Решение по делу № 2-256/2015 от 10.11.2015

Дело № 2-256/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Усть-Цильма                                                                                               02 декабря 2015 года

Усть-Цилемский районный суд Республики Коми

под председательством судьи Усова Л.Ю.,

при секретаре Муравьевой Ю.Ю.,

с участием помощника прокурора Ермолиной Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Цилемского района Республики Коми в интересах Ляпуновой Е.И. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» о признании права на получение компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, исходя из фактических расходов, об обязании произвести компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения в размере фактических расходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах Ляпуновой Е.И. в обоснование которого указал, что истец осуществляет педагогическую деятельность в должности преподавателя МБОУ <данные изъяты>, проживает и зарегистрирована по адресу: Республика Коми, <адрес>

В ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» (далее ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Цилемского района») Ляпунова Е.И. с 01 января 2011 года зарегистрирована в качестве гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, как педагогический работник муниципального образовательного учреждения, работающий и проживающий в сельском населенном пункте. До августа 2013 года ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Цилемского района» предоставляло Ляпуновой Е.И. меры социальной поддержки по оплате освещения, исходя из фактических расходов на потребляемую электрическую энергию. С августа 2013 года и по настоящее время ответчик предоставляет Ляпуновой Е.И. меры социальной поддержки по оплате освещения, исходя из норматива потребления электрической энергии. Указанные действия ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Цилемского района» обуславливает отсутствием в жилом помещении Ляпуновой Е.И. отдельного прибора учета электрической энергии, по которому не учитывается потребление электроэнергии на бытовые приборы и иное электропотребление (отсутствует счетчик на освещение).

В ходе проведения проверки ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Цилемского района» представлены сведения о начислении компенсационных выплат Ляпуновой Е.И. на оплату электроснабжения, исходя из нормативов потребления, с августа 2013 года по сентябрь 2015 года ежемесячно. Разница между фактическими расходами истца на оплату электроснабжения и выплаченной ей денежной компенсацией расходов на освещение, исходя из нормативов потребления, в период с августа 2013 года по сентябрь 2015 года составила <данные изъяты>, следовательно, Ляпунова Е.И. имеет право на выплату ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Цилемского района» недоплаченной части денежной компенсации на общую сумму <данные изъяты>.

Истец Ляпунова Е.И. в судебном заседании на исковых требованиях настаивает.

Представители Министерства труда и социальной защиты Республики Коми, ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Цилемского района» надлежащим образом извещенные, о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Цилемского района» просило рассмотреть дело в их отсутствие, с требованиями истца не согласно.

В судебном заседании прокурор в интересах Ляпуновой Е.И. исковые требования поддержал, просит суд признать за ней право на получение компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, исходя из фактических расходов, обязать произвести ей компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за период с августа 2013 года по сентябрь 2015 года в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, то есть на общую сумму <данные изъяты>.

Заслушав мнение прокурора, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Из представленных материалов следует, что Ляпунова Е.И. осуществляет педагогическую деятельность в должности преподавателя <данные изъяты>, проживает и зарегистрирована по адресу: Республика Коми, <адрес>, пользуется мерами социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг по категории лиц из числа педагогических работников муниципальных образовательных организаций, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, с августа 2013 года и по настоящее время ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Цилемского района» предоставляет истцу меры социальной поддержки по оплате освещения, исходя из норматива потребления электрической энергии. Указанные действия ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Цилемского района» обуславливает отсутствием в жилом помещении Ляпуновой Е.И. отдельного прибора учета электрической энергии, по которому не учитывается потребление электроэнергии на бытовые приборы и иное электропотребление (отсутствует счетчик на освещение).

В силу п.п.«е,ж» ст.72 Конституции РФ общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно требованиям ч.2 ст.11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, обязан применить нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

На основании абз.3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1) в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания приведенной нормы следует, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) было гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. При этом положения федерального закона не предполагали какого-либо ограничения, в том числе размера занимаемой жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ) абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 был изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имели право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением этих мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливался законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечивался за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Изменение формы предоставления соответствующих мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменило существа таких мер и не установило какие-либо ограничения гарантированного федеральным законодательством права педагогических работников на их получение.

Правильность такой правовой позиции была подтверждена статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ, согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1, не могли снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.

С 01 сентября 2013 года Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 утратил силу, поскольку вступил в законную силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепивший для педагогических работников аналогичные социальные гарантии.

Так, согласно ч.8 ст.47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

При этом в силу ч.4 ст.4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 27З-ФЗ нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Таким образом, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

Согласно положениям пунктов 15 и 17 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 05 мая 2009 года № 115 в редакции Постановления Правительства РК от 25 декабря 2012 года № 605, меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставлялись в виде ежемесячной денежной компенсации (далее - компенсация). Расчет суммы компенсации выполняются центрами по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения, исходя из начисленных организациями сумм для оплаты за коммунальные услуги (с учетом перерасчетов), объема прав граждан на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми, размера общей площади занимаемого жилого помещения (в отдельных комнатах в общежитиях - исходя из площади занимаемых комнат) и численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении.

Законом Республики Коми от 24 июня 2013 года № 54-РЗ внеcены изменения в редакцию пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года № 55- РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», которые вступили силу с 12 июля 2013 года.

Согласно внесенным в закон изменениям, педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству (далее-педагогические работники) предоставляются меры социальной поддержки включая оплату в размере 100 процентов за освещение пункт 1(1) статьи 18 Закона РК от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ).

Норма о предоставлении мер социальной поддержки по оплате 100 процентов электроснабжения в новой редакции пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ исключена.

Полномочия по установлению Правил предоставления мер социальной поддержки статьей 20.1 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004г. № 55-РЗ возложены на Правительство Республики Коми.

Постановлением Правительства Республики Коми от 07 октября 2013г. № 38З Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Республики Коми от 05 мая 2009г. №115 дополнены пунктом 15-1, согласно положениям которого сумма компенсации на оплату освещения жилого помещения для лиц, указанных в части 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», определяется по двум видам:

1) для проживающих в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - исходя из показаний установленных отдельных приборов учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения;

2) для проживающих в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - в пределах установленных нормативов потребления электрической энергии на освещение жилого помещения, но не более фактических расходов на оплату электроснабжения (начисленной платы).

При этом нормативные правовые акты Республики Коми, нормы федерального законодательства не устанавливают порядка оборудования жилых помещений льготной категории граждан отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение.

Постановление Правительства Республики Коми от 07 октября 2013 года № 383 вступило в силу с 28 октября 2013 года.

Судом установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что жилое помещение истца Ляпуновой Е.И. отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение не оборудовано.

На этом основании ответчик ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Цилемского района» производит истцу начисление и выплату денежной компенсации по оплате освещения, исходя из размеров нормативов, утвержденных приказом Службы Республики Коми по тарифам от 23 августа 2012 года № 62/21 «О нормативах потребления - коммунальных по электроснабжению на территории Республики Коми.

Разница между фактическими расходами истца на оплату электроснабжения и произведенной компенсацией Ляпуновой Е.И. на освещение, исходя из норматива потребления, составляет <данные изъяты>.

Анализ приведенных выше правовых норм федерального законодательства и законодательства Республики Коми показывает, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках гopoдcкoгo типа) гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. При этом положения Федерального закона «Об образовании» (по правоотношениям до 01 сентября 2013 года), Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (по правоотношениям с 01 сентября 2013 года) и Закона Республики Коми «О социальной защите населения в Республике Коми» (в редакции Закона РК от 24 июня 2013 года №54-РЗ) не предполагают, какого-либо ограничения возмещения расходов по оплате освещения, в том числе в виде нормативов потребления коммунальных услуг.

В силу указанных выше положений закона, обладающих большей юридической силой, чем нормы постановления Правительства Республики Коми от 07 октября 2013 года № 383, Ляпунова Е.И. имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате освещения в размере фактических расходов на оплату электроснабжения (начисленной платы).

Принимая во внимание вышеизложенное, требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Усть-Цилемского района Республики Коми в интересах Ляпуновой Е.И. удовлетворить.

Признать за Ляпуновой Е.И. право на получение компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, исходя из фактических расходов.

Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» произвести Ляпуновой Е.И. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения с августа 2013 года по сентябрь 2015 года в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, то есть на общую сумму <данные изъяты>.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усть-Цилемский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                   Л.Ю.Усов

2-256/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ляпунова Е.И.
Ответчики
ГБУ РК "Центр по предоставлению госуслуг"
Суд
Усть-Цилемский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
uzmasud.komi.sudrf.ru
10.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.11.2015Передача материалов судье
11.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.12.2015Судебное заседание
02.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее