Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-20/2020 (2-1075/2019;) ~ М-871/2019 от 19.07.2019

Дело №2-20/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Выкса 17 июля 2020 года

Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи И.Н., с участием истца М.А., представителя интересов истца адвоката В.В., представителя ответчика администрации городского округа город Выкса Нижегородской области В.И., действующего на основании доверенности, представителя третьего лица ГУ МЧС НО В.В., действующего на основании доверенности, третьих лиц И.Н., Е.С., А.Н., Л.И., Ш.М., Ю.И., Е.Ю., М.В., при секретаре А.И. рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску

М.А. к администрации городского округа город Выкса Нижегородской области об обязании к совершению действий

у с т а н о в и л:

Истец М.А. обратился в Выксунский городской суд Нижегородской области с исковыми требованиями к администрации городского округа город Выкса Нижегородской области в которых, с учетом изменений исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ просил обязать администрацию городского округа города Выксы Нижегородской области исполнить в натуре следующие обязанности: обеспечить выполнение сквозного проезда без устройства тупиковых участков, к зданиям и сооружениям расположенным на земельных участках …...

Обеспечить подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям расположенным на земельных участках №….. на расстояние не более 50 метров шириной не менее 3,5 метров по …...

Исковые требования мотивированы следующим. Истец М.А. является собственником земельного участка с назначением использования для ИЖС по адресу: ….., кадастровый № …. площадью …… кв.м. Данный участок он приобрел на основании договора купли продажи … года. Свидетельство о государственной регистрации права от … г. Земельные участки с кадастровыми номерами …., находятся по обеим сторонам улицы ……. По фасаду и его и вышеуказанные участки выходили на улицу Садовая и к ним имелся подъезд. Справа, слева, сзади у земельного участка истца были границы с соседними участками также предназначенными под ИЖС. Это видно на градостроительном плане. Часть улицы, состоящая из 25 земельных участков (с 198 по 209 и с 280 по 292 - последние цифры кадастровых номеров) оказались заблокированы со всех четырех сторон аналогичными земельными участками (с кадастровыми номерами последние цифры которых 486 по 495), которые также предназначены под ИЖС, таким образом, его и вышеуказанные участки не имеют выезда на дороги общего пользования или подъезды к ним. Такая ситуация сложилась в связи с тем, что фактически имеющийся проезд по …. (ширина между домами по улице более 20 метров), оказался землями предназначенными под ИЖС. Прежний собственник земельных участков Д.В. ранее провел межевание, так называемой дороги, пролегающей …. в …. г. и продал эти участки, с назначением использования под ИЖС. Кадастровый номер земельного участка, заблокировавшего земельный участок истца № ….. При этом, часть улицы Садовая …., в 2010…. году была выкуплена администрацией городского округа города Выксы под земли общего пользования. Но дальнейшую часть улицы Садовая ответчик - администрация городского округа город Выкса оставила без внимания. Данная ситуация затрагивает большой жилой микрорайон, поскольку касается вопросов пожарной безопасности. Кроме того, в соответствии с п.п. 4, 7, 11, 14.4 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (утверждены Росземкадастром 17 февраля 2003 г.,) и Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396. в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ согласно ст.16 к вопросам местного значения городского округа относятся: 10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; 26) утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений. Из ответа главного госинпектора г.о.г. Выкса по пожнадзору К.В.В. № 03-2-16-4 от 03.06.2019г. ему (истцу) стало известно о нарушении конкретных требовании и бездействии ответчика (администрации городского округа город Выкса Нижегородской области) по обеспечению требований пожарной безопасности. При рассмотрении публичной кадастровой карты установлено, что при разбивке западной части улицы Садовая села Борковка на участки не предусмотрен подъезд для пожарной техники. Отсутствуют подъезды пожарной техники в том числе к заявленным участкам с кадастровыми номерами 52:53:0031013:209 и 52:53:0031013:288. При этом в соответствии с п. 8.17 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров. В соответствии с п. 8.6 того же документа ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее 3,5 метров - при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно. Данные требования при планировании западной части улицы Садовая не учтены. А так как все участки находятся в частной собственности определить способ устранения имеющихся нарушений требований пожарной безопасности можно только в судебном порядке. Кроме того данный проезд не соответствует требованиям пожарной безопасности, изложенным в Федеральном законе №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст.90; Своде правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям» п.7.1; п.8.13, а именно: максимальная протяженность тупикового проезда превышает 150 метров и отсутствует в конце тупиковой улицы площадки для разворота пожарной технике размерами 15 на 15 метров. Ширина проездов для пожарной техники при высоте зданий или сооружения до 13.0 метров включительно должна составлять не менее 3,5 метров (Федеральный закон №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст.90; Свод правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» п.7.1; п.8.6): Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 х 15 метров (Федеральный закон №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст.90; Свод правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» п.7.1; п.8.13); Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров (Федеральный закон №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст.90; Свод правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» п.7.1; п.8.17). В добровольном порядке разрешить данную проблему не представляется возможным, т.к. она требует вмешательства органов власти, и реализации ей своих полномочий, т.к. решить вопросы пожарной безопасности в границах своего земельного участка истец не может. Для обеспечения проезда пожарной техники к его земельному участку необходимо организовать проезд по всей улице ….., в том числе вдоль указанных им земельных участков, принадлежащих третьим лицам.

В судебном заседании истец М.А. и его представитель адвокат Н.В.В. поддержали исковые требования в полном объеме, по доводам, изложенным в иске, просили их удовлетворить. Дополнительно обратили внимание на то, что обеспечение возможности проезда пожарной техники по ……., это прямая обязанность администрации городского округа город Выкса Нижегородской области. Выполнение требований пожарной безопасности в части организации проезда, является мерой направленной на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, подобных пожарам возникшим на территории городского округа город Выкса Нижегородской области в ….. году. В данном конкретном случае, при начале строительства собственниками земельных участков, расположенных на так называемой дороге по …., возможность проезда по улице как для жителей, так и для пожарной техники будет отсутствовать. Также истец и его представитель просили обратить внимание на то обстоятельство, что в …. году ответчиком - администрацией было произведено изъятие земельных участков, расположенных на так называемой дороге, расположенной на ул….. для организации водоснабжения у их прежнего собственника Д.В.(третье лицо по делу), таким образом территория земельного участка протяженностью до существующей в настоящее время водонапорной башни и подъезда к ней, находится в муниципальной собственности. При этом, учитывая позицию представителя ответчика администрации городского округа город Выкса Нижегородской области, высказанную им в предыдущих судебных заседаниях, он (истец) обращался в Выксунский городской суд Нижегородской области с исковыми требованиями к собственникам тех земельных участков, которые расположенны на так называемой дороге по ….., с требованиямио признании недействительными результатов работ по межеванию данных земельных участков, исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ указанных земельных участков; признании недействительными сделок - договоров купли-продажи земельных участков, применении последствий недействительности указанных сделок путем возврата сторон в первоначальное положение. Однако, решением Выксунского городского суда Нижегородской области от ….. года ему было отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Таким образом, в данном конкретном случае истец считает администрацию городского округа города Выксы Нижегородской области надлежащим ответчиком по делу, поскольку ее полномочия необходимо рассматривать в совокупности с определенными различными нормативно-правовыми актами, приведенными в иске. Эти полномочия являются обязанностями по отношению к гражданам - жителям г.о.г. Выкса. Неисполнение этих полномочий (обязанностей) не может служить основанием для возложения этих полномочий (обязанностей) на простых граждан, владельцев участков по …... Способ исполнения заявленных требований не может быть предметом спора, поскольку будет являться вмешательством в полномочия ответчика. В пределах своей компетенции ответчик сам определяет способ исполнения, механизм, источники финансирования и т.д.

Представитель интересов ответчика администрации городского округа город Выкса Нижегородской области В.И. с исковыми требованиями не согласился в полном объеме, просил в иске отказать. Кроме того, обратил внимание, на то обстоятельство, что в настоящее время нарушения прав истца не усматривается, поскольку, так называемая дорога по ул…… не застроена и по ней имеется проезд. Дополнительно пояснил, что истец М.А. основывает свои требования положениями ст. 16 Федерального закона № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. ст. 8, 45 Градостроительного кодекса РФ, ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. ст. 3, 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», а также ст. ст. 11.9 и 49 Земельного кодекса РФ. Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства. В соответствии со ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. В ст. 19 Федерального закона 69-ФЗ «О пожарной безопасности» конкретизировано, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов (то есть, в том числе в с. Борковка) относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие, мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Г осударственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Из изложенного не следует, что устройство проездов и подъездов для пожарно­спасательной техники на частйой территории, в границах которой органы местного самоуправления не вправе распоряжаться земельными участками и осуществлять градостроительную деятельность, возложена на эти органы местного самоуправления. Соответственно, у администрации городского округа город Выкса обязанность по: обеспечению выполнения сквозного проезда без устройства тупиковых участков к зданиям и сооружениям, расположенным на земельных участках № ….., улицы Садовая, с. Борковка и обеспечению подъезда пожарной техники к зданиям и сооружениям, расположенным на земельных"участках ….. на расстояние не более 50 метров шириной не менее 3,5 метров по ……. из закона не вытекает, ни в силу закона, ни в силу договоров или иных сделок. В соответствии с п. 8) ст. 1 Правил землепользования и застройки городского округа город Выкса Нижегородской области, утвержденными решением Совета депутатов городского округа г. Выкса Нижегородской области от 17.12.2013 N 88 (далее - Правила) участниками деятельности в области землепользования и застройки (градостроительной деятельности) на территории городского округа являются: органы государственной власти; органы местного самоуправления городского округа; физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в области землепользования и застройки; комиссия по подготовке правил землепользования и застройки городского округа город Выкса Нижегородской области и иным вопросам землепользования и застройки городского округа город Выкса Нижегородской области, действующая на основании соответствующего постановления администрации городского округа. Таким образом, физические лица вправе и должны осуществлять градостроительную деятельность, в том числе разрабатывать проекты планировки и проекты межевания территории, в том числе и за свой счет, что соответствует п. 8 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ. Строительство объектов, предназначенных для общего пользования (автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры) может осуществляться на землях общего пользования. В соответствии с п. 5 ст. 1 Правил использование земельных участков и объектов капитального строительства, -.изменение. видов их разрешенного использования, осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут осуществляться правообладателями земельных участков, объектов капитального строительства в границах объектов их прав в соответствии с действующим законодательством. Вышеуказанные нормы права подтверждают, что администрация городского округа город Выкса не имела возможности соблюсти самой или обязать лицо, осуществившее планировку территории, к соблюдению норм пожарной безопасности в части организации сквозного проезда без устройства тупиковых участков к зданиям и сооружениям, расположенным на земельных участках хххх, улицы ххххх и подъезда пожарной техники к зданиям и сооружениям, расположенным на земельных участках № хххх на расстояние не более 50 метров шириной не менее 3,5 метров по ул. ххххх. Заявленные требования являются одним из видов гражданско-правовой ответственности, которая должна применяться к виновной стороне. К ответственности может быть привлечено лицо виновное в причинении вреда. В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут в первую очередь собственники имущества. Из искового заявления со ссылкой на ответ Выксунского городского прокурора от ххххх следует, что территорию, в которую входят земельные участки по ул. Садовая с. Борковка, в том числе и территорию, через которую осуществлялся подъезд к земельному участку истца, делил на земельные участки меньшей площади без соблюдения норм пожарной безопасности, а в последствии и реализовывал эти участки гр-н Д.Д.В.. Таким образом, именно Д.В. своими действиями по разделу земельного участка, фактически являвшегося дорогой, на земельные участки меньшей площади с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и нарушил противопожарные нормы. Кроме того, прежним собственником Д.В. в отношении спорных земельных участков, расположенных на так называемой дороге был установлен бессрочный бесплатный сервитут, необходимый для прохода, таким образом, при переходе права собственности к другим лицам действие данного сервитута сохраняется.

Представитель третьего лица ГУ МЧС НО В.В., действующий на основании доверенности пояснил, что в действительности имеются нарушения требований пожарной безопасности на ул, а именно в виде отсутствия организованного проезда для пожарной техники, ввиду межевания центральной части улицы на земельные участки, однако полагает, что администрация городского округа город Выкса Нижегородской области является ненадлежащим ответчиком по делу, считает что ответчиком должен являться бывший собственник данных земельных участков Д.В., который и производил межевание, а затем их продажу.

Третье лицо И.Н. поддержал исковые требования истца М.А., просил их удовлетворить, дополнительно пояснив, что при получении в администрации городского округа город Выкса градостроительного плана и разрешения на строительство на плане было указано, что перед его участком располагается дорога, а не участок предназначенный под ИЖС.

Третье лицо Е.С. не возражала против удовлетворения требований истца, пояснив, что ею был приобретен земельный участок, который как впоследствии оказалось, находится на дороге по ул.ххххх. При покупке земельного участка она не знала его точное расположение, предполагала, что он находится вдоль улицы. Пока строительство на данном земельном участке не ведется.

Третье лицо А.Н. требования считал обоснованными, но полагал необходимым привлечение в качестве соответчика бывшего собственника земельных участков Д.Д.В.

Третье лицо Л.И. не возражала против удовлетворения исковых требований истца.

Третье лицо Ш.М. оставил разрешение данного вопроса на усмотрение суда.

Третье лицо Ю.И., не возражал против удовлетворения исковых требований истца.

Третье лицо Е.Ю. не возражал против удовлетворения исковых требований истца М.А., но полагал необходимым привлечь. Д.В. дополнительно у качестве ответчика.

Третье лицо М.В. не возражал против удовлетворения исковых требований М.А.

Третье лицо ….. в судебное заседание своего представителя не направило. О дне и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом- судебной повесткой.

Третье лицо. Т.И. в судебное заседание не явилась. О дне и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом - судебной повесткой.

Третье лицо. Х.Р. в судебное заседание не явилась. О дне и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом - судебной повесткой.

Третье лицо. Х.Р. в судебное заседание не явилась. О дне и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом - судебной повесткой.

Третье лицо. А.А. в судебное заседание не явилась. О дне и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом - судебной повесткой.

Третье лицо. А.Г.. в судебное заседание не явилась. О дне и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом - судебной повесткой.

Третье лицо. Ю.С.. в судебное заседание не явилась. О дне и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом - судебной повесткой.

Третье лицо. Д.В. в судебное заседание не явилась. О дне и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом - судебной повесткой.

Третье лицо. Т.А. в судебное заседание не явилась. О дне и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом - судебной повесткой.

Третье лицо. Н.Н. в судебное заседание не явилась. О дне и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом - судебной повесткой.

Третье лицо. О.Б. в судебное заседание не явилась. О дне и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом - судебной повесткой.

Третье лицо. В.И. в судебное заседание не явилась. О дне и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом - судебной повесткой.

Третье лицо. А.А. в судебное заседание не явился. О дне и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом - судебной повесткой.

Третье лицо. А.Е. в судебное заседание не явился. О дне и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом - судебной повесткой.

Третье лицо.. Т.Ю.. в судебное заседание не явилась. О дне и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом - судебной повесткой.

Третье лицо А.Н. в судебное заседание не явился. О дне и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом - судебной повесткой.

Третье лицо Т.Н. в судебное заседание не явилась. О дне и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом - судебной повесткой.

Третье лицо А.В. в судебное заседание не явился. О дне и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом - судебной повесткой.

Третье лицо М.Ю. в судебное заседание не явилась. О дне и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом - судебной повесткой.

Третье лицо А.А. в судебное заседание не явился. О дне и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом - судебной повесткой.

Третье лицо С.П. в судебное заседание не явился. О дне и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом - судебной повесткой.

Третье лицо Д.В. в судебное заседание не явился. О дне и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом - судебной повесткой.

Третье лицо Х.В. в судебное заседание не явилась. О дне и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом - судебной повесткой.

Третье лицо М.М. в судебное заседание не явился. О дне и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом - судебной повесткой.

Третье лицо Н.С. в судебное заседание не явилась. О дне и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом - судебной повесткой.

Третье лицо Л.С.. в судебное заседание не явилась. О дне и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом - судебной повесткой.

Третье лицо А.Н. в судебное заседание не явился. О дне и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом - судебной повесткой.

Третье лицо Е.Н. в судебное заседание не явился. О дне и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом - судебной повесткой.

Третье лицо В.Е. в судебное заседание не явился. О дне и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом - судебной повесткой.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Судом установлено, что истец М.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу:….. на основании договора купли-продажи земельного участка от …..., заключенного с Д.В., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ….. сделана запись регистрации № …. и выдано свидетельство о государственной регистрации права от ….. (повторное от …..).

Согласно Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости земельные участки, на которые указывает истец М.А. как на земельные участки, расположенные на проезжей части дороги по надлежат следующим третьим лицам по настоящему делу:

- участок…..кадастровый номер ….., принадлежит Т.И. на основании договора купли-продажи земельного участка от ….., заключенного с Х.В., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. сделана запись регистрации № ….;

- участок № …… ул. ….., кадастровый номер ….., принадлежит Х.Р. на основании договора купли-продажи земельного участка от …..., заключенного с С.А., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним …... сделана запись регистрации № …..;

- участок № …. ул. ….., кадастровый номер …., принадлежит Х.Р. на основании договора купли-продажи земельного участка от ….., заключенного с С.А., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.01.2018г. сделана запись регистрации № …..

- участок № …. ул. ….., кадастровый номер …., принадлежит А.А. на основании договора купли-продажи земельного участка от ….., заключенного с С.А., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним …... сделана запись регистрации № ….

- участок № ……. кадастровый номер …..…., принадлежит А.Г. на основании договора купли-продажи земельного участка от ….., заключенного с С.А., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ….. сделана запись регистрации № …..;

- участок № …… ….., кадастровый номер ….., принадлежит Ю.С. на основании договора купли-продажи земельного участка от ….., заключенного с С.А., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним …... сделана запись регистрации …..;

- участок № …..…., кадастровый номер …., принадлежит Д.В. на основании договора купли-продажи земельного участка от …..., заключенного с Д.В., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. ….сделана запись регистрации № …..

- участок № ….ул. …., кадастровый номер …., принадлежит Е.С. на основании договора купли-продажи земельного участка от……., заключенного с С.А., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним …..г. сделана запись регистрации № ….….;

- участок …. ул. ….., кадастровый номер ……, принадлежит Т.А. на основании договора купли-продажи земельного участка от ….., заключенного с С.А., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ….. сделана запись регистрации № ……….;

- участок № ….. ул. ….. кадастровый номер …., принадлежит Н.Н. на основании договора купли-продажи земельного участка от ….., заключенного с С.А., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое.. :…...

