РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
28 февраля 2020 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-714/2020 по заявлению Левиной С. В. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2020 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-714/2020 по заявлению Левиной С. В. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,
установил:
Левина С.В. обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что приобрела в собственность земельный участок площадью 593 м2 с кадастровым номером № по адресу: <адрес> Использовать его для строительства индивидуального жилого дома, малоэтажного жилого дома без нарушения законодательства невозможно. Она обратилась с заявлением о заключении соглашения о перераспределении части соседнего земельного участка, который на протяжении длительного времени (более 15 лет) никем не обрабатывался, находился в аренде. Срок аренды более 10 лет назад истёк. Ей было отказано. Просит признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара №РД-2477 от 23.12.2019 г., обязать Департамент градостроительства г.о. Самара заключить с ней соглашение о перераспределении земельного участка площадью 299 м2 в кадастровом квартале № по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель заявительницы по доверенности от 20.03.2017 г. Клочкова Л.С. заявленные требования поддержала.
Ответчик о времени и месте разбирательства дела извещён, представил письменный отзыв (л.д. 24-28).
Изучив материалы дела, заслушав представителя истицы, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истице с 27.05.2019 г. принадлежит на праве собственности земельный участок для садоводства с кадастровым номером № площадью 593±9 м2 по адресу: <адрес> (л.д. 34-35).
26.11.2019 г. истица обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением №СП-9/6328 (л.д. 32) о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером № на основании пп.3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ (перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков). К заявлению был приложен подготовленная заявителями схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 37), сведений о её утверждении уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления не имеется.
Согласно представленной схеме в результате перераспределения истица желала присоединить к принадлежащему ей земельному участку территорию площадью 299 м2 из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Распоряжением от 23.12.2019 г. №РД-2477 (л.д. 30-31) Департамент градостроительства г.о. Самара отказал истице в перераспределении земельных участков, сославшись на пп.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ (образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ).
Отказ в перераспределении земельных участков явным образом затрагивает законные интересы заявителей, в связи с чем может быть оспорен ими в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В соответствии со ст.39.28, 39.29 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Обязательными приложениями к соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков.
В течение 10 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям п.2 ст.39.29 ЗК РФ, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные п.3 ст.39.29 ЗК РФ. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.
В срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п.9 ст.39.29 ЗК РФ.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства г.о. Самара наделён полномочиями по приёму заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о перераспределении земельных участков, а также по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 ЗК РФ.
Следовательно, ответчик был компетентен принять заявление истицы о перераспределении земельных участков и принять решение по существу этого заявлению, в том числе решение об отказе в перераспределении земельных участков.
Оценивая законность оспариваемого решения, суд приходит к следующему.
Оспариваемое решение мотивировано ссылкой на пп.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, в соответствии с которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путём перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с пп.1 и 4 п.1 ст.39.28 ЗК РФ.
В соответствии со ст.11.9 ЗК РФ к числу требований к образуемым и изменённым земельным участкам относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, которые определяются такими градостроительными регламентами в случаях, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности в отношении образуемых (изменённых) земельных участков устанавливаются градостроительные регламенты.
Согласно п.2, 6 ст.30 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков указываются в градостроительных регламентах в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, сами градостроительные регламента при этом являются частью правил землепользования и застройки.
В соответствии с Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утверждёнными постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 г. №61, образуемый земельный участок расположен в пределах территориальной зоны Р-5 – зоны садово-дачных участков и коллективных садов. Градостроительным регламентом данной зоны (п.5 ст.30 Правил) установлен предельный минимальный размер земельных участков для садоводства в 300 м2.
Площадь земель, государственная собственность на которые не разграничена, согласно проекту схемы расположения должна составить 299 м2, что меньше предельного минимального размера, установленного для данной территориальной градостроительным регламентом. Однако из графического материала – проекта схемы расположения земельного участка усматривается, что истица желает путём перераспределения присоединить к своему земельному участку часть территории, отделяющей его от расположенного вблизи земельного участка с кадастровым номером № При этом из графики совершенно очевидно, что на этой территории возможно формирование самостоятельного земельного участка площадью, превышающей 300 м2, этому не препятствует ни рельеф местности, ни конфигурация смежных земельных участков и проездов. Граница земель, которые истица желает присоединить к своему земельному участку, произведена произвольным образом, не связанным ни с исторически сложившимся границами землепользований, ни с особенностями рельефа, ни с наличием территорий, ограниченных в использовании или обороте. Суд приходит к выводу, что единственной причиной, в силу которой истица желает присоединить к своему земельному участку территорию именно в испрашиваемых границах, является намерение избежать процедуры приобретения земельного участка на торгах. Иными словами, истица пытается использовать процедуру перераспределения земельных участков с целью обхода установленной законом в качестве общего правила приобретения прав на землю процедуры торгов, т.е. явно злоупотребляет правом, что недопустимо в силу ст.10 ГК РФ. Суд, установив факт злоупотребления правом, отказывает в его защите.
Таким образом, ответчик справедливо указал на возможность формирования самостоятельного земельного участка, в связи с чем правомерно отказал в заключении соглашения о перераспределении.
Следует отметить, что из представленных самой же истицей материалов вытекает, что «пустующая» территория, между её земельным участком и соседним земельным участком с кадастровым номером № часть которой она желала бы присоединить к своему земельному участку, в действительности не является «бесхозной». В 1980 г. из неё был сформирован земельный участок площадью 732 м2 и предоставлен по договору аренды Демагину М.Г. Срок аренды договором не был определён. Сведений о том, что договор аренды прекратил своё действие, суду не представлено. Напротив, из представленных истицей материалов (л.д. 56, 57, 59-60) следует, что на этой территории сохранились строения, на которые в порядке наследования претендует Горячева М.С.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 14.03.2020 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь