Дело №3а-190/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2021 года г. Красногорск
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Палагиной А.А.,
при секретаре Румянцеве М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-190/2021 по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Рота - Недвижимость» к ГБУ МО «Центр кадастровой оценки», Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области, Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконными действий, исключении сведений из ЕГРН, восстановлении сведений о кадастровой стоимости объектов,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Рота - Недвижимость» (далее – административный истец) обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением к ГБУ МО «Центр кадастровой оценки», Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области, Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконными действий, исключении сведений из ЕГРН, восстановлении сведений о кадастровой стоимости объектов, в котором, с учетом последующего уточнения, просило суд признать незаконными с момента их совершения действия Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области по формированию и предоставлению перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в отсутствие изменений количественных и (или) качественных характеристик данного земельного участка в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки; признать незаконными действия ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, по состоянию на 22.10.2019 года в размере 177 455 736,48 рублей и оформлению акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости №272 от 23.10.2019 года в отсутствие изменений количественных и (или) качественных характеристик данного земельного участка в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки; признать незаконными действия Управления Росреестра по Московской области по внесению 30.10.2019 года в ЕГРН кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 177 455 736,48 рублей на основании Акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости №272 от 23.10.2019 года в отсутствие изменений количественных и (или) качественных характеристик данного земельного участка в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки; обязать Управление Росреестра по Московской области исключить из ЕГРН данные о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, определенной по состоянию на 22.10.2019 года, в размере 177 455 736,48 рублей, внесенные в ЕГРН 30.10.2019 года, на основании Акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости №272 от 23.10.2019 года и включить в Единый государственный реестр недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 1 241 183,24 рублей, утвержденной по состоянию на 01 января 2018 года Распоряжением № 15ВР-1633.
В обоснование заявленных требований указано, что ООО «Рота-Недвижимость» является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земельного участка: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
01.01.2019 года на территории Московской области вступили в силу результаты государственной кадастровой оценки земельных участков и объектов недвижимости, утвержденные распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 №15ВР-1633 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки».
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 1 241 183,24 рублей утверждена Распоряжением № 15ВР-1633 пообъектно. Указанные сведения о кадастровой стоимости внесены автоматизированным способом в реестр объектов недвижимости 16.01.2019 года, с указанием даты применения – 01.01.2019 года.
30.10.2019 года в реестр объектов недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 177 455 736,48 рублей. Таким образом, кадастровая стоимость увеличилась в 143 раза.
Согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Соответственно, после издания Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 №15ВР-1633 указанный трехлетний срок не истек. При этом, ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» не является уполномоченным органом по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки. Приказом №П/3 от 13 января 2015 года Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по формированию и предоставлению перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Административный истец полагает, что у учреждения отсутствовали правовые основания для пересмотра кадастровой стоимости земельных участков, установленных Распоряжением № 15ВР-1633. Издание акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости №272 от 23.10.2019 года противоречит закону. Управление, в свою очередь, с учетом наличия Распоряжения №15ВР-1633 и отсутствия проведения кадастровой оценки после 2018 года также не имело правовых оснований для внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 177 455 736,48 рублей.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Между тем, каких-либо изменений количественных либо качественных характеристик в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не произошло, в связи с чем, с позиции административного истца, у административных ответчиков отсутствовали правовые основания для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и формировании в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 177 455 736,48 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Кисельман А.А. административный иск поддержал в полном объеме, с учетом произведенных уточнений.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Московской области на основании доверенности Сорокин А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных требований, полагая их незаконными и необоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенными о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Суд, руководствуясь статьей 150 КАС РФ, рассмотрел дело в отсутствии неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, дав оценку имеющимся в материалах дела письменным доказательствам, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению исходя из следующего.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратится в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости (пункт 1); результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке посредством предъявления требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (пункт 2); при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость; например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки; при этом ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости (пункт 13).
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, ООО «Рота – Недвижимость» является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земельного участка: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
В силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Московской области от 21 ноября 2003 года № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» в отношении спорного земельного участка административный истец является плательщиком налога на имущество организаций, размер которого исчисляется из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в связи с чем определенная в установленном порядке кадастровая стоимость этого земельного участка напрямую затрагивает права ООО «Рота-Недвижимость».
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 №15ВР-1633 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки» утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 1 241 183,24 рублей.
Актом ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» №272 от 23 октября 2019 года определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 23.10.2019 года в размере 177 455 736,48 рублей.
