РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2019 года г. Москва
Тимирязевский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Ерохиной Т.Н., при секретаре Соколовой Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1034/19 по иску Каширской Ирины Николаевны к Каширской Дарье Сергеевне о признании утратившей право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Истец Каширская И.Н. обратилась в суд с иском к ответчику Каширской Д.С. и просит признать ее утратившей право пользование жилым помещением, расположенным по адресу: г. ..., снять ее с регистрационного учета, взыскать с расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании Справки № 2 ЖСК «Дегунино-6» о выплаченном пае от 15.03.2010 года истец является собственником квартиры .... В квартире по вышеуказанному адресу зарегистрированы по месту жительства: … добровольно прекратила пользование квартирой истца, собрав свои вещи и переехав по неизвестному истцу адресу, отношений с истцом не поддерживает, своего адреса не сообщает, не навещает истца, а также не пользуется медицинскими и какими-либо иными услугами по месту регистрации. В настоящее время истец намеревается продать вышеуказанную квартиру, однако наличие зарегистрированной Каширской Д.С. препятствует этому.
Истец Каширская И.Н. и ее представитель Нестерчук А.В. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Ответчик Каширская Д.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представила, мотивированных возражений относительно заявленных исковых требований в материалы дела не представила.
Представитель третьего лица ЖСК «Дегунино-6» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие ответчика и представителей третьих лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца, её представителя, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом.
По основанию ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ч.1 ст.292 ГК РФ члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (ст. 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Из содержания приведенных положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ и разъяснений по их применению следует, что о принадлежности названных в ней лиц к семье собственника жилого помещения свидетельствует факт их совместного проживания.
В ст. 30 ЖК РФ закреплены права и обязанности собственника жилого помещения, в соответствии с п. 1 которой предусмотрено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.
В силу ч. 2 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным.
Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами. Вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
При этом, учитывая положения части 1 статьи 