Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сковородино 11 июня 2013 года
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Сушко Е.Ю.,
с участием помощника прокурора Сковородинского района Симонова А.Н.,
при секретаре Оноприенко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сковородинского района в интересах Бардюговой <данные изъяты> к <адрес> о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах Бардюговой <данные изъяты> обратился в суд с иском к <адрес> о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленного требования прокурор <адрес> указал, что в прокуратуру <адрес> поступило обращение Бардюговой <данные изъяты> с просьбой о защите ее жилищных прав и интересов как лица из числа - детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проведенной проверкой установлено. Бардюгова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Мать Бардюгова <данные изъяты> умерла ДД.ММ.ГГГГ; отец Бардюгов <данные изъяты> умер ДД.ММ.ГГГГ.
На основании постановления главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней Бардюговой Ю.Ю. закреплена жилая площадь по адресу <адрес>.
На основании представления прокурора <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и акта обследования жилого помещения межведомственной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилой площади за несовершеннолетней Бардюговой Ю.Ю. признано утратившим силу.
На основании постановления главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Бардюгова Ю.Ю. признана нуждающейся в жилом помещении и внесена в первоочередной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье.
По окончанию учебы в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования <адрес> «профессиональный лицей №» <адрес> Бардюгова Ю.Ю. возвращается на постоянное место жительства в <адрес>.
В настоящее время Бардюгова <данные изъяты> включена в список граждан - лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившихся с заявлением в качестве нуждающейся в жилье.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за достойную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет (п.6 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 ст. 8, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу положений ст. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной ч. 1 ст. 4 настоящего Закона (однократное предоставляются органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления).
Из смысла вышеприведенных правовых норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания обучения в учебных заведениях должны быть обеспечены жилыми помещениями органами исполнительной власти по месту жительства немедленно, вне очереди, независимо от каких-либо списков и очередей.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Бардюгова Ю.Ю. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 21,12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор вправе обратиться а суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», просил суд обязать <адрес> предоставить Бардюговой <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта - <адрес>, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Симонов А.Н. уточнил исковые требования, просит суд обязать администрацию <адрес> предоставить Бардюговой <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма, отвечающее санитарно - техническим нормам, по норме предоставления жилого помещения для договоров социального найма в размере не менее 33 кв. метров, расположенное на территории <адрес>.
Истица Бардюгова Ю.Ю., надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Согласно телефонограмме, поступившей от Бардюговой Ю.Ю., она просит рассмотреть дело в ее отсутствие. На исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Ответчик - <адрес>, должным образом извещенная о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направила, представило в суд ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя <адрес>.
Суд, руководствуясь положениями ч.5 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика - <адрес>.
Согласно представленному в суд отзыву на исковое заявление следует, что <адрес> ознакомилась с исковым заявлением прокурора <адрес> в интересах Бардюговой <данные изъяты> к администрации <адрес>.
С доводами, изложенными в данном исковом заявлении администрация <адрес> не может согласиться по следующим основаниям:
Ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», посвященная вопросам местного значения муниципального района, не содержит положения, которое относило бы обеспечение жильём по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к вопросам местного значения муниципального района. В соответствии со ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, п. 5 ст. ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» говорит о том, что Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-
03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств
областного бюджета благоустроенные применительно к условиям
соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.
Согласно ст.15 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
В соответствии со ст.84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходными обязательствами Российской Федерации является предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.
Учитывая вышесказанное, администрация Сковородинского района не может предоставить Бардюговой Ю.Ю. жилое помещение по договору специализированного жилого помещения, без предоставления субвенций из областного бюджета.
Третье лицо на стороне ответчика - Министерство образования и науки Амурской области, должным образом извещенное о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направило, представило в суд отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства образования и науки Амурской области.
Суд, руководствуясь положениями ч.5 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица - Министерства образования и науки Амурской области.
Согласно представленному в суд отзыву на исковое заявление Министерства образования и науки Амурской области следует, что прокурор Сковородинского района Амурской области, действующий в интересах Бордюговой <данные изъяты>, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в Сковородинский районный суд с иском к администрации Сковород и некого района, об обязании представить ей благоустроенное жилое помещение, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, применительно к условиям г. Сковородино по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Министерство образования и науки Амурской области поддерживает исковые требования, в части обязания органа местного самоуправления к исполнению переданных государственных полномочий в отношении данной категории лиц, как соответствующие действующему законодательству.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ годи N 15-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части
обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях, системы здравоохранения и иных учреждениях, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п.7 ст.1 Закона, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, но нормам предоставления площади жилого помещения но договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями" (п. 9).
Согласно ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социальною найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (п.1).
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (п.2).
Действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления его в силу.
В соответствии с абзацем первым статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ (ред. ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №- ОЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены федеральными полномочиями но обеспечению вне очереди жилой площадью, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 222 утвержден порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Ежегодно, в соответствии Законом Амурской области «Об областном бюджете на календарный год муниципальным образованиям, представившим необходимую документацию, предусмотрены субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья.
Полагает, что исковые требования прокурора Сковородинского района Амурской области действующего в интересах Бардюговой <данные изъяты> подлежат удовлетворению.
Третье лицо - Министерство финансов Амурской области, должным образом извещенное о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки не сообщило.
Суд, руководствуясь положениями ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства финансов Амурской области.
Третье лицо - Отдел образования администрации Сковородинского района, должным образом извещенное о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки не сообщило.
Суд, руководствуясь положениями ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Отдела образования администрации Сковородинского района.
Судом исследованы материалы дела, из которых установлено следующее.
Из заявления Бардюговой Ю.Ю. прокурору Сковородинского района следует, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей. Мать Бардюгова <данные изъяты> умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Бардюгов <данные изъяты> умер ДД.ММ.ГГГГ. На основании постановления главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ за ней закреплена жилая площадь по адресу <адрес>. Однако в данном жилом помещении она проживать не может, так как оно находится в непригодном для проживания состоянии. На основании представления прокурора <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и акта обследования жилого помещения межведомственной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилой площади за несовершеннолетней Бардюговой Ю.Ю. признано утратившим силу. На основании постановления главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Бардюгова Ю.Ю. признана нуждающейся в жилом помещении и внесена в первоочередной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье. По окончанию учебы в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования <адрес> «профессиональный лицей №» <адрес> Бардюгова Ю.Ю. должна была получить квартиру в <адрес>, просит рассмотреть ее заявление.
Из копии свидетельства о рождении видно, что Бардюгова <данные изъяты> родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ее родителями являются Бардюгов <данные изъяты> и Бардюгова <данные изъяты>.
Из копии паспорта на имя Бардюговой Ю.Ю. видно, что Бардюгова Ю.Ю. родилась ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес>, паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ отделением УФМС России по <адрес>.
Из копии свидетельства о смерти серит I - ОТ № видно, что Бардюгова <данные изъяты> умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена актовая запись №.
Из копии свидетельства о смерти серит I - ОТ № видно, что Бардюгов <данные изъяты> умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена актовая запись №.
Из постановления главы города № от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении жилой площади за несовершеннолетней Бардюговой Ю.Ю. следует, что за несовершеннолетней Бардюговой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшейся без попечения родителей, закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ видно, что в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах ФИО1 на объекты недвижимого имущества.
Из акта обследования жилого помещения межведомственной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Из заключения межведомственной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение расположенное по адресу <адрес> не соотвествует требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Из постановления главы города № от ДД.ММ.ГГГГ Об отмене постановления муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что постановление Муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ "О закреплении жилой площади за несовершеннолетней Бардюговой Ю.Ю." утратило силу.
Из постановления главы города № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании нуждающейся в жилье Бардюговой Ю.Ю.» следует, что Бардюгова Ю.Ю. признана нуждающейся в жилом помещении и внесена в первоочередной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении и внесена в первоочередной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье.
Согласно сообщению заместителя Министра образования и науки Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бардюгова Ю.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постановлением главы администрации Сковородиского района от ДД.ММ.ГГГГ № принята на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жильем. С целью реализации своего жилищного права ей необходимо обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением о предоставлении жилого помещения.
Заслушав позицию прокурора, изучив доводы представителя ответчика, позицию третьего лица, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
Пунктом 3 ст.40 Конституции РФ предусмотрено, что малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В судебном заседании на основе исследованных доказательств достоверно установлено, что Бардюгова Ю.Ю. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, с 2008 года, мать Бардюговой Ю.Ю. - Бардюгова Н.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Бардюговой Ю.Ю. – Бардюгов Ю.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п. 8 ч.1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что несовершеннолетняя Бардюгова Ю.Ю. постановлением главы города Сковородино № от ДД.ММ.ГГГГ признана нуждающейся в жилом помещении и внесена в первоочередной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье.
Согласно ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет (п.6 ст.8 Закона № 159-ФЗ).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жильем по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан закреплено и в пункте 8 части 1 статьи 92 ЖК РФ.
Исходя из буквального понимания требований п.8 ч.1 92 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, суд считает, что требование о предоставлении Бардюговой Ю.Ю. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта – г. Сковородино, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не выполнено ответчиком, в связи с чем, усматривает наличие законных оснований для его удовлетворения.
При этом, системное толкование приведенных норм материального права не предусматривают возможность ограничения прав Бардюговой Ю.Ю. в предоставлении жилой площади во внеочередном порядке от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Согласно ч.1 ст.4 Закона Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.
Из статьи 5 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки, установленной частью 1 статьи 4 настоящего Закона, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Финансовое обеспечение расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и банковских услуг предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенции. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов. Объем субвенции на реализацию полномочий, установленных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Перечень материальных средств, необходимых для исполнения полномочий (далее - перечень), формируется исполнительным органом государственной власти области, уполномоченным в сфере имущественных отношений, с учетом заявок органов местного самоуправления, наделенных государственными полномочиями. В перечень включаются наименование, адрес местонахождения, балансовая стоимость, а также иные индивидуальные характеристики имущества. Перечень, а также формы документов, необходимых для его формирования, утверждаются Правительством области. Стоимость приобретаемого в муниципальную собственность жилья, а также размер возмещения расходов местных бюджетов на предоставление жилых помещений из муниципального жилищного фонда в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Закона определяются исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в муниципальном образовании, на территории которого предоставляется жилое помещение.
Для реализации полномочий, установленных частью 1 статьи 4 настоящего Закона, исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере управления государственным имуществом, в собственность муниципальных образований могут передаваться жилые помещения, построенные за счет средств областного бюджета.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования средств не по целевому назначению Правительство области вправе осуществить изъятие указанных средств в порядке, установленном законодательством.
Пунктом 4 Порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утв. постановлением правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что юридически значимые действия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения осуществляют органы местного самоуправления, в соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приёмную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, утвержденным постановлением губернатора области от ДД.ММ.ГГГГ N222.
В соответствии с пунктом 9 названного Порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органы местного самоуправления муниципальных районов, действуя в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в административных центрах муниципальных районов, а также в городских и сельских поселениях, территориально входящих в состав данных районов, предоставляют жилые помещения по месту жительства указанных категорий граждан.
Правовой анализ приведённых положений нормативных правовых актов свидетельствует о том, что именно органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов наделены государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и именно на данные органы местного самоуправления возлагается обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, проживающих в административных центрах муниципальных районов, а также в городских и сельских поселениях, территориально входящих в состав данных районов.
Вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органам местного самоуправления для приобретения жилья детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом РФ и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств областного бюджета, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение их жильём органами местного самоуправления.
Согласно п. 8 Порядка обеспечения жилой площадью детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, утв. постановлением губернатора Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, орган местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, из муниципального жилищного фонда, формируемого за счёт средств местных бюджетов, с последующим возмещением данных расходов за счёт субвенции на реализацию соответствующих государственных полномочий.
Кроме того, в силу ст.1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем, право Бардюговой Ю.Ю. не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора <адрес> в интересах Бардюговой Ю.Ю. к Администрации Сковородинского района о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта – г. Сковородино Амурской области,
Согласно Постановлению главы администрации города Сковородино Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что минимальный размер нормы предоставления площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма на территории города Сковородино, составляет 33 кв.метра – для одиноко проживающих граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сковородинского района в интересах Бардюговой <данные изъяты> к <адрес> о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда применительно к условиям соответствующего населенного пункта – <адрес>, удовлетворить.Обязать <адрес> предоставить Бардюговой <данные изъяты>благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта – <адрес>, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в размере не менее 33 кв. метра.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий Е.Ю.Сушко