РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06 марта 2023 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лазарева Р.Н.,
при секретаре судебного заседания Полынкиной П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-583/2023 по административному исковому заявлению МИФНС России №23 по Самарской области к Воронину Александру Владимировичу о взыскании задолженности по страховым взносам, налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, с участием заинтересованного лица МИФНС России №21 по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Воронина Александра Владимировича недоимку по обязательным платежам на общую сумму 45 481,86 рубль, в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021г. (ОКТМО 36701330) в размере 16 921,81 рубль, пени – 688,15 рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2021г. (ОКТМО 36701330) в размере 4 394,10 рубля, пени – 178,70 рублей; по транспортному налогу за 2018г. (ОКТМО 36701330) в размере 4 587 рублей, пени – 21,94 рубль, за 2019г. (ОКТМО 36701330) в размере 4 587 рублей, пени – 21,94 рубль, за 2020г. (ОКТМО 36701330) в размере 12 909 рублей, пени – 61,75 рубль; по налогу на имущество физических лиц за 2020г. (ОКТМО 36701330) в размере 1 110,47 рублей. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в добровольном порядке задолженность ответчиком не погашена. Выданный 18.04.2022г. судебный приказ о взыскании указанной недоимки отменен по заявлению налогоплательщика определением мирового судьи от 16.05.2022г. На момент подачи административного иска Воронин А.В. сумму задолженности не оплатил.
Протокольными определениями суда к участию в деле привлечен в качестве заинтересованного лица МИФНС России № 21 по Самарской области.
Определением суда от 06.03.2023 г. постановлено: «Административные исковые требования МИФНС России № 23 по Самарской области о взыскании с Воронина Александра Владимировича недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021г. (ОКТМО 36701330) в размере 16 921,81 рубль, пени – 688,15 рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2021г. (ОКТМО 36701330) в размере 4 394,10 рубля, пени – 178,70 рублей, – оставить без рассмотрения...».
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
Согласно положениям части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9).
При этом по смыслу вышеприведённых норм действия лиц, участвующих в деле, при принятии мер по получению дальнейшей информации о движении дела не ограничены возможностью получения соответствующих сведений посредством обращения к информационным ресурсам суда (сайта, системы ГАС Правосудие), так как предполагается получение соответствующей информации, в том числе, посредством телефонной, факсимильной связи, непосредственного обращения в суд.
В судебное заседание представитель МИФНС России №23 по Самарской области не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил, в иске просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик Воронин А.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (ШПИ 80094281573946), не сообщил суду причину неявки.
Представитель заинтересованного лица МИФНС России № 21 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая, что явка административного истца и административного ответчика не была признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЭ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, применяемой органами Пенсионного фонда Российской Федерации, и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты - и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» арбитражные управляющие являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ предусмотрено, что страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 3 ст. 430 НК РФ, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую, либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового Кодекса, уплачивают (ст. 430 НК РФ):
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (статья 362 НК РФ).
Согласно ч. 2 Закона Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области" ставки транспортного налога устанавливаются в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно – 16; свыше 100 л.с. (73,55 кВт) до 120 л.с. (88,32 кВт) включительно – 24; свыше 120 л.с. (88,32 кВт) до 150 л.с. (110,33 кВт) включительно - 33; свыше 150 л.с. (110,33 кВт) до 200 л.с. (147,1 кВт) включительно – 43; свыше 200 л.с. (147,1 кВт) до 250 л.с. (183,9 кВт) включительно – 75; свыше 250 л.с. (183,9 кВт) – 150.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
На основании статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершённого строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Согласно статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела Воронин Александр Владимирович состоял на учете в МИФНС России № 21 по Самарской области в качестве индивидуального предпринимателя с 29.01.2016г. по 08.07.2021г.
Кроме того, Воронину А.В. принадлежали на праве собственности транспортные средства: Опель Антара, г/н №..., 2007 года выпуска; Шевроле Нива. г/н №..., 2003 года выпуска; Крайcлер CONCORDE, г/н №..., 1999 года выпуска.
Также, Воронину А.В. в 2020 г. принадлежала на праве собственности квартира, расположенная по адресу: г. Самара, пр-кт Карла Маркса, д. 193 «а», кв. 49.
Из материалов дела следует, что за 2021г. Воронину А.В.были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2021г. в размере 16921,81 рубль, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 4 394,10 рубля.
Также, Воронину А.В. был начислен транспортный налог за 2018г. в размере 4 587 рублей, за 2019г. в размере 4 587 рублей, за 2020г. в размере 12 909 рублей (2597 рублей + 5725 рублей + 4587 рублей); а также налог на имущество физических лиц за 2020г. в размере 1 110,47 рублей, что следует из налоговых уведомлений № 84053839 от 01.09.2021 г., № 84711338 от 01.09.2021 г., № 43196419 от 01.09.2021 г. Направление в адрес административного ответчика указанных налоговых уведомлений подтверждается ШПИ 80535164564465, ШПИ 80537163637201, ШПИ 80536664590060.
В связи с неуплатой страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, транспортного налога, налога на имущество физических лиц налогоплательщику выставлено требование № 83506 по состоянию на 21.12.2021 г. (ШПИ 60384366554974), которым предложено погасить имеющуюся задолженность по обязательным платежам, пени, а именно по транспортному налогу в размере 22 083 рубля (4587 рублей + 4587 рублей + 12909 рублей), пени в размере 105,63 рублей (21,94 рублей + 21,94 рублей + 61,75 рублей), по налогу на имущество физических лиц в размере 1 110,47 рублей. Срок исполнения требования до 15.02.2022г.
Таким образом, шестимесячный срок, установленный для обращения с заявлением о взыскании недоимки, в данном случае истекал 15 августа 2022г.
Получение как налоговых уведомлений, так и требования об уплате обязательных платежей, пени подтверждается материалами дела, и ответчиком не оспорено.
В соответствии со ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа, налоговый орган обратился 18.04.2022г., т.е. в установленный законом срок
Как усматривается из материалов дела, 18.04.2022г. мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-1416/2022 о взыскании с Воронина А.В. неуплаченной задолженности.
Определением мирового судьи судебного участка № 34 Октябрьского судебного района г.Самары от 16.05.2022г. судебный приказ № 2а-1416/2022 отменен на основании возражений Воронина А.В.
Таким образом, шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с административным иском о взыскании недоимки, в данном случае истекал 16.11.2022г.
Из материалов дела следует, что налоговый орган обратился в Октябрьский районный суд г. Самары с административным исковым заявлением 21.11.2022 г., о чем свидетельствует квитанция об отправке административного иска посредством ГАС Правосудие от 21.11.2022г., то есть за пределами установленного законом срока.
Ходатайств о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления административным истцом не заявлено, несмотря на разъяснение такой возможности в определении суда от 24.11.2022 г. о принятии административного иска к производству (ШПИ 80094979763192).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Следовательно, соблюдение всех предусмотренных законом сроков для принудительного взыскания недоимки, в том числе и в приказном порядке, имеет существенное значение и подлежит проверке.
Объективно следует исходить из того, что никаких уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в предусмотренные законом сроки обратиться в суд с административным исковым заявлением, не имелось.
Принимая во внимание, что административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций. Объем претензионной работы относятся к обстоятельствам организационного характера. Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования МИФНС России № 23 по Самарской области о взыскании с Воронина А.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление МИФНС России № 23 по Самарской области, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2023 года.
Судья /подпись/ Р.Н. Лазарев
Копия верна.
Судья:
Секретарь: