Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-236/2018 (2а-3581/2017;) ~ М-3924/2017 от 11.12.2017

№ 2а-236/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 января 2018 года Томск

Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Ткаченко И.А.,

при секретаре Осколковой А.Н.,

с участием:

административного истца Лаврентьевой Н.Н.,

представителя административного ответчика муниципального образования «Город Томск» в лице администрации г. Томска Пушкаревой Ю.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное исковое заявление Лаврентьевой Н.Н. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска о возложении обязанности изменить в части постановление № 2518з от 26.10.2009 «Об образовании земельных участков, местоположение которых г. Томск пос. Светлый, садоводческое товарищество «Урожай» для садоводства», исключив из списка лиц, заявивших об образовании земельного участка по адресу г. Томск пос. Светлый, СНТ «Урожай» участок Ш., включив Лаврентьеву Н.Н.,

УСТАНОВИЛ:

Лаврентьева Н.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска о возложении обязанности изменить в части постановление № 2518з от 26.10.2009 «Об образовании земельных участков, местоположение которых г. Томск пос. Светлый, садоводческое товарищество «Урожай» для садоводства», исключив из списка лиц, заявивших об образовании земельного участка по адресу г. Томск пос. Светлый, СНТ «Урожай» участок Ш., включив Лаврентьеву Н.Н.