Поскольку заявленные административным истцом требования о признании незаконными действий и решений ГБУ МО «Центр кадастровой оценки», ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области, Управлению Росреестра по Московской области, которыми в том числе изменена кадастровая стоимость земельного участка, по сути направлены на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости и на изменение ее размера; возможным результатом удовлетворения заявленных требований фактически является изменение кадастровой стоимости земельного участка, что в силу разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», прямо относится к оспариванию результатов определения кадастровой стоимости, данное административное дело является спором об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и подлежит рассмотрению по правилам Главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (с учетом положений главы 22 названного Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 3 июля 2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон о кадастровой оценке) (в редакции, действовавшей в юридически значимые периоды) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, отнесено к полномочиям бюджетных учреждений, связанным с определением кадастровой стоимости.
Согласно части 1 статьи 16 Закона о кадастровой оценке (в редакции, действовавшей в юридически значимые периоды) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Пунктом 12.2 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года №226, предусмотрено, что результат расчета кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки оформляется в виде акта определения кадастровой стоимости, содержащего основание для пересчета кадастровой стоимости, в том числе присвоенные коды расчета видов использования и ссылки на модели оценки кадастровой стоимости, допущения и иную отражающуюся на стоимости информацию, а также результат определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Доводы административного ответчика об изменении характеристик принадлежащего административному истцу объекта не нашли своего подтверждения в судебном заседании, более того, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
В отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01.01.2018 года в ЕГРН содержались следующие сведения: категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, местоположение: <данные изъяты>.
Как следует из материалов дела, в последующем количественные и качественные характеристики рассматриваемого земельного участка не изменились, в том числе и на дату оценки - 23.10.2019 года.
Сведений о том, что в течение 2019 года административный истец обращался в орган кадастрового учета с заявлением о внесении изменений в ЕГРН в связи с изменениями качественных и количественных характеристик земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в материалы дела также не представлено.
Вместе с тем, статья 16 Закона №237-ФЗ не допускает произвольного пересмотра кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости и связывает возможность установления кадастровой стоимости в период между датами кадастровой оценки для объектов, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости, только в том случае, если в отношении данных объектов произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, влияющих на размер кадастровой стоимости.
Несмотря на то, что количественные и качественные характеристики рассматриваемого земельного участка не изменились, сведений о спорном участке были включены ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», которое в соответствии с положениями ст.ст. 16, 24 ФЗ №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции, действовавшей в юридически значимые периоды); ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности Российской Федерации», Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.05.2015 №П/210 в юридически значимый период было наделено соответствующими полномочиями, в перечень объектов, изменивших характеристики, и направлены в ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» для проведения соответствующего перерасчета.
В свою очередь, в отсутствие законных оснований ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» произвело перерасчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 23.10.2019 года без изменений характеристик указанного объекта недвижимости.
Указанные действия и акт, повлекшие определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в отсутствие установленных законом оснований для такого определения является нарушением требований ст. 16 Закона № 237-ФЗ.
При таких обстоятельствах, административный иск в части признания незаконными с момента их совершения действий Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области по формированию и предоставлению перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в отсутствие изменений количественных и (или) качественных характеристик данного земельного участка в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки подлежит удовлетворению; иск в части признания незаконными действий и решения ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» подлежит удовлетворению в части признания незаконным акта №272 от 23.10.2019 года об утверждении кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в отсутствие изменений количественных и (или) качественных характеристик данного земельного участка в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Кроме того, поскольку в Реестр объектов недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 177 455 736,48 рублей, требования административного истца в части признания незаконными указанных действий Управления Росреестра по Московской области также подлежат удовлетворению.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца на Управление Росреестра по Московской области следует возложить обязанность исключить из ЕГРН данные о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, определенной по состоянию на 22.10.2019 года в размере 177 455 736,48 рублей, внесенные в ЕГРН 30.10.2019 года на основании Акта определения кадастровой стоимости объекта недвижимости № 272 от 23.10.2019 года, и включить в Единый государственный реестр недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 1 241 183,24 рублей, утвержденной по состоянию на 01 января 2018 года Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области №15ВР-1633.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 227, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск Общества с ограниченной ответственностью «Рота – Недвижимость» удовлетворить частично.
Признать незаконными с момента их совершения действия Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области по формированию и предоставлению перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в отсутствие изменений количественных и (или) качественных характеристик данного земельного участка в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Признать незаконным акт Государственного бюджетного учреждения Московской области «Центр кадастровой оценки» №272 от 23.10.2019 года по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
Признать незаконными действия Управления Росреестра по Московской области по внесению 30.10.2019 года в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 177 455 736,48 рублей на основании Акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости №272 от 23.10.2019 года.
Обязать Управление Росреестра по Московской области исключить из ЕГРН данные о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 177 455 736,48 рублей на основании Акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости №272 от 23.10.2019 года и включить в Единый государственный реестр недвижимости данные о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, утвержденной по состоянию на 01 января 2018 года Распоряжением № 15ВР-1633, в размере 1 241 183,24 рублей.
В удовлетворении остальной части требований Общества с ограниченной ответственностью «Рота – Недвижимость» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Палагина
Мотивированное решение изготовлено 01 апреля 2021 года.