Дело № 2-1407/2017
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
с. Алнаши УР 27 сентября 2017 г.
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Гвоздиковой А.С., единолично,
с участием истца - старшего помощника прокурора Алнашского района Соколовой А. И.,
при секретаре Ушаковой И. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Алнашского района в интересах муниципального образования «Алнашский район» к обществу с ограниченной ответственностью «РИК» о признании незаконным бездействия и понуждении предоставить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Алнашского района обратился в суд с заявлением в интересах муниципального образования «Алнашский район», требуя признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «РИК» (далее ООО «РИК») по представлению расчетов за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год и обязать ООО «РИК» предоставить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заявление мотивировано тем, что в ходе проведения анализа соблюдения законности природоохранного законодательства природопользователями в сфере охраны окружающей среды было установлено, что занимаясь деятельностью в сфере выращивания зерновых культур, разведения крупного рогатого скота, производства сырого молока и иные вины работ, ООО «РИК» не представляет в установленном порядке расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, что влечет невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих перечислению в бюджеты РФ, УР и муниципального образования «Алнашский район», нарушает законные права и интересы граждан.
В судебном заседании прокурор заявил об отказе от исковых требований в связи с добровольным их исполнением ответчиком.
ООО «РИК» направило суду заявление о рассмотрении дела без участия его представителя и представило суду предоставленную в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике дд.мм.гггг декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Выслушав прокурора, исследовав представленные суду материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно преамбуле Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Статья 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии с ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Согласно п.п. 1, 2, 5 ст. 16.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.
Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Пунктами 1, 13 ст. 16.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2, 5 ст. 16.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Как установлено судом, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО «РИК» за 2016 год представлен в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике.
Указанное обстоятельство установлено представленной декларацией от дд.мм.гггг
Согласно ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Аналогичным образом решен вопрос о прекращении производства по делу в связи с отказом прокурора от заявления п.ч. 2 ст. 45 ГПК РФ.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что КФХ «Русь» требования указанных положений федерального законодательства исполнены добровольно, а потому отказ прокурора от заявленных требований не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы иных лиц, в связи с чем производство по делу в подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.39, 220,221,224,225, 248 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Принять отказ прокурора от иска к обществу с ограниченной ответственностью «РИК».
Производство по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Алнашского района к обществу с ограниченной ответственностью «РИК» о признании незаконным бездействия и понуждении предоставить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, прекратить, указав сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба или принесен протест в Верховный суд Удмуртской Республики через Можгинский районный суд УР в течение пятнадцати дней со дня вынесения.
Судья: Гвоздикова А. С.