    В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является членом СНТ «Урожай» с момента его образования, что подтверждается постановлением главы района от ДД.ММ.ГГГГ, Уставом СНТ «Урожай», зарегистрированным ДД.ММ.ГГГГ за , Уставом СНТ «Урожай» от ДД.ММ.ГГГГ и списками членов СТН, являющимися приложениям к Уставам. На момент создания СНТ «Урожай» она фактически уже пользовалась земельным участком площадью ... кв.м, расположенным по адресу: г. Томск, пос. Светлый, с.т. «Урожай», уч., что подтверждается справкой председателя СНТ от ДД.ММ.ГГГГ, Уставами и списками, приложенными к ним, из которых видно, что она является членом СНТ и пользователем земельного участка. Кроме того, она длительный период времени была членом правления СНТ «Урожай». При вступлении в СНТ, ею было подано заявление о выделении ей участка под садоводство от ДД.ММ.ГГГГ и оплачен взнос за выдел земли. ДД.ММ.ГГГГ актом о выборе земельного участка, испрашиваемого СНТ, был согласован земельный участок для организации коллективного сада. ДД.ММ.ГГГГ председателем СНТ «Урожай» с администрацией Светленского сельского округа был заключен договор аренды земельного участка площадью ... га, куда вошел и земельный участок, которым она пользовалась и пользуется до настоящего времени. Длительное время решение о предоставлении СНТ земельного участка для садоводства не принималось ввиду частой смены председателей СНТ, а также ввиду того, что до 2004 года предоставленный СНТ земельный участок находился в ведении муниципального образования «Томский район», а с 28.10.2004 перешел в ведение муниципального образования «Город Томск», в предоставлении СНТ земельного участка для садоводства было отказано (ответ от ДД.ММ.ГГГГ). После указанного ответа с целью образования земельного участка председатель СНТ «Урожай» обратился в администрацию г. Томска с соответствующим заявлением с предоставлением списков лиц, являющихся членами и учредителями СНТ. На тот момент она проживала гражданским браком с Ш., которого все считали ее мужем. О том, что брак с Шершневым Н.Н. у нее не зарегистрирован, председатель СНТ не знал. После обращения в администрацию г. Томска СНТ «Урожай» земельный участок СНТ был образован, однако оформить землю в собственность не удалось в связи с тем, что земельный участок для СНТ находился в защитной зоне ООО .... По данному факту была проведена прокурорская проверка (ответ на заявление от ДД.ММ.ГГГГ ). В соответствии с договором на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ было вновь проведено межевание земельных участков, в том числе и ее участка . На общем собрании СНТ от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о проведении нового межевания земельных участков и постановке их на кадастровый учет. В тот период времени ее гражданский супруг Ш. уже умер ДД.ММ.ГГГГ. Вновь отмежеванный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера . На ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении указанного земельного участка в собственность письмом Департамента недвижимости администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов ей было отказано. ДД.ММ.ГГГГ она вновь обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, на которое получила ответ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ввиду того, что участок расположен в санитарно-защитной зоне ООО .... На ее обращение о предоставлении информации Департаментом недвижимости администрации г. Томска был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ее земельный участок был образован постановлением администрации г Томска от 26.10.2009 № 2518-3 «Об образовании земельных участков....» на основании заявления ее гражданского супруга Ш., а также ходатайства Правления СНТ «Урожай», в предоставлении копий указанных документов отказано. После получения у председателя СНТ «Урожай» документов, явившихся основанием для предоставления земельных участков, она обратилась в администрацию г. Томска с заявлением о внесении изменений в постановление администрации г. Томска от 26.10.2009 № 2518-3 в части ошибочно внесенной фамилии Ш. в список членов СНТ, на основании которого указанное постановление было принято, поскольку полагала, что у Ш. не было законных оснований на получение указанного земельного участка ввиду того, что он не был членом СНТ, не был включен в списки, являющиеся необъемлемой частью Устава СНТ «Урожай» как за ... год, так и за ... год. Поэтому Ш. не имел законных оснований обращаться с заявлением о предоставлении ему земельного участка, соответственно и ходатайство Правления СНТ в части включения Ш. в списки на образование земельных участков необоснованно и незаконно. 15.11.2017 во внесении изменений в постановление администрации г. Томска от 26.10.2009 № 2518-3 ей было отказано на основании ст.34 Земельного кодекса РФ, в силу которой только лица, обратившиеся за образованием земельного участка, имеют право на его предоставление. Полагает, что постановление администрации г. Томска от 26.10.2009 № 2518-3 привело к нарушению ее прав в виду того, что в указанном постановлении отражены ошибочные сведения в отношении лица которое обращалось за образованием земельного участка на ... год, каковым должна быть указана Лаврентьева Н.Н., являвшаяся фактическим пользователем земельного участка и членом СНТ, в подтверждении чего представлены в качестве доказательств документы, содержащие списки членов СНТ. Именно в случае внесения изменений в спорное постановление в рамках действующего законодательства возможно будет предоставить ей земельный участок, так как она будет считаться лицом, обратившимся за образованием земельного участка. Таким образом, отказ во внесении изменений в постановление нарушает ее права, поскольку не позволяет ей при обращении в органы местного самоуправления получить испрашиваемый земельный участок в соответствии с действующим законодательством.

Административный истец Лаврентьева Н.Н. в судебном заседании заявленное требование поддержала, просила его удовлетворить. Дополнительно изложенному в административном исковом заявлении пояснила, что ей не было известно о том, что в постановлении администрации г. Томска от 26.10.2009 № 2518-3 указана фамилия ее гражданского супруга Ш. Заявление о предоставлении земельного участка она писала в ... году, она была членом СНТ «Урожай», в первоначальных документах везде указана ее фамилия. С Ш. она жила в гражданском браке с ... года. На момент представления земельного участка они жили вместе и вели совместное хозяйство, земельным участком также пользовались совместно. Она не знала о том, что Ш. было написано заявление об образовании земельного участка. О том, что в оспариваемом постановлении указана фамилия Ш., она узнала только в 2017 году. В случае проведения торгов она не сможет выкупить земельный участок.

    Представитель административного ответчика муниципального образования «Город Томск» в лице администрации г. Томска Пушкарева Ю.В. требования административного иска не признала, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление. Пояснила, что внесение изменений в постановление администрации г. Томска от 26.10.2009 № 2518з в настоящее время невозможно, поскольку это приведет к нарушению установленного порядка предоставления земельных участков. Оспариваемое постановление принято на основании ст.34 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2013), которой предусматривался заявительный порядок предоставления или передачи земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Орган местного самоуправления на основании заявления заинтересованного лица, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п.4 ст.34 ЗК РФ). Таким образом, по заявлению членов СНТ «Урожай», списка членов СНТ «Урожай», администрацией г. Томска опубликовано извещение о предоставлении гражданам земельных участков, а в последующем подготовлено и утверждено оспариваемое постановление. Согласно п. 5 ст. 34 ЗК РФ (в ред. до 01.03.2015) предоставление земельного участка, схема расположения на кадастровом плане территории которого утверждена до 01.03.2015, возможно исключительно лицу, на основании заявления которого такая схема была утверждена. В соответствии с изменениями, внесенными в Земельный кодекс РФ Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.01.2018 получить земельный участок в собственность без проведения торгов мог только Ш. Оспариваемым постановлением права административного истца не нарушены, поскольку после указанной даты она вправе получить земельный участок в собственность посредством участия в торгах. Кроме того, административным истцом не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что она является или являлась членом СНТ «Урожай». Так, при обращении в администрацию г. Томска в ... году был представлен список членов СНТ «Урожай», в котором Лаврентьева Н.Н. не значится. В настоящее время деятельность СНТ «Урожай» прекращена, в связи с чем не могут быть приняты во внимание документы, представленные административным истцом в подтверждение ее членства в СНТ, выданные от имени СНТ «Урожай».

Заслушав административного истца и представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает требования административного иска не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч.1 ст.218, ч.1 ст.219 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Отказ административному истцу во внесении изменений в постановление администрации г. Томска от 26.10.2009 № 2518-з выражен в письме администрации г. Томска от 15.11.2017 № 5422-ж. Административный истец обратилась с настоящим административным иском в суд 11.12.2017, что подтверждается входящим штампом приемной Советского районного суда г. Томска. Таким образом, срок на подачу административного искового заявления в суд не пропущен.

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно п.9 ст.229 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно разъяснениям, данным в п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Частями 1, 2 статьи 62 КАС РФ установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Статьей 264 ГК РФ предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.

В силу п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Лаврентьева Н.Н. пользуется земельным участком , местоположение которого г. Томск, пос. Светлый, СТ «Урожай».

Согласно пояснениям административного истца указанным земельным участком она пользовалась совместно с Ш., с которым жила в гражданском браке с ... года, вела с ним совместное хозяйство, вплоть до смерти последнего, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66), и продолжает пользоваться указанным земельным участком до настоящего времени.

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что СНТ «Урожай» зарегистрировано 25.10.1999 Муниципалитетом Томского района по адресу: г. Томск, пос. Светлый, сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 07.04.2004 за основным государственным регистрационным номером 1047000054903, ИНН 7014041610. Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является Председатель СНТ К.. Выписка содержит сведения о прекращении деятельности юридического лица 11.03.2014 (л.д. 89-91).

Согласно п. 3.1 Устава СТ «Урожай», утвержденного решением общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированного Муниципалитетом Томского района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25), целью Товарищества является содействие членам Товарищества в решении в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства и огородничества. Органами управления Товариществом являются общее собрание его членов, правление Товарищества, председатель Товарищества (п. 12.1). Согласно п. 1.3 Устава учредителями Товарищества являются члены СТ «Урожай» по списку, прилагаемому к Уставу. Учредители Товарищества считаются принятыми в члены Товарищества с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в Товарищество принимаются в его члены общим собранием членов Товарищества и правлением Товарищества в случае делегирования (передачи) вопроса о приеме в члены Товарищества общим собранием правлению (п. 6.4).

Аналогичные положения содержались в Уставе СНТ «Урожай», утвержденном решением общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-42).

Согласно пояснениям административного истца при вступлении в СНТ, ею было подано заявление о выделении ей участка под садоводство от ДД.ММ.ГГГГ и оплачен взнос за выдел земли, сведения о чем содержатся в представленном в материалы дела заявлении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48).

Актом о выборе земельного участка, испрашиваемого СНТ «Урожай» для организации коллективных садов в окрестностях пос. Светлый от ДД.ММ.ГГГГ, СНТ «Урожай» был согласован земельный участок для организации коллективного сада (л.д. 78-80).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Светленского сельского округа и председателем СНТ «Урожай» был заключен договор аренды земельного участка площадью ... га сроком на ... лет, зарегистрированный в администрации Светленского сельского округа ДД.ММ.ГГГГ за (л.д. 74-75).

На обращение председателя СТ «Урожай» К. о предоставлении СТ «Урожай» земельного участка для садоводства Комитетом по управлению земельными и лесными ресурсами муниципального образования «Томский район» дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности положительного решения данного вопроса в связи с тем, что испрашиваемая территория изъята из состава земель муниципального образования «Город Томск» и передана в состав земель муниципального образования «Город Томск» (л.д. 70).

26.10.2009 администрацией г. Томска на основании заявлений граждан, в том числе Ш., и представления председателя СНТ «Урожай» К. (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) об образовании земельных участков принято постановление № 2518з «Об образовании земельных участков, местоположение которых: г. Томск, пос. Светлый», садоводческое товарищество «Урожай», для садоводства», которым в числе прочих образован земельный участок, местоположение которого: г. Томск, пос. Светлый, садоводческое товарищество «Урожай», , площадью ... кв.м (учетный номер ). Пунктом 2 указанного постановления на К. уполномочена провести комплекс работ по межеванию земельных участков, а также обратиться в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Томской области» для их государственного кадастрового учета (л.д. 6-9).

После проведения работ по межеванию земельных участков СНТ «Урожай», земельный участок местоположение которого Томская область, г. Томск, пос. Светлый, СТ «Урожай», уч. , площадью ... кв.м поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера , разрешенное использование земельного участка – для садоводства, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44-45).

В Едином Адресном Реестре г. Томска земельный участок с кадастровым номером местоположение которого г. Томск, пос. Светлый, СТ «Урожай», уч. , зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43).

После повторного межевания земельных участков, решение о котором принято общим собранием СНТ «Урожай» от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок , площадью ... кв.м поставлен на кадастровый учет за номером , что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46-47).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Лаврентьева Н.Н. обратилась в Департамент управления муниципальной собственностью администрации г. Томска с заявлением о предоставлении ей на праве собственности земельного участка по адресу: г. Томск, пос. Светлый, СТ «Урожай», площадью ... кв.м с кадастровым номером для садоводства (л.д. 62).

Письмом Департамента недвижимости администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов Лаврентьевой Н.Н. было отказано (л.д. 60).

Письмом Департамента недвижимости администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ на вышеназванное обращение Лаврентьевой Н.Н. отказано в предоставлении земельного участка в собственность ввиду того, что участок расположен в санитарно-защитной зоне ООО ... (л.д. 61).

На обращения Лаврентьевой Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации Департаментом недвижимости администрации г. Томска был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Томск, СНТ «Урожай», , был образован постановлением администрации г Томска от 26.10.2009 № 2518-3 «Об образовании земельных участков....». Основанием для образования земельного участка послужило заявление Ш., а также ходатайство правления СНТ «Урожай» (л.д. 52).

На обращение Лаврентьевой Н.Н. о внесении изменений в постановление администрации г. Томска от 26.10.2009 № 2518з «Об образовании земельных участков, местоположение которых: г. Томск, пос. Светлый, садоводческое товарищество «Урожай», для садоводства» в части исключения из списка лиц, заявивших об образовании земельного участка в СТ «Урожай», Ш. и включении Лаврентьевой Н.Н. администрацией г. Томска дан ответ от 15.11.2017 № 5422-ж о том, что внесение изменений в постановление приведет к нарушению установленного порядка предоставления земельных участков, со ссылкой на ст.34 ЗК РФ (в ранее действовавшей редакции), согласно которой предоставление земельного участка возможно исключительно лицам, на основании заявления которых была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений (л.д. 58).

Административный истец считает, что отказ во внесении изменений в постановление администрации г. Томска от 26.10.2009 № 2518-3 является неправомерным в виду того, что в указанном постановлении отражены ошибочные сведения в отношении лица которое обращалось за образованием земельного участка на ... год, так как Ш. в отличие от нее не был членом СНТ и не был включен в списки, являющиеся необъемлемой частью Устава СНТ «Урожай» как за ... год, так и за ... год.

Решая вопрос о правомерности отказа административному истцу во внесении вышеназванных изменений в постановление администрации г. Томска от 26.10.2009 № 2518з, суд исходит из следующего.

Административный истец просить внести изменения в постановление администрации г. Томска от 26.10.2009 № 2518з, принятое до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 171-ФЗ).

Как видно из оспариваемого постановления администрации г. Томска, оно принято на основании ст. 34 Земельного кодекса РФ.

Статьей 34 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, был установлен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

В соответствии с пунктом 1 указанной нормы права органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны были обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны были:

- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежали все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускалось установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 2 ст.34 ЗК РФ в ред. до 01.03.2015).

Согласно п.4 ст. 34 ЗК РФ (в ред. до 01.03.2015) орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с п.5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.

Таким образом, в соответствии с установленным ст. 34 ЗК РФ порядком образование земельных участков с целью дальнейшего предоставления их в собственность носит заявительный характер. Предоставление земельного участка, схема расположения на кадастровом плане территории которого утверждена до 01.03.2015, возможно исключительно лицу, на основании заявления которого такая схема была утверждена.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ с заявлением на имя мэра г. Томска об образовании и предоставлении в собственность земельного участка площадью ... кв.м по адресу: г. Томск, пос. Светлый, СТ «Урожай», участок обратился Ш.

Также в Департамент недвижимости г. Томска было представлено письменное ходатайство правления СНТ «Урожай» об оформлении права собственности членам СНТ с прилагаемым списком, в котором под номером значился Ш. (номер участка , площадь участка ... кв.м) (л.д. 110-111). Данное ходатайство подписано Председателем СНТ К. и членами правления Г. и истцом по настоящему делу Лаврентьевой Н.Н., заверивших список членов СНТ «Урожай», обратившихся за оформлением прав на земельные участки, что опровергает довод административного истца о том, что ей не было известно об обращении Ш. с заявлением об образовании земельного участка.

Указанные документы явились основанием для вынесения оспариваемого постановления об образовании земельных участков, которое не противоречит действовавшему в период его вынесения законодательству, регламентирующему порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

При таких обстоятельствах внесение изменений в постановление администрации г. Томска от 26.10.2009 № 2518з повлечет нарушение установленного порядка предоставления земельных участков.

Судом отклоняются доводы административного истца о том, что Ш. не вправе был обращаться с заявлением об образовании земельного участка, так как в отличие от Лаврентьевой Н.Н. не был членом СНТ и не был включен в списки, являющиеся необъемлемой частью Устава СНТ «Урожай» как за ... год, так и за ... год, поскольку при обращении в ... году в администрацию г. Томска был представлен список членов товарищества, в котором Лаврентьева Н.Н. не значится, при этом членство Ш. в СНТ «Урожай» подтверждено подписями председателя и членов правления СНТ, в том числе Лаврентьевой Н.Н., в вышеуказанном ходатайстве.

В то же время допустимых доказательств того, что Лаврентьева Н.Н. являлась членом СНТ «Урожай» суду не представлено.

При этом суд исходит из того, что в силу ч.1 ст.61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Согласно ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

В соответствии с требованиями ч.2 ст.70 КАС РФ письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому административному делу имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Надлежащим заверением копий документов является свидетельствование верности копий документов и выписок из них нотариусом (ст.ст. 3, 36, 77 Основ законодательства РФ о нотариате). Копии могут заверяться компетентным должностным лицом той организации, от которой исходят документы.

В случае предоставления в суд копии документа верность копии свидетельствуется подписью руководителя организации или уполномоченного на то должностного лица и печатью. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации (п. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 № 9779-Х «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан»).

В подтверждение своего членства в СНТ «Урожай» административным истцом в материалы дела представлены списки членов СНТ «Урожай», являющиеся приложением к Уставам СНТ «Урожай» от ДД.ММ.ГГГГ года и от ДД.ММ.ГГГГ года, заверенные председателем СНТ «Урожай» А., заверительные надписи датированы 11.07.2017.

Вместе с тем согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что СНТ «Урожай» прекратило свою деятельность 11.03.2014.

С учетом положения п.3 ст.49 ГК РФ, согласно которому правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении, документы, исходящие от СНТ «Урожай» и датированные после 11.03.2014 не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не отвечают требованию допустимости.

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 34 Земельного РФ утратила силу с 01.03.2015.

Между тем, частью 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено распространение норм утратившей силу ст. 34 Земельного кодекса РФ на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ, в частности указано, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.

Поскольку лицом, обратившимся с заявлением об образовании земельного участка по адресу: г. Томск, пос. Светлый, СТ «Урожай», являлся Ш., то в силу ч.3 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ он был вправе оформить на него права до 01.01.2018.

    Вместе с тем, уведомлениями Управления Росреестра по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50) и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49) подтверждается, что сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером , по адресу г. Томск, пос. Светлый, СТ «Урожай», уч. в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. Таким образом, право собственности на данный земельный участок лицом, обратившимся с заявлением о его образовании, не оформлено.

Избранный административным истцом способ защиты не может обеспечить восстановление ее прав, так как ст.34 ЗК РФ с 01.03.2015 утратила силу, с данного момента законодательством установлен иной порядок предоставления земельного участка бесплатно, а предусмотренный частью 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ срок, в пределах которого подлежали оформлению права на земельные участки, сформированные до 01.03.2015, на дату рассмотрения дела истек.

Данное обстоятельство не лишает административного истца возможности получить используемый ею земельный участок в собственность путем участия в аукционе в соответствии с земельным законодательством, действующим в настоящее время.

При таких данных доводы административного истца о нарушении ее прав и законных интересов в связи с вынесением администрацией г. Томска постановления от 26.10.2009 № 2518з, являются необоснованными.

Несогласие административного истца Лаврентьевой Н.Н. с данным постановлением и отказом во внесении в него изменений само по себе не свидетельствует о нарушении ее прав.

С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что несоответствия постановления администрации г. Томска № 2518з от 26.10.2009 закону, необоснованности принятия административного ответчика решения об отказе во внесении в оспариваемое постановление изменений и нарушения данным решением прав и законных интересов административного истца при рассмотрении дела судом не установлено, требования административного иска не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое требования Лаврентьевой Н.Н. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска о возложении обязанности изменить в части постановление № 2518з от 26.10.2009 «Об образовании земельных участков, местоположение которых г. Томск пос. Светлый, садоводческое товарищество «Урожай» для садоводства», исключив из списка лиц, заявивших об образовании земельного участка по адресу г. Томск пос. Светлый, СНТ «Урожай» участок Ш., включив Лаврентьеву Н.Н. - оставить БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

На дату опубликования решение не вступило в законную силу.

2а-236/2018 (2а-3581/2017;) ~ М-3924/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лаврентьева Нина Николаевна
Ответчики
Муниципальное образование Город Томск в лице администрации г. Томска
Другие
Мельник Елена Юрьевна
СНТ Урожай
Пушкарева Юлия Валерьевна
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Ткаченко И.А.
Дело на сайте суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
11.12.2017Регистрация административного искового заявления
11.12.2017Передача материалов судье
11.12.2017Решение вопроса о принятии к производству
11.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2017Подготовка дела (собеседование)
25.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.01.2018Судебное заседание
15.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2018Дело оформлено
23.11.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее