Судья А.В. Круковская Дело № 33-883/2011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Глушкова М.В., Харманюк Н.В.,
при секретаре Коданевой И.Н.,
с участием прокурора Шевелевой М.Г.,
рассмотрела в судебном заседании 10 марта 2011 года дело по кассационным жалобам Кобылинской В.Ю., представителя Кобылинской В.Ю. – Радостевой Н.Е. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 09 декабря 2010 года, по которому
в удовлетворении исковых требований Кобылинской В.Ю. к Агентству Республики Коми по социальному развитию, Отделу опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по ..., ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркута» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в сумме ... рублей и судебных расходов, о признании неправомерными и нарушившими её права решения, действия и бездействия ответчиков: неправомерность решений и действий Агентства РК по социальному развитию, Отдела опеки и попечительства Агентства РК по соц.развитию по проведению под видом сокращения штатной численности УСЗН Агентства РК по социальному развитию по г.Воркута – его фактической реорганизации, неправомерность игнорирования и неприменения Агентством РК по социальному развитию, отделом опеки и попечительства Агентства РК по социальному развитию при принятии решения и проведении действий по ее сокращению норм права российского законодательства, неправомерность и дискриминационность в сфере труда, лишение её прав на трудоустройство на должности государственной гражданской службы Республики Коми, неправомерность по воспрепятствованию ей в трудоустройстве на вакансии ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Воркуты», неправомерность действий при принятии решения, оформлении, ознакомлении и расторжении с ней служебного контракта, об обязании ответчиков устранить в полном объеме каждое из допущенных ими нарушений ее прав и свобод и (или) препятствие к их осуществлению, признании неправомерными и дискриминационными действий по нарушению сроков, порядка проведения и оформления мероприятий сокращения, неприменения при принятии решений и проведении действий по сокращению норм права российского законодательства, бездействия по лишению прав трудоустройства, по нарушению равенства прав и возможностей, ограничению в трудовых правах и свободах, действий и бездействий в лишении возможностей и принятии решения в трудоустройстве на вакансии ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Воркуты», действий при принятии решения, оформлении, ознакомлении и расторжении служебного контракта - отказано.
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., объяснения представителя истца Рочевой И.О., заключение прокурора Шевелевой М.Г. полагавшей решение в части восстановления на работе отменить и восстановить истца на работе, в части взыскания заработной платы и морального вреда направить на новое рассмотрение, в остальной части решение оставить без изменения, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Кобылинская В.Ю. обратилась в суд с иском к ответчикам о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в сумме ... рублей и судебных расходов, о признании неправомерными и нарушившими ее права решения, действия и бездействия ответчиков: неправомерность решений и действий Агентства РК по социальному развитию, Отдела опеки и попечительства Агентства РК по соц.развитию по проведению под видом сокращения штатной численности УСЗН Агентства РК по социальному развитию по ... – его фактической реорганизации, неправомерность игнорирования и неприменения Агентством РК по социальному развитию, отделом опеки и попечительства Агентства РК по социальному развитию при принятии решения и проведении действий по ее сокращению норм права российского законодательства, неправомерность и дискриминационность в сфере труда, лишение ее прав на трудоустройство на должности государственной гражданской службы Республики Коми, неправомерность по воспрепятствованию ей в трудоустройстве на вакансии ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Воркуты», неправомерность действий при принятии решения, оформлении, ознакомлении и расторжении с ней служебного контракта, об обязании ответчиков устранить в полном объеме каждое из допущенных ими нарушений ее прав и свобод и (или) препятствие к их осуществлению, признании неправомерными и дискриминационными действий по нарушению сроков, порядка проведения и оформления мероприятий сокращения, неприменения при принятии решений и проведении действий по сокращению норм права российского законодательства, бездействия по лишению прав трудоустройства, по нарушению равенства прав и возможностей, ограничению в трудовых правах и свободах, действий и бездействий в лишении возможностей и принятии решения в трудоустройстве на вакансии ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Воркуты», действий при принятии решения, оформлении, ознакомлении и расторжении служебного контракта.
Ответчики исковые требования не признали.
Прокурором дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд постановил приведённое выше решение.
В кассационных жалобах Кобылинская В.Ю. и её представитель Радостева Н.Е. не согласны с решением суда, и просят его отменить ввиду необоснованности и незаконности.
Проверив материалы дела, изучив и обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что Кобылинская В.Ю. является одинокой матерью в отношении ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ Кобылинская В.Ю. принята в УСЗН Агентства Республики Коми по социальному развитию по ... на должность ... Управления. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ истец переведена на должность государственной гражданской службы в отдел социальных гарантий в качестве ....