Собственниками земельных участков, расположенных вдоль улицы ….., которые граничат с вышеуказанными земельными участками, расположенными, на проезжей части являются третьи лица:….

Каждый из указанных участков имеет категорию земель – земли населенных пунктов и вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии со ст. 6 п. 1 п. п. 2, п. 3 Земельного Кодекса РФ объектами земельных отношений являются: земельные участки.

Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке (часть 5 статьи 40 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статья 64 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 3 ч. 1 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст.68 Земельного кодекса установление границ земельных участков осуществляется при проведении мероприятий по землеустройству.

Согласно выписке из ЕГРН от ….. г., принадлежащий истцу М.А. земельный участок № ….имеет общую площадь 1000 +/- 22 кв.м., кадастровый № ….., дата присвоения кадастрового номера …..., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. При этом имеется указание на то, что данный земельный участок был образован из земельного участка с кадастровым № …...

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым № ….., общей площадью ….. кв.м., адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в …. м. от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес ориентира: ….., принадлежал на праве собственности Д.В. на основании Договора купли-продажи от … о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним …... сделана запись регистрации № …...

….. Д.В., как единственным собственником, принято Решение о разделе земельного участка с кадастровым № …., общей площадью …. кв.м., адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно …. м. от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес ориентира: ….., на …. земельных участков на основании межевого плана от ….. подготовленного ….

При этом из межевого плана от ….. следует, что земельный участок с кадастровым № …. разделяется на …. самостоятельных участков (ЗУ1-ЗУ27, из которых земельный участок истца ЗУ12), доступ на которые осуществляется следующим образом: на ЗУ1-ЗУ13 посредством земельного участка ЗУ26, на ЗУ14-ЗУ23 посредством земельного участка ЗУ25, на ЗУ24-ЗУ27 посредством земель общего пользования.

Одновременно ….. Д.В., как единственным собственником, приняты Решения об установлении ограничения прав на земельный участок, согласно которым в связи с тем, что по земельному участку общей площадью …….. кв.м., находящемуся по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в …. м. от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес ориентира: …… (ЗУ25) и по земельному участку общей площадью …. кв.м., находящемуся по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно …. м. от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес ориентира: ….. (ЗУ26), образованных в результате деления земельного участка с кадастровым № …., принадлежащего Д.В. на основании договора купли-продажи от. ….., осуществляется проход, собственник Д.В. пришел к решению об установлении права ограниченного пользования двумя указанными выше земельными участками (бессрочного бесплатного сервитута), в связи с чем Д.В. обязался беспрепятственно обеспечить возможность доступа на выделяемые земельные участки, на что указано в п.1.1 соответствующих Решений.

Согласно п.1.2 и п.2.1 Решений об установлении ограничения прав на земельные участки от …..., обременение земельного участка бессрочным бесплатным сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Бессрочный бесплатный сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим бессрочным бесплатным сервитутом к другому лицу.

Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от ….. принято решение о проведении кадастрового учета объектов недвижимости, полученных в результате деления земельного участка с кадастровым № ….…..

В результате проведенного кадастрового учета объектов недвижимости, полученных в результате деления земельного участка с кадастровым № ….., был образован, в частности, земельный участок с кадастровым № ….., который, как было указано выше, на основании договора купли-продажи земельного участка от …..

Постановлением администрации г.о.г. Выкса Нижегородской области от …. № ….., земельному участку с кадастровым № …. присвоен адрес: …...

На момент приобретения истцом права собственности на земельный участок с кадастровым № …. по адресу: ….., доступ к данному земельному участку не осуществлялся через земли общего пользования, а был обеспечен за счет территории участка …. образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым № … принадлежащего на праве ….. Д.В., которым установлен бессрочный бесплатный сервитут для осуществления возможности доступа на образованный участок с кадастровым …...

Что касается земельных участков, расположенных на так называемой проезжей части, а именно:

- участок № хххх, кадастровый номер хххх, принадлежит Т.И. на основании договора купли-продажи земельного участка от….заключенного с Х.В., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с нимсделана запись регистрации №…..;

- участок № ….ул. …., кадастровый номер …., принадлежит Х.Р. на основании договора купли-продажи земельного участка от 1….заключенного с С.А., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с нимделана запись регистрации № …….;

- участок № хххх ул. хххх, кадастровый номер ххххх принадлежит Х.Р. на основании договора купли-продажи земельного участка от ххххх., заключенного с С.А., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.01.2018г. сделана запись регистрации № часток № ххххх, принадлежит А.А. на основании договора купли-продажи земельного участка от…. заключенного с С.А., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с нимделана запись регистрации ….

- участок № …., принадлежит А.Г. на основании договора купли-продажи земельного участка от 11.12.2017г., заключенного с С.А., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с нимделана запись регистрации №участок № ххххул. хххх, кадастровый номер хххх, принадлежит Ю.С. на основании договора купли-продажи земельного участка от 25.10.2017г., заключенного С.А., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним хххх. сделана запись регистрации хххх;

- участок № хххх ххххх, кадастровый номер хххх принадлежит Д.В. на основании договора купли-продажи земельного участка от 16.02.2018г., заключенного с Д.Д.В., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ххххх. сделана запись регистрации №участок № хххх, кадастровый номер ххх, принадлежит.С. на основании договора купли-продажи земельного участка от хххх., заключенного с С.А., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ххххх. сделана запись регистрации № хххх;

- участок № ххххх принадлежит Т.А. на основании договора купли-продажи земельного участка от ххххх., заключенного с С.А., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним хххх. сделана запись регистрации № хххх

- участок № ххххх, принадлежит Н.Н. на основании договора купли-продажи земельного участка от хххх., заключенного с С.А., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним хххх. сделана запись регистрации № ххххх, то их образование происходило следующим образом.

Согласно Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от хххх земельные участки с кадастровыми номерами с № хххх были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым № ххххх.

Указом Президента РФ от 27.12.1991 №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» предписывалось, что колхозы и совхозы обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было поручено районным и внутрихозяйственным комиссиям провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность.

На основании вышеуказанных документов, постановлением администрации г.Выкса от 30.12.1992 №1044 сельскохозяйственные угодья из состава земель сельскохозяйственного назначения, находившиеся в постоянном (бессрочном) пользовании совхоза «Выксунский», в том числе территория, в которую входят ныне названные улицы ххххх, были переданы в коллективно-долевую собственность работникам этого совхоза. Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель селькохозяйственного назначения» определен порядок распоряжения земельными долями и порядок выдела земельных участков в счет земельных долей (далее- Закон). В соответствии с положениями Закона группа содольщиков выделила из земельного участка, находящегося в коллективно-долевой собственности, и поставила на кадастровый учет в 2008 году земельный участок с кадастровым номером ххххх, примыкающий х площадью хххх га.ххх

Земельным законодательством предусматривалась возможность перевода земель различных категорий в земли населенных пунктов, путем утверждения в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, генерального плана поселения или городского округа.

Генеральный план городского округа город Выкса был принят решением Совета депутатов 17.12.2013г.

Федеральным законом от 18.12.2006 №232-Ф3 в закон «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» внесены изменения, введена ст.4.1, согласно которой появилась возможность собственникам земель сельскохозяйственного назначения до принятия в установленном порядке генеральных планов поселений осуществить перевод в категорию земель - земли населенных пунктов решением правительства субъекта РФ. При этом, в случае, если земельный участок предполагалось использовать для целей жилищного строительства, не зависимо от его площади, не требовалось проведение процедуры публичных слушаний.

Распоряжением Правительства Нижегородской области хххх на земельный участок с кадастровым номером хххх установлена категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- индивидуальное жилищное строительство.

В результате последующих сделок купли-продажи земельный участок с кадастровым номеромх хххх перешел в собственность третьего лица х Д.В., который по своему усмотрению осуществил раздел участка на ряд участков меньшей площадью с таким же видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. Земельные участки, через которые можно было осуществить доступ к проданным земельным участкам (улицы) после их образования в результате раздела, имели такой же вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство. Кадастровые работы по разделу земельных участков выполнены х Д.В. как кадастровым инженером, по результатам которых подготовлен межевой план.

При разделе участка проект планировки территории х Д.В. не разрабатывался, на публичных слушаниях не обсуждался и на утверждение органа местного самоуправления не предоставлялся.

Представитель интересов ответчика неоднократно обращал внимание на то, что администрация городского округа не имела возможности в законном порядке понудить Д.Д.В. к разработке такого проекта планировки или изменению вида разрешенного использования земельных участков, через которые осуществлялся доступ к проданным земельным участкам с «индивидуальное жилищное строительство» на «земли общего пользования», или просто отказаться от права собственности на такие земельные участки в пользу муниципального образования.

Таким образом, в результате раздела земельного участка с кадастровым номером хххх, расположенного по адресу: ххххх, были образованы земельные участки с кадастровыми номерами хххххх, которые были поставлены на кадастровый учет в соответствии с межевым планом от хххх, выполненным кадастровым инженером С.В., по заявлению о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № ххххх

Обращаясь с данными исковыми требованиями, истец М.А. указывает, что в действиях кадастрового инженера С.В. также имелись нарушения при проведении межевания земельных участков, расположенных на «проезжей части дороги»….. связи с чем прокурором города Выкса было вынесено представление в отношении кадастрового инженера.

По делу установлено, что по данному вопросу истец М.А. обращался в Выксунскую городскую прокуратуру, по результатам рассмотрения его обращения прокурором был подготовлен ответ от ххххххх, который представлен истцом в материалы дела, из которого следует, что городской прокуратурой рассмотрено обращение по вопросу законности действий администрации г.о.г.Выкса и Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра». По результатам проверки установлено, что при организации проезда пожарной техники на ул.Садовая с.Борковка, г.о.г.Выкса нарушены требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В связи с этим материал проверки направлен в ОНД и ПР по городскому округу г.Выкса для принятия мер реагирования в пределах компетенции. Дополнительно в ответе указано, что Указом Президента РФ от 27.12.1991 №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» предписывалось, что колхозы и совхозы обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах. Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было поручено районным и внутрихозяйственным комиссиям провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность. На основании вышеуказанных документов, постановлением администрации г.Выкса от 30.12.1992 №1044 сельскохозяйственные угодья из состава земель сельскохозяйственного назначения, находившиеся в постоянном (бессрочном) пользовании совхоза «Выксунский», в том числе территория, в которую входят ныне названные ххххх, передали в коллективно-долевую собственность работникам этого совхоза. С этого времени органы местного самоуправления не имели права распоряжаться этими земельным участком. Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель селькохозяйственного назначения» определен порядок распоряжения земельными долями и порядок выдела земельных участков в счет земельных долей (далее- Закон). В соответствии с положениями Закона группа содолыциков выделила из земельного участка, находящегося в коллективно-долевой собственности, и поставила на кадастровый учет в хххх году земельный участок с кадастровым номером хххх, примыкающий к хххх площадью 46,08 га. Земельным законодательством предусматривалась возможность перевода земель различных категорий в земли населенных пунктов, путем утверждения в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, генерального плана поселения или городского округа. Федеральным законом от 18.12.2006 №232-Ф3 в закон «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» внесены изменения, введена ст.4.1, согласно которой появилась возможность собственникам земель сельскохозяйственного назначения до принятия в установленном порядке генеральных планов поселений осуществить перевод в категорию земель - земли населенных пунктов решением правительства субъекта РФ. При этом, в случае, если земельный участок предполагалось использовать для целей жилищного строительства, не зависимо от его площади, не требовалось проведение процедуры публичных слушаний. Распоряжением правительства Нижегородской области от хххх №994р на земельный участок с кадастровым номером хххх установлена категория земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- индивидуальное жилищное строительство. Согласно 4.1 ст.ЗЗ Земельного кодекса РФ (с 01.03.2015 утратила силу) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Нормы предоставления земельных участков на территории г.о.г.Выкса Нижегородской области установлены решением Совета депутатов г.о.г.Выкса от ххх №ххххх. В результате последующих сделок купли-продажи земельный участок перешел в собственность Д.В., который по своему усмотрению осуществил раздел участка на ряд участков меньшей площадью с таким же видом разрешенного использования- для индивидуального жилищного строительства. Земельные участки, через которые можно было осуществить доступ к проданным земельным участкам (улицы) после их образования в результате раздела, имели такой же вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство. Кадастровые работы по разделу земельных участков выполнены Д.В. как кадастровым инженером, по результатам которых подготовлен межевой план. При разделе участка проект планировки территории Д.В. не разрабатывался, на публичных слушаниях не обсуждался и на утверждение органа местного самоуправления не предоставлялся. В свою очередь, администрация городского округа не имела возможности в законном порядке понудить Д.В. к разработке такого проекта планировки или изменению вида разрешенного использования земельных участков, через которые осуществлялся доступ к проданным земельным участкам с «индивидуальное жилищное строительство» на «земли общего пользования», или просто отказаться от права собственности на такие земельные участки в пользу муниципального образования. Земельный участок с кадастровым номером хххххкадастровым номером ххххх и поставлен на кадастровый учет кадастровой палатой. В результате раздела земельного участка с кадастровым номером хххх расположенного по адресу: ххххххх, образованы земельные участки с кадастровыми номерами хххххх в соответствии с межевым планом от 14.04.2017, выполненным кадастровым инженером С.СВ., по заявлению о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости №хххх. Согласно требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 №921, в состав межевого плана включаются, в том числе сведения об обеспечении доступа (прохода или проезда от земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территории общего пользования) к образуемым или измененным земельным участкам. Определение месторасположения границ земельного участка на местности относится к компетенции кадастрового инженера. Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в межевом плане, представленном для кадастрового учета, лежит на кадастровом инженере, подготовившем данный документ. В силу ч.5 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 №218 -ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная. регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. В соответствии с п.26 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (для случая осуществления государственного кадастрового учета). Установлено, что регистрация права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами ххххх, ххххх произведена с нарушением закона. Администрацией Выксунского муниципального района в хххх году в целях ликвидации последствий пожаров и организации водоснабжения ххххххх выкуплен земельный участок общей площадью ххххх кв.м., который в настоящее время имеет кадастровый номер хххх. По результатам проведенной ОНД и ПР по городскому округу г.Выкса проверки установлено, что при планировании западной части улицы хххххне учтены требования СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распостранения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировчным и конструктивным решениям». В связи с тем, что земельные участки на вышеуказанной улице находятся в частной собственности, определить способ устранения имеющихся нарушений требований пожарной безопасности возможно только в судебном порядке. Обязанность органов местного самоуправления выкупа земельных участков у собственников, в данном случае законом не предусмотрена. Также разъяснено право в силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на обращение в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В связи с допущенными нарушениями при регистрации недвижимости в адрес ФГУП «ФКП Росреестра» по Нижегородской области и ИП С.В. подготовлены представления.

В материалы дела истцом представлено Представление Выксунского городского прокурора в отношении ИП С.В., которое было вынесено 20.07.20….19 года об устранении нарушения федерального законодательства. В котором указано, что на основании обращения а М.А. прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства при межевании земельных участков, в ходже которой выявлены нарушения федерального законодательства при выполнении кадастровых работ ИП С.С.В. В силу ст.70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» В соответствии с ч. 13 ст.22 ФЗ от 13.07.2017 года №218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости» форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Согласно ч.4 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ « О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью является выполнение работ в отношении недвижимого имущества, в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе и оказание услуг в установленных федеральном законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает кадастровый инженер. На основании п.1 ч.2 ст,29.1 Закона №221-ФЗ кадастровый инженер обязан соблюдать требования Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области кадастровых отношений, а также соблюдать стандарты осуществления кадастровой деятельности и правила профессиональной этики кадастровых инженеров. Результатом кадастровых работ кадастрового инженера является межевой план, технический план или акт обследования (ст.37 Закона №221-ФЗ). Согласно требований в подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 года №921 в состав межевого плана включаются в том числе сведения об обеспечении доступа (прохода или проезда от земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территории общего пользования) к образуемым или измененным земельным участкам. Проверкой установлено, что ИП С.В. является членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров, уникальный реестровый номер кадастрового инженера в реестре членов СРО КИ №2111 и осуществляет виды деятельности, связанные с выполнением кадастровых работ. М.А. принадлежит земельный участок с кадастровым номером хххх по адресу: хххх. Земельный участок с кадастровым номером хххх образован в результате раздела в ххххгоду земельного участка с кадастровым номером хххх и поставлен на кадастровый учет хххх года. Доступ к земельному участку с кадастровым номером хххх обеспечен посредством земельного участка с кадастровым номером хххх с видом разрешенного использования «для ИЖС». В результате раздела земельного участка с кадастровым номером ххххх расположенного по адресу: ххххххх образованы земельные участки ххххххв соответствии с межевым планом от ххххх года выполненным кадастровым инженером С.В., по заявлению о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости №ххх-ххххх. Согласно указанному межевому плану доступ к образуемым земельным участкам с кадастровыми номерами ххххх обеспечен посредством земельного участка с кадастровым номером хххх Земельный участок с кадастровым номером хххххх с видом разрешенного использования «для ИЖС» находится в частной собственности, в связи с чем данный участок не может быть отнесен к землям общего пользования. В настоящее время земельный участок с кадастровым номером хххх (М.А.) граничит с земельным участком с кадастровым номером хххх, доступ к данным участкам от земель общего пользования не обеспечен. Определение местоположения границ земельного участка на местности относится к компетенции кадастрового инженера. Ответственность за достоверность сведений содержащихся в межевом плане, представленном для кадастрового учета, лежит на кадастровом инженере, подготовившем данный документ. В результате неправомерных действий ИП С.С.В. нарушены гражданские права собственника земельного участка П.М.А., что повлекло обоснованное обращение в органы прокуратуры. При этом на основании ст.24 ФЗ от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор требует: 1. Безотлагательно рассмотреть данное представление, 2.В установленный законом месячный срок принять конкретные меры, направленные на устранение причин и условий способствующих, допущенным нарушениям, 3. О результатах рассмотрения сообщить в Выксунскую городскую прокуратуру. Результат рассмотрения данного представления ИП С.С.В. суду сообщен не был.

При этом, следует отметить, что …. года М.А. обратился в Выксунский городской суд Нижегородской области с исковыми требованиями к ххххх ризнании недействительными результатов работ по межеванию земельных участков: ….., кадастровый № ….; ……; исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ указанных земельных участков; признании недействительными сделок - договоров купли-продажи земельных участков, расположенных по ул. ….: …… с кадастровым № …..; применении последствий недействительности указанных сделок путем возврата сторон в первоначальное положение; взыскании компенсации морального вреда в размере …... с каждого из ответчиков.

Исковые требования были мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка для ИЖС по адресу: ххххх, кадастровый хххх, площадью х хххкв.м., на договора купли-продажи …..., свидетельство о государственной регистрации права от …... По фасаду участок выходил на улицу ….. и к нему имелся подъезд. На момент заключения договора справа, слева, сзади у истца были границы с соседними участками под ИЖС. Часть улицы, состоящая из ….. земельных участков (с …. – последние цифры кадастровых номеров) оказалась заблокированной со всех 4-сторон аналогичными земельными участками (с 486 по 495) под ИЖС без выезда на дороги общего пользования или подъезды к ним. По участку № ….. также пролегает дорога. Такая ситуация сложилась по тому, что фактически имеющийся проезд (ширина между домами по улице более 20 метров) юридически оказался не землями общего пользования, а землями под ИЖС. Предшествующий собственник земельного участка провел межевание дороги и продал эти участки под ИЖС. Были заключены следующие сделки - договоры купли-продажи земельных участков, расположенных по …..: от …. ……... Границы смежных земельных участков с истцом никто не согласовывал, хотя границы всех этих участков затрагивают его интересы, так как согласно выданного ему градостроительного плана они расположены на дороге, проходящей по ул. Садовая. В таких случаях законом не предусмотрен внесудебный порядок устранения кадастровых ошибок, поэтому он вынужден обратиться в суд. В данном случае межевание и постановка на кадастровый учет этих земельных участков были проведены с нарушением прав собственника его земельного участка, что является нарушением требований федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Сделки с этими участками являются недействительными на основании ст. 168 ГК РФ, как нарушающие требования закона и иных правовых актов.

Решением Выксунского городского суда Нижегородской области от ххххх года в удовлетворении исковых требований к ххххххх; применении последствий недействительности указанных сделок и возврате сторон в первоначальное положение; взыскании компенсации морального вреда в хххххх руб. с каждого из ответчиков, М.А. было отказано в полном объеме. Решение не вступило в законную силу.

В обоснование заявленных требований об устранении нарушений пожарной безопасности истец указывает, что обеспечение соблюдения данных требований на территории городского округа город Выкса Нижегородской области лежит на ответчике - администрации городского округа город Выкса.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ххххх года Администрацией Выксунского муниципального района Нижегородской области было принято Постановление №ххххх «Об изъятии земельного участка» из которого следует, что в целях осуществления строительства артезинских скважин, водопровода, иных объектов электро-газо и водоснабжения, предназначенных для снабжения населения с. Борковка, в соответствии со ст. 49 РФ: Изъять путем выкупа для муниципальных нужд земельный участок из состава земель населенных пунктов площадью хххх кв.м., кадастровый номер хххх, адрес объекта местоположения установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом. Участок находится примерно ххххх м. от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: ххххх, принадлежащий праве собственности гр-ну Д.В., о чем в ЕГРП 12.04.2010 года сделана запись регистрации № ххххх КУМИ администрации Выксунского муниципального района подготовить и заключить соглашение с гр-ном Д.Д.В. о выкупе земельного участка по цене 4000000 (четыре миллиона) руб. с учетом оценки независимого оценщика (отчет от хххххххх и распоряжения Правительства Нижегородской области от 03.09.2010 года № 1768-р. Обеспечить государственную регистрацию настоящего постановления и погашение права собственности на изымаемый земельный участок в Выксунском отделе управления Федеральной регистрационной службы.

Ответчиком не оспаривается, что данный участок расположен на ….. и находится в муниципальной собственности.

Таким образом, доводы истца М.А. относительно того, что только часть проезжей части …., образовавшая впоследствии участок с кадастровым номером ….., …. году была изъята ответчиком у прежнего собственника Д.Д.В. подтверждаются вышеуказанным Постановлением.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что об имеющихся нарушениях требований пожарной безопасности, а именно об отсутствии организованного проезда для пожарной техники по ….. ответчику было известно еще в …. году, поскольку земли используемые для проезда по центральной части улицы ….. находились в собственности Д.В. с назначением использования ИЖС, однако для муниципальных нужд была изъята только часть проезда улицы ….. В дальнейшем действия Д.В. привели к размежеванию остальной части проезжей части ….. на несколько земельных участков и их продаже.

Согласно СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее 3,5 метров при высоте зданий или сооружения до 13 метров включительно.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно п..6 ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) в число первичных мер пожарной безопасности включены: обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

Нормами ст. ст. 52, 53, 63, 69, 70 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности предусмотрены способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара. Помимо прочих к таковым отнесены: устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре; организация деятельности подразделений пожарной охраны, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара. Установлены требования к проходам, проездам и подъездам к зданиям, сооружениям и строениям.

Статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов, согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", относится в числе прочего принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.

В силу ст. 34 и 37 Федерального закона РФ "О пожарной безопасности" граждане и юридические лица обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Таким образом, обязанность обеспечения первичных мер пожарной безопасности, в том числе беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара в силу вышеуказанных требований федерального законодательства должна быть возложена на орган местного самоуправления, который обязан обеспечивать соблюдение первичных требований пожарной безопасности на территории городского округа город Выкса Нижегородской области в целом и в частности на ул…… Нижегородской области в полном объеме, поскольку они направлены на защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрану окружающей среды.

Истцом М.А. в обоснование заявленных им требований представлен ответ Главного государственного инспектора городского округа Выкса по пожарному надзору от ….. из которого следует, что ОНД и ПР по г.о.г. Выкса провел предварительную проверку по заявлению от …. направленному в Выксунскую городскую прокуратуру. При рассмотрении публичной кадастровой карты установлено, что при разбивке западной части улицы Садовая села Борковка на участки не предусмотрен подъезд для пожарной техники. Отсутствуют подъезды пожарной техники в том числе к заявленным участкам с кадастровыми номерами …... При этом в соответствии с п. 8.17 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров. В соответствии с п. 8.6 того же документа ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее 3,5 метров - при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно. Данные требования при планировании западной части улицы Садовая не учтены. А так как все участки находятся в частной собственности определить способ устранения имеющихся нарушений требований пожарной безопасности можно только в судебном порядке.

