Судья Краснов В.Б. дело № 21-719/2019
Дело № 12-1448/19
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Нечаевой Л.И., рассмотрев 09 октября 2019 года в г. Сыктывкаре жалобу представителя администрации МО ГО "Сыктывкар" Филиной О.П. на определение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 сентября 2019 года, которым
возвращена жалоба администрации МО ГО "Сыктывкар" на определение должностного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18 июля 2019 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Феоктистовой Т.В.,
установил:
определением должностного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18 июля 2019 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Феоктистовой Т.В., в связи с отсутствием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, по факту самовольного занятия части земельного участка земель общего пользования на площади ... кв.м.
Не согласившись с вынесенным определением, представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" Волокитина Д.В. подала жалобу в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судьёй Сыктывкарского городского суда Республики Коми вынесено указанное выше определение.
В жалобе представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" Филина О.П. просит отменить определение, как ошибочное, поскольку в данном случае администрация МО ГО "Сыктывкар" является потерпевшей, и, соответственно, имеет право на обжалование определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав должностное лицо, вынесшее оспариваемое определение, - государственного инспектора Республики Коми по использованию и охране земель Поздеева В.В., представителя администрации МО ГО "Сыктывкар" Филину О.П., прихожу к следующему.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 названного Кодекса.
Частью 4 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 указанного кодекса.
Возвращая жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар", судья городского суда, принимая оспариваемое определение, исходил из отсутствия права администрации МО ГО "Сыктывкар" на обжалование определения должностного лица об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа относит к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16).
В соответствии с частью 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Пунктом 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.
В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в пункте 5 названной статьи, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пункт 6 этой же статьи).
Согласно части 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 7 части 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушения.
В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года № 1, государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (пункт 2).Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (подпункт "а" пункта 3).
Из материалов дела установлено, что на основании распоряжения и.о. главы МО ГО "Сыктывкар" Хозяиновой Н.С. от <Дата обезличена> <Номер обезличен> с целью установления наличия (отсутствия) фактов самовольного занятия земельного участка, изложенных в служебной записке управления контроля администрации МО ГО "Сыктывкар" от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, должностным лицом управления контроля администрации МО ГО "Сыктывкар" Волокитиной Д.В. в отношении Феоктистовой Т.В. (собственника земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ...) проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой в действиях Феоктистовой Т.В. усмотрены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чём <Дата обезличена> составлен акт <Номер обезличен>.
Во исполнение требований пункта 12 Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1515, в соответствии с которым в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, органы муниципального земельного контроля направляют копию акта проверки с указанием информации о наличии признаков выявленного правонарушения в структурное подразделение территориального органа федерального органа государственного земельного надзора по соответствующему муниципальному образованию, <Дата обезличена> (исх.номер ...) акт проверки от <Дата обезличена> <Номер обезличен> администрацией МО ГО "Сыктывкар" направлен в Управление Росреестра по Республике Коми для принятия мер в рамках компетенции.
Определением Управления Росреестра по Республике Коми 18 июля 2019 года по результатам рассмотрения указанных документов в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Феоктистовой Т.В. отказано по основанию отсутствия достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспаривая законность вынесенного определения, администрация МОГО "Сыктывкар" направила жалобу в суд, по разрешению вопроса о принятии которой, судьёй городского суда в соответствии с требованиями статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принято обжалуемое определение.
С учётом изложенных обстоятельств, того, что в данном случае администрация МО ГО "Сыктывкар" выступала в качестве органа муниципального земельного контроля, суд пришёл к обоснованному выводу о том, что администрация МО ГО "Сыктывкар" в силу требований статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не наделена правом обжалования вынесенного акта должностного лица, учитывая, что при исполнении возложенных функции администрация одновременно не могла осуществлять реализацию прав собственника на спорное имущество - земельный участок, государственная собственность на который не разграничена.
В данной ситуации администрация МО ГО "Сыктывкар", будучи не согласной с определением должностного лица Управления Росреестра по Республике Коми по вопросу наличия в действиях лица состава административного правонарушения, вправе была обратиться в прокуратуру с просьбой о принесении протеста.
В случае, если бы администрация МО ГО "Сыктывкар", располагая сведениями о самовольном захвате земель, находящихся в её распоряжении, инициировала бы возбуждение дела об административном правонарушении как лицо, уполномоченное в силу закона собственником на распоряжение имуществом (земельным участком), находящимся в её распоряжении (пункт 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25 января 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации), у администрации МО ГО "Сыктывкар" возникло бы самостоятельное право на обжалование соответствующего решения должностного лица.
Применительно к установленным обстоятельствам администрация как орган муниципального контроля в рамках осуществления возложенных полномочий не вправе ставить вопрос об отмене вынесенного должностным лицом определения, учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не относится к кругу лиц, обладающих правом обжалования вынесенного должностным лицом Управления Росреестра определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 22 июля 2019 года.
Кроме того в материалах дела отсутствуют и сведения о том, что земельные участки, прилегающие к спорному земельному участку, принадлежат на праве собственности МО ГО "Сыктывкар".
При указанных обстоятельствах, определение судьи городского суда законно и обоснованно, оснований для его отмены, в том числе по доводам жалобы, не имеется. С учётом требований статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правовые основания для принятия жалобы администрации МО ГО "Сыктывкар" на определение должностного лица в отсутствие такого права у судьи городского суда отсутствовали.
Руководствуясь статьями 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
определил:
определение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 сентября 2019 года о возврате жалобы администрации МО ГО "Сыктывкар" на определение должностного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22 июля 2019 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Феоктистовой Т.В. оставить без изменения, жалобу представителя администрации МО ГО "Сыктывкар" Филиной О.П. - без удовлетворения.
судья - В.М. Соболев
копия верна, судья В.М. Соболев