Распоряжением Правительства Республики Коми от 29.10.2009 года № 402-р внесены изменения в Распоряжение Правительства Республики Коми от 22.06.2009 года № 238-р в части сокращения предельной штатной численности работников аппаратов (без учёта персонала по охране и обслуживания здания), включая предельную численность должностей государственной гражданской службы Республики Коми, и лимите служебного автомобильного транспорта органов исполнительной власти Республики Коми.
Согласно приказу УСЗН Агентства Республики Коми по социальному развитию по ... от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ подлежала сокращению, в том числе занимаемая истцом должность. Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию утверждены штатные расписания территориальных органов, в которых должность ... отсутствует.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Кобылинская В.Ю. предупреждена о предстоящем сокращении должности ....
В связи с тем, что служебный контракт с Кобылинской В.Ю. расторгнут не был, Агентством РК по социальному развитию по ... № от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ в Отделе опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по ... сокращена одна единица ....
ДД.ММ.ГГГГ Кобылинская В.Ю. письменно уведомлена о сокращении должности старшего специалиста отдела социальных гарантий. От получения уведомления истец отказалась, работодателем составлен акт об отказе от подписания документа.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истцу вручены уведомления о наличии вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах Республики Коми.
Приказом Отдела опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по ... № от ДД.ММ.ГГГГ Кобылинская В.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности государственной гражданской службы Республики Коми и уволена по п. ... ч. ... ст. ... Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». От подписи в приказе Кобылинская В.Ю. отказалась, мотивируя его несогласием с произведённым сокращением, о чём ДД.ММ.ГГГГ составлен соответствующий акт.
В соответствии с ч.1 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае: предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).
При увольнении государственного служащего в связи с сокращением штата соблюдается установленная законодательством процедура: представитель нанимателя обязан за два месяца до сокращения сообщить об этом в письменной форме гражданским служащим. В течение срока указанного срока в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. Гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы. Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Совокупность исследованных судом доказательств со ссылками на соответствующие нормы материального права позволила суду сделать правильный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Кобылинская В.Ю. уволена с занимаемой должности в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», сокращение должностей гражданской службы в государственном органе имело место, порядок увольнения истца ответчиком не нарушен, о предстоящем увольнении истец предупреждена за два месяца, в письменном виде уведомлена о вакантных должностях в других государственных органах, преимущественного права на оставление на работе не имела, у представителя нанимателя отсутствовала возможность предоставить истцу иную гражданскую должность в Управлении либо направить её на профессиональную переподготовку. Факты дискриминации в сфере труда истца, нарушения её трудовых прав так же не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела.
Данные выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, мотивированны в решении и сомнений не вызывают.
Доводы кассационных жалоб о том, что при увольнении истца, являющейся одинокой матерью ответчиком не соблюдены гарантии, предусмотренные ст.261 Трудового кодекса РФ, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права. По смыслу вышеуказанной правовой нормой предусмотренные её положениями гарантии предоставляются работнику при расторжении трудового договора по инициативе работодателя, в данном случае указанные основания предусмотрены ст. 37 ФЗ № 79 от 27.07.2004 года. Увольнение служащего по сокращению должностей гражданской службы к увольнениям по инициативе представителя нанимателя действующим законодательством не отнесено. Порядок увольнения или прекращения гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы регулируется ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которая не содержит ограничений для увольнения по данному основанию государственных служащих, являющихся одинокими матерями. Анализ ст. 33 Закона содержащей общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, позволяет говорить о том, что расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (ст.37) и при отказе гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы (п.6 ч.1 ст. 33) - являются различными основаниями и гарантии предусмотренные при увольнении по одному из них на иной вид правоотношений не распространяются.
Кроме того, специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти предопределяет особый правовой статус гражданских служащих, который включает в себя, в частности, обусловленные характером соответствующей деятельности права и обязанности гражданских служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной гражданской службой, а также предоставляемые гражданским служащим гарантии.
Необходимость предоставления гражданским служащим дополнительных гарантий в сфере труда и занятости при расторжении с ними служебного контракта по инициативе нанимателя непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Определение вида и объема подобных гарантий, а также случаев их предоставления является прерогативой федерального законодателя, который, регламентируя порядок прекращения служебного контракта с гражданским служащим, вправе устанавливать их перечень при наличии определённых условий.
Подлежат отклонению и доводы кассационной жалобы представителя истца об отсутствии в постановленном судом решении анализа всех, представленных стороной истца доводов, а так же ненадлежащая оценка, имеющихся доказательств. Обжалуемое решение вынесено в соответствии с требованиями ст. 198 ГПК РФ, изложенным истцом в обосновании своей позиции по делу доводам, дана надлежащая правовая оценка, представленные сторонами доказательства, оцененных в соответствии требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалоб не усматривается.
Руководствуясь ст. ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 09 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы Кобылинской В.Ю., представителя Кобылинской В.Ю. – Радостевой Н.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-