Кроме того, в ходе рассмотрения данного дела ГУ Министерства РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области Управлением надзорной деятельности и профилактической работы был подготовлен ответ на судебный запрос от …. года № …. из которого следует, что рассмотрев судебный запрос от ….., в части предоставления информации о соответствии улицы ….. г.о.г. Выкса Нижегородской области отдельным требованиям нормативных правовых документов по пожарной безопасности, касающимся устройства проездов и подъездов для пожарно-спасательной техники, управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Нижегородской области сообщает следующее.

Положениями части 1 статьи 90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники.

Пунктом 8.17 СП 4.13130.2013 установлено, что планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.

В рамках рассмотрения запроса осуществлен выезд по указанному адресу, в ходе которого установлено, что в настоящее время проезд имеется, при этом он выполнен тупиковым протяженностью более 150 метров, что противоречит требованиям пункта 8.13 СП 4.13130.2013. В конце тупиковой улицы отсутствуют разворотные площадки размерами 15Х15 метров, устройство которых, при протяженности данной дороги более 500 метров, в целом не обеспечит решение вопросов пожарной безопасности, касающихся подъездов и проездов для пожарно­спасательной техники. В данном случае необходимо выполнение сквозного проезда без устройства тупиковых - участков.

Вместе с этим, согласно публичной кадастровой карте проезд по ул. Садовая рассматриваемого населенного пункта размежеван под индивидуальное жилищное строительство и в случае начала застройки данных участков проезды и подъезды для пожарно-спасательной техники к существующим и планируемым к строительству жилым домам также обеспечены не будут.

Кроме того, информируем, что хххх не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Учитывая вышеизложенное в совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований истца М.А. относительно обязания администрации городского округа города Выксы Нижегородской области с целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа исполнить в натуре следующие обязанности: обеспечить выполнение сквозного проезда без устройства тупиковых участков, к зданиям и сооружениям расположенным на земельных участках № ххххх, улицы ххххх, т.е вдоль указанных земельных участков расположенных по обеим сторонам улицы ххххх и обеспечить подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям расположенным на земельных участках хххххх на расстояние не более 50 метров шириной не менее 3,5 метров по ххххх, в соответствии с требованиями указанными в ответе на судебный запрос ГУ Министерства РФ по делам ГО И ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области Управлением надзорной деятельности и профилактической работы, который также указывает на необходимость выполнения таких мероприятий, поскольку, как указано в ответе с. Борковка г.о.г. Выкса не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Довод представителя интересов ответчика относительно того, что администрация городского округа город Выкса Нижегороской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку собственник Д.В. при разделе земельного участка с кадастровым № ххххх года принял Решение об установлении ограничения прав на данный земельный участок, т.е. установления (бессрочного бесплатного сервитута), таким образом, собственники вновь образованных земельных участков должны беспрепятственно обеспечить возможность доступа через их земельные участки к другим, находящимся на ххххх, в том числе и к земельному участку истца а М.А., не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований М.А., поскольку обязанность по организации первичных мер пожарной безопасности лежит прежде всего на ответчике, а вышеуказанные доводы представителя интересов ответчика являются существенным обстоятельством при решении вопроса об исполнения решения суда.

Доводы представителя интересов ответчика относительно того, что истцом не указан способ исполнения данных обязанностей в натуре не также может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований П.М.А., поскольку в силу ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, истцом в данном случае заявлены требования о защите его нарушенного права способом, предусмотренным абзацем 8 ст. 12 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, оснований для установления определенного порядка исполнения решения в соответствии со ст. 204 Гражданского процессуального кодекса РФ у суда не имеется.

Доводы представителя ответчика относительно того, что в настоящее время нарушения прав истца не усматривается, поскольку по ….. в настоящее время имеется свободный проезд транспортных средств, судом не принимаются, поскольку нарушение требований пожарной безопасности по организации проезда установлены уполномоченными на то органами, в частностиГУ Министерства РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области Управлением надзорной деятельности и профилактической работы в ответе на судебный запрос указывает, что случае начала застройки данных участков (находящихся на проезжей части улицы ……) проезды и подъезды для пожарно-спасательной техники к существующим и планируемым к строительству жилым домам также обеспечены не будут.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования М.А. - удовлетворить.

Обязать *******и исполнить в натуре следующие обязанности:

- обеспечить выполнение сквозного проезда без устройства тупиковых участков, к зданиям и сооружениям расположенным на земельных участках …..улицы Садовая, с. Борковка. г.о.г. Выкса, Нижегородской области.

- обеспечить подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям расположенным на земельных участках …..на расстояние не более …. метров шириной не менее …. метров по …..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья - И.Н.

Решение отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований П.М.А. к администрации городского округа город Выкса Нижегородской области об обязании к совершению действий отказано в полном объеме.

2-20/2020 (2-1075/2019;) ~ М-871/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пышкин Михаил Александрович
Ответчики
Администрация городского округа город Выкса Нижегородской области
Другие
Трушкин Иван Николаевич
Григорьева Анна Александрова
Главное управление МЧС России по НО
Балашова Христина Владимировна
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НО
Шапошникова Наталя Николаевна
Аберхиева Хамиди Ринатовна
Денисов Денис Владимирович
Мусалиева Хамиди Рафаэльевна
Добрынькина Юлия Сергеевна
Ледяйкина Тамара Александровна
Максимова Анастасия Геннадьевна
Кораблева Дарья Владимировна
Багаева Екатерина Сергеевна
Суд
Выксунский городской суд Нижегородской области
Судья
Власова И.Н.
Дело на странице суда
viksunsky--nnov.sudrf.ru
19.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2019Передача материалов судье
19.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2019Подготовка дела (собеседование)
01.08.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.09.2019Предварительное судебное заседание
04.10.2019Предварительное судебное заседание
01.11.2019Судебное заседание
08.11.2019Судебное заседание
02.12.2019Судебное заседание
26.12.2019Судебное заседание
23.01.2020Судебное заседание
30.01.2020Судебное заседание
02.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
02.04.2020Судебное заседание
17.07.2020Производство по делу возобновлено
17.07.2020Судебное заседание
04.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2021Дело оформлено
20.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее