. исполняющий обязанности военного руководителя, военного руководителя ПТУ 290 гор. Кисловодска, поскольку должность не поименована Перечнем № 1397; с 18.10.1991 г. по 31.12.1991 г. исполняющей обязанности руководителя физического воспитания ПТУ № 29 гор. Кисловодска, поскольку должность не поименована Перечнем № 1397, с 01.01.1992 г. по 15.10.1992 г., с 17.10.1992 г. по 30.06.1994 г. исполняющий обязанности руководителя физического воспитания ПТУ № 29 гор. Кисловодска, поскольку должность не поименована Списком № 463.
С 01.07.1994 г. по 18.12.1995 г. преподавателем физического воспитания в учебно-производственном комплексе профтехучилища № 29 гор. Кисловодска, поскольку данное учреждение не поименовано Списком № 463.;
С 01.09.2010 г. по 30.06.2013 г. преподавателем – организатором ОБЖ Кисловодского государственного многопрофильного техникума по совместительству.
Таким образом, с учетом положений постановления № 665 стаж истца Ромич А.Н., 28.05.1964 года рождения, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400 «О страховых пенсиях» в бесспорном порядке составляет 16 лет 8 месяцев 1 день, вместо требуемых 25 лет. Общий страховой стаж составляет 33 года 2 месяца 6 дней. Индивидуальный пенсионный коэффициент составляет более 6,6.
Конституционный суд Российской федерации в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П, а также в ряде его определений изложил правовую позицию, согласно которой ст. 6 ч.2, 1ё5 ч.4, 17 ч.1, 18, 19 и 55 ч.1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В случае, когда стаж для назначения досрочной пенсии по старости не определяется, то исчисление периодов соответствующей работы, (деятельности), имевшей место до 01.01.2002 года возможно с учетом Постановления от 29.01.2004 г. № 2-П, т.е. на основании нормативно-правовых актов, действовавших по состоянию на 31.12.2001 года: постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 в том числе с применением за период до 01.11.1999 г. постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463.
Таким образом, утверждения истца о возможности применения к периоду работы после 01.01.1992 года норм Постановления от 17.12.1959 г. № 1397 противоречат действующему законодательству.
А так с учетом Постановления от 29.01.2004 г. № 2-П при подсчете продолжительности стажа педагогической деятельности не подлежат включению периоды работы истца Ролич А.Н.
С 18.10.1991 г. по 31.12.1991 г. – исполняющий обязанности руководителя физического воспитания ПТУ-29 гор. Кисловодска, поскольку должность не поименована Списком № 463;
С 01.07.1994 г. по 18.12.1995 г. преподавателем физического воспитания в учебно-производственном комплексе профтехучилища № 29 города Кисловодска, поскольку данное учреждение не поименовано Списком № 463;
С 01.09.2010 г. по 30.06.2013 г. преподавателем организатором ОБЖ Кисловодского государственного многопрофильного техникума по совместительству, поскольку согласно акта документальной проверки от 19.10.2015 г. № 72 педагогическая нагрузка составила менее 1,0 ставки.
Управление считает, что включению оспариваемый период не подлежит.
В связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения указанных требований, так как в соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191 преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности установлена продолжительность рабочего времени в размере 36 часов в неделю.
Согласно Приказу Минобразования РФ и Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.03.1993 г. – 66/85 должностные оклады преподавателям организаторам основ безопасности жизнедеятельности выплачиваются за 36 часов работы в неделю с учетом ведения преподавательской работы непосредственно по курсу ОБЖ в объеме 9 часов в неделю за 1 ставку (360 часов в год).
Следовательно, в период с 01.09.2010 г. по 30.06.2013 г. истец выполнял обязанности преподавателя-организатора основ жизнедеятельности, которая подлежит включению в специальный стаж только при условии выполнения педагогической нагрузки. В отсутствии такой нагрузки указанные периоды не могут быть включены в стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку в силу п.6 вышеуказанных Правил от 29.10.2002 г. № 781 возможность включения периодов работы в специальный стаж без учета педагогической нагрузки предусмотрено только в отношении учителей сельских образовательных школ.
При этом работа в должностях, указанных в п.1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии её выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1. – 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка. Периоды выполнявшейся по 1.09.2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, за считываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 г. – при условии выполнения суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных пунктом 4 Правил (п.20 постановления пленума верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).
Таким образом, стаж педагогической деятельности Ролич А.Н., <данные изъяты> в учреждении для детей с учетом Постановления конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П составляет 18 лет 10 месяцев 21 день вместо требуемых 25 лет. Общий страховой стаж составляет 33 года 02 месяца 21 день. Индивидуальный пенсионный коэффициент составляет более 6,6.
Право на досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ определяется с учетом применяемых в установленном порядке списков соответствия работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), и правил исчисления периодов работы (деятельности), утверждаемых Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На основании п.2 ст. 22 вышеуказанного закона днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 7 статьи 21 настоящего федерального закона.
Так, Ролич А.Н. обратился в управление пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 19.08.2015 года.
Суд, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, считает необходимым удовлетворить требования истца частично, признать решение управления пенсионного фонда РФ по гор. Кисловодску № 18 от 19.11.2015 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400, «О страховых пенсиях» незаконным в части отказа зачисления в стаж работы:
Службу в Армии с 05.08.1981 года по 22.06.1987 года, период работы с 17.07.1989 года по 19.05.1990 года, с 21.05.1990 г. по 17.10.1991 года – исполняющего обязанности Военного руководителя, военного руководителя ПТУ № 29 города Кисловодска, с 18.10.1991 г. по 31.12.1991 года, - исполняющего обязанности руководителя физического воспитания ПТУ-29 гор. Кисловодска, с 01.01.1992 года по 15.10.1992 года, с 17.10.1992 года по 30.06.1994 года – исполняющего обязанности руководителя физического воспитания ПТУ-29 гор. Кисловодска.
Суд считает необходимым в связи с этим обязать ответчика назначить истцу пенсию с 19.08.2015 года с момента подачи заявления Ролич А.Н. в управление.
Удовлетворив частично требования истца, суд принял во внимание доводы истца, касающиеся его службы в Армии, периодов работы с 17.07.1989 года по 09.05.1990 года, с 21.05.1990 года по 17.10.1991 года, с 18.10.1991 года по 31.12.1991 года, с 01.01.1992 года по 15.10.1992 года, с 17.10.1992 года по 30.04.1994 года, подтвержденные данными его трудовой книжки АТV № 0815255 от 16.11.1987 года, личной карточкой работника, согласно которой истец имеет высшее военное образование, квалификацию инженер (радиосвязь). В карточке отражены периоды его работы руководителем, отпусков.
По мнению суда, отказав зачесть в стаж работы указанные периоды, управление дало ошибочную оценку представленным истцом в управление письменным доказательствам, что повлекло отказ в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости согласно п.19 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В остальной части отказа истцу зачесть периоды работы с 01.09.2010 года по 30.06.2013 года, с 01.07.1994 года по 18.12.1995 года в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, суд признал обоснованным. Суд принял во внимание доводы ответчика, его представителя, по вопросам работы истца преподавателем организатором ОБЖ Кисловодского государственного многопрофильного техникума по совместительству, преподавателем физического воспитания в учебно-производственном комплексе ПТУ-29 гор. Кисловодска, ссылаясь на нормы материального права. Эти доводы ответчика не опровергнуты истцом, его представителем.
Суд, дав анализ, оценку пояснениям участников процесса, доказательствам в соответствии с положениями статей 59, 60, 67 ГПК РФ пришел к выводу о доказанности заявленных требований Ролич А.Н. в удовлетворенной судом части.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ролич А.Н. удовлетворить частично.
Признать решение управления пенсионного фонда РФ по гор. Кисловодску № 18 от 19.11.2015 г. об отказе в назначении страховой досрочной пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400 «О страховых пенсиях» незаконным в части отказа зачислить в стаж работы: Службу в Армии с 05.08.1981 года по 22.06.1987 года, период работы с 17.07.1989 года по 19.05.1990 года, с 21.05.1990 г. по 17.10.1991 года – исполняющего обязанности Военного руководителя, военного руководителя ПТУ № 29 города Кисловодска, с 18.10.1991 г. по 31.12.1991 года, - исполняющего обязанности руководителя физического воспитания ПТУ-29 гор. Кисловодска, с 01.01.1992 года по 15.10.1992 года, с 17.10.1992 года по 30.06.1994 года – исполняющего обязанности руководителя физического воспитания ПТУ-29 города Кисловодска.
Обязать ГУ управление пенсионного фонда РФ по гор. Кисловодску ставропольского края назначить пенсию с 19.08.2015 года с момента подачи заявления Ролич А.Н. в управление.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 30 дней.
Судья А.В. Кабатова