Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-4292/2011 от 04.08.2011

Судья Петрова Е.Е. Дело № 33-4292/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Н.Г.,

судей Машкиной И.М., Юдина А.В.,

при секретаре Старцевой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании 29 августа 2011 года дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 мая 2011 года, по которому

Приказ № ... от 09.03.2011 Агентства Республики Коми по социальному развитию в части отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья Олейнику Е.В. признан незаконным.

Агентство Республики Коми по социальному развитию обязано предоставить Олейнику Е.В. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья.

С Агентства Республики Коми по социальному развитию в пользу Олейника Е.В. взысканы расходы по оплате услуг представителя в сумме ... рублей.

Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., объяснения представителя Олейника Е.В. – Белецкого В.М., представителя третьего лица администрации МО ГО «Сыктывкар» Садикова А.Р., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Олейник Е.В. обратился в суд с иском к Агентству РК по социальному развитию о признании действий ответчика по отказу в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья (далее – ЕДВ) и исключению из республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконными, включении в республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обязании предоставить ЕДВ.

В обоснование иска указал, что Агентством Республики Коми по социальному развитию незаконно отказано в предоставлении указанной выплаты, несмотря на наличие у истца определенного статуса и признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Истец в судебном заседании не принимал участия, его представитель поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика не принимал участия в судебном заседании, в представленном отзыве не согласился с заявленными требованиями.

Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар», привлеченной судом к участию в деле в качестве третьего лица поддержал позицию истца.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию не согласно с решением суда и просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Олейник Е.В. относится к категории лиц, имеющих право на получение льгот (мер социальной поддержки), гарантированных ст.17 Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Согласно указанной норме Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Во исполнение федерального законодательства был принят Закон Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки", который установил, что формой обеспечения жильем граждан, относящихся к категориям, установленным ст.14,16 и 21 Федерального Закона "О ветеранах" и ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", является предоставление им в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Соответствующие социальные выплаты предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетам субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете. Предоставление выплат отнесено к полномочиям Агентства Республики Коми по социальному развитию в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан".

Согласно п. 3 Постановления Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58 на Агентство РК по социальному развитию возложена обязанность обеспечить формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года и имеющих право на предоставление социальных выплат на приобретение жилья, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на основании списков, представляемых органами местного самоуправления.

Исходя из вышеприведенных норм следует, что при реализации жилищных прав указанной категории граждан основополагающим фактором является их нуждаемость в улучшении жилищных условий, нахождение на учете в органах местного самоуправления для улучшения жилищных условий.

Как установлено в судебном заседании, Олейник Е.В. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в АМО ГО «Сыктывкар» с составом семьи 4 человека с 22.12.1997.

На момент рассмотрения спора истец проживает и сохраняет регистрацию в качестве члена семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: ... .... В указанной квартире также зарегистрированы О.В.Г. – мать истца и собственник указанной квартиры, О.В.С. – его отец и бабушка Н.М.К.

Квартира ... общей площадью 45,1 кв.м, жилой площадью – 31,4 кв.м находится в собственности О.В.Г.

О.В.Г. 17.02.2011 обратился в Агентство Республики Коми по социальному развитию с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты, приложив к заявлению необходимые документы.

Решением Агентства РК по социальному развитию № ... от 09.03.2011 Олейнику Е.В. было отказано в предоставлении ЕДВ на строительство или приобретение жилья со ссылкой на следующее: согласно справке администрации МО ГО «Сыктывкар» от 03.02.2011 № ..., основанием постановки на учет Олейника Е.В. является п.8 пп «а» «Имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи, независимо от вида жилищного фонда - 7 и менее квадратных метров» Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РК, утвержденных Указом Главы Республики Коми № ... от 27.05.1999. Согласно справке о составе семьи Сыктывкарского жилищно-строительного кооператива от 08.02.2011 по адресу: ... зарегистрированы 4 человека. На основании свидетельства о государственной регистрации права от 30.08.2004. жилая площадь помещения, расположенного по адресу: ..., - 31,4 кв.м. Согласно паспортным данным, Н.М.К., являющаяся бабушкой Олейника Е.В., сменила место жительства и зарегистрирована с 24.04.2008 по адресу: ..., т.е. менее чем пять лет назад. Ранее Н.М.К. была зарегистрирована по адресу: .... Обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи с учетом состава семьи истца 3 человека составляет 10,4 кв.м.

Отказ в предоставлении социальных выплат допускается, в случае если представленные документы не подтверждают право граждан на предоставление социальных выплат.

Удовлетворяя исковые требования и признавая за истцом право не ЕДВ, суд исходил из того, что истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01.03.2005, в дальнейшем при перерегистрации органами местного самоуправления с учета не снят, на день рассмотрения спора администрация МО ГО «Сыктывкара» признает за истцом право на улучшение жилищных условий, хотя обеспеченность членов семьи Олейник Е.В. составляет 11,275 кв.м общей площади жилья на 1 человека, что более учетной нормы жилья, но менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, Олейник Е.В. признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоит на соответствующем учете с 1997 года на общих основаниях и в льготной очереди инвалидов с составом семьи 4 человека по подпункту «а» пункт 8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы РК от 27.05.1999 №... (далее – Правила).

Согласно данной норме нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи, независимо от вида жилищного фонда – 7 и менее квадратных метров. Таким образом, на момент постановки на учет обеспеченность жилой площадью Олейник Е.В., исходя из состава семьи 4 человека и жилой площади квартиры 31,4 кв.м составляла 7,85 кв.м, что составляет более учетной нормы, установленной вышеуказанными Правилами.

В силу пункта 27 Правил органы местного самоуправления, организации в ходе перерегистрации уточняют изменения в жилищных условиях граждан, состоящих на учете, а также другие обстоятельства, характеризующие нуждаемость в улучшении жилищных условий, и снимают их с учета в случаях: улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет 9 и более квадратных метров и отпали другие основания для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Из материалов дела следует, что при постановке на учет истца обеспеченность жилой площадью определялась исходя из состава семьи 4 человека: истец, его мать, отец и дедушка – Н.Г.Д. Как следует из показаний истца и свидетеля П.Л.И.(соседка истца) в судебном заседании, поквартирной карточки (л.д....) Н.Г.Д. снялся с регистрационного учета из указанной квартиры 17.10.2001 и выехал из нее еще до заезда в квартиру бабушки Н.М.К., которая зарегистрировалась в квартиру лишь 24.04.2008. Таким образом, после выезда дедушки семья состояла из трех человек и обеспеченность жилой площадью на одного человека составляла 10,47 кв.м. более 9 кв.м, в связи с чем, у органов местно самоуправления были все основания для снятия Олейник Е.В. с учета.

В соответствии ч.2 ст.6 Федерального Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Решением Совета муниципального образования «Город Сыктывкар» от 28.11.2005 №... «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10.5 кв. м общей площади жилого помещения.

На день рассмотрения дела, обеспеченность жилой площадью истца, исходя из состава семьи 4 человека: он, отец, мать и бабушка Н.М.К., зарегистрированная в квартире с 24.04.2008, составляет 11,28 кв.м, что превышает учетную норму, установленную решением Совета муниципального образования «Город Сыктывкар» от 28.11.2005 №....

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что в судебном заседании не нашел подтверждение факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий и соответственно отсутствуют правовые основания для получения заявителем мер социальной поддержки на строительство или приобретение жилья.

Указанное свидетельствует о том, что Агентство Республики Коми по социальному развитию обоснованно отказало в предоставлении Олейнику Е.В. единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья и оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.

С учетом вышеизложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает возможным вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме

Руководствуясь ст. 361, 362 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 мая 2011 года отменить, вынести новое решение.

Олейник Е.В. в удовлетворении заявленных требований к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании действий об отказе в предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилья и исключению из республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным, включении в республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обязании предоставить единовременную денежную выплату, отказать.

Председательствующий

Судьи

33-4292/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Олейник Е.В.
Ответчики
Агентство РК по соцразвитию
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Машкина И.М.
Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
08.08.2011Судебное заседание
29.08.2011Судебное заседание
12.09.2011Передано в экспедицию
12.09.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее