Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4956/2022 ~ М-4271/2022 от 08.09.2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

31 октября 2022 года                                  г. Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Лазарева Р.Н.,

при секретаре судебного заседания Полынкиной П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4956/2022 по административному исковому заявлению МИФНС России №23 по Самарской области к Когинову Никите Викторовичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России №23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Когинову Н.В. о взыскании транспортного налога, налога на имущество физических лиц, в котором просила взыскать задолженность по уплате пени по транспортному налогу за 2016г. в размере 15 373 руб. (за период с 21.06.2018 по 10.01.2022г.), за 2020г. пени по транспортному налогу в размере 37 руб. 98 коп. (за период с 02.12.2021 по 08.12.2021), задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2019г. в размере 1 532 руб., пени в размере 117 руб. 92 коп., задолженность по уплате пени на налог на имущество физических лиц за 2020г. в размере 2 руб. 14 коп. (в период с 02.12.2021 по 08.12.2021). Выданный 05.04.2022 г. судебный приказ о взыскании в том числе указанной недоимки отменен по заявлению налогоплательщика определением мирового судьи от 18.04.2022 г. На момент подачи административного иска Когинов Н.В. сумму задолженности не оплатил.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.

Согласно положениям части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9).

При этом по смыслу вышеприведённых норм действия лиц, участвующих в деле, при принятии мер по получению дальнейшей информации о движении дела не ограничены возможностью получения соответствующих сведений посредством обращения к информационным ресурсам суда (сайта, системы ГАС Правосудие), так как предполагается получение соответствующей информации, в том числе, посредством телефонной, факсимильной связи, непосредственного обращения в суд.

В судебное заседание представитель МИФНС России №23 по Самарской области не явился, извещен надлежащим образом о дате судебного заседания (ШПИ 80401177560544), ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Когинов Н.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате судебного заседания (ШПИ 80401177559074), о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил.

Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая, что явка административного истца и административного ответчика не признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

На основании статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершённого строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Из материалов дела следует, что Когинов Н.В. является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения, что подтверждается ответами на судебные запросы, а также сведениями, предоставленными налоговым органом.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).

Согласно статье 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подаётся налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Из иска следует, что за 2016 год налоговым органом Когинову Н.В. начислены пени по транспортному налогу в сумме 15 373 руб., требование об уплате которых оставлено без исполнения.

В соответствии с п. 2 ст. 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки.

Пунктом 1 ст. 397 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ). Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Определением суда от 09.09.2022 г., а также запросами от 26.09.2022 г, от 12.10.2022 г. из МИФНС № 23 по Самарской области истребовались: подробный расчет задолженности по иску с указанием за какое имущество взыскивается налог (какой автомобиль, какой земельный участок или квартира и т.д.); реестры почтовых уведомлений о направлении в адрес административного ответчика налоговых уведомлений и требований за период с 2016г. по 2020г.

Между тем, административным истцом в материалы дела не представлены сведения о том, что налоговый орган в установленном законом порядке обращался к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании пени по транспортному налогу в сумме 15 373 руб. за 2016 г. и налогу за имущество за 2019 г. в размере 1532 рублей, пени в размере 117,92 рублей.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.

В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 197 КАС РФ в случае оставления административного искового заявления без рассмотрения производство по административному делу заканчивается вынесением определения суда. В этом определении суд указывает обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, способ их устранения, разрешает вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов. После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление МИФНС России №23 по Самарской области к Когинову Н.В. о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу за 2016 г. в размере 15 373 рублей и налогу за имущество за 2019 г. в размере 1532 рублей, пени в размере 117,92 рублей, подлежит оставлению без рассмотрения, что не препятствует обращению в суд с соответствующим административным иском в дальнейшем, после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения.

Рассматривая требования о взыскании с Когинова Н.В. задолженности по пени по транспортному налогу за 2020 г., налогу на имущество физических лиц, пени за 2020 г., суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждено материалами дела (в том числе выпиской из ЕГРН от 10.09.2022г.), что административному ответчику на праве собственности с 17.11.2017 по 02.12.2020 принадлежало жилое помещение по адресу: адрес, с 12.09.2011 по 03.08.2020, а также жилое помещение по адресу: адрес, с 16.12.2014 по 08.07.2019 жилое помещение по адресу: адрес.

Из карточки учета транспортного средства, представленной по запросу суда РЭО ГИБДД У МВД России по г. Самаре, следует, что в собственности Когинова Н.В. в период с 01.01.2019 по 31.12.2019г.г. и с 01.01.2020 по 31.12.2020гг. находились транспортные средства Мерседес-Бенц GLE 350 D4MATIC, VIN №№..., BMW X3 XDRIVE 281, VIN №№....

Срок уплаты налога, установленный законодательством – 01.12.2021г. за 2020г. (ст. 397 НК РФ).

Административный ответчик в полном объеме налоговые обязательства не исполнил, в связи с неуплатой налога налогоплательщику выставлены требования №59904 по состоянию на 09.12.2021г., которым предложено погасить задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц в размере 2 руб. 14 коп., задолженность по пени по транспортному налогу в размере 37 руб. 98 коп., со сроком исполнения до 11 января 2022г.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление № 43408785 от 01.09.2021 г.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что после выставления требования №59904 по состоянию на 09.12.2021г., был установлен срок его исполнения до 11.01.2022 г.

Получение указанных налоговых уведомлений и требований об уплате налога, пени за период 2020г. подтверждается материалами дела.

Таким образом, шестимесячный срок, установленный для обращения с заявлением о взыскании недоимки, в данном случае истекал 11.06.2022г. по требованию №59904.

В мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа по требованию №59904 налоговый орган обратился 01.04.2022г., т.е. в установленный законом срок.

Определением мирового судьи судебного участка № 7 Октябрьского судебного района г. Самары вынесен судебный приказ от 05.04.2022 г. № 2а-755/22 о взыскании с Когинова Н.В. в доход бюджета Самарской области (Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области в интересах Межрайонной ИФНС России № 21 по Самарской области) суммы недоимки за 2019 – 2020 гг.: налога на имущество с физических лиц в границах городских округов в размере 1438 рублей, пени в размере 68,41 рублей; транспортного налога с физических лиц в размере 21700 рублей, пени в размере 15411,61 рублей; налога на имущество с физических лиц в размере 1317 рублей, пени в размере 51,65 рублей.

Из материалов дела следует, что выданный 05.04.2022 г. судебный приказ о взыскании указанной недоимки отменен по заявлению налогоплательщика определением мирового судьи от 18.04.2022 г.

Таким образом, шестимесячный срок, установленный для обращения с административным иском о взыскании недоимки, в данном случае истекал 18.10.2022 г.

Из материалов дела следует, что налоговый орган обратился в Октябрьский районный суд г. Самары с административным исковым заявлением 08.09.2022 г., о чем свидетельствует квитанция об отправке административного иска посредством ГАС Правосудие от 08.09.2022г., то есть в установленный законом срок.

В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора.

При отсутствии сведений об уплате недоимки, административный иск подлежит удовлетворению.

Поскольку налоговым органом соблюдён порядок и сроки направления уведомления, требований административному ответчику, а также сроки обращения в суд, с учетом надлежащего извещения административного ответчика о дате судебного заседания, при отсутствии со стороны административного ответчика доказательств исполнения обязанности по уплате налогов, суд пришёл к выводу о взыскании с Когинова Н.В. задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц за 2020 г. в размере 2 руб. 14 коп. (1 рубль 16 копеек + 98 копеек), задолженность по пени по транспортному налогу за 2020 г. в размере 37 руб. 98 коп.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявлению взыскивается с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.

Поскольку налоговый орган освобождён от уплаты госпошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК Российской Федерации, сумма государственной пошлины, рассчитанная на основании ст. 333.19 НК РФ, в размере 400 рублей, подлежит взысканию в доход местного бюджета с административного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление МИФНС России № 23 по Самарской области – удовлетворить частично.

Взыскать с Когинова Никиты Викторовича, ИНН 631920803077, зарегистрированного по адресу: адрес, в пользу МИФНС России № 23 по Самарской области задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц за 2020 г. в размере 2 руб. 14 коп., задолженность по пени по транспортному налогу за 2020 г. в размере 37 руб. 98 коп., а всего взыскать 40 рублей 12 копеек (сорок рублей двенадцать копеек).

Взыскать с Когинова Никиты Викторовича, ИНН 631920803077, зарегистрированного по адресу: адрес, в доход местного бюджета г.о. Самары сумму государственной пошлины в размере 400 рублей (четыреста рублей).

Административный иск МИФНС России №23 по Самарской области к Когинову Никите Викторовичу о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу за 2016 г. и задолженности по уплате налога на имущество физических лиц за 2019 г. – оставить без рассмотрения.

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2022 г.

Судья                /подпись/                         Р.Н. Лазарев

Копия верна:

Судья -

Секретарь -

2а-4956/2022 ~ М-4271/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
МИФНС № 23 по Самарской области
Ответчики
Когинов Н.В.
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Лазарев Р. Н.
Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
08.09.2022Регистрация административного искового заявления
08.09.2022Передача материалов судье
09.09.2022Решение вопроса о принятии к производству
09.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2022Судебное заседание
12.10.2022Судебное заседание
21.10.2022Судебное заседание
31.10.2022Судебное заседание
15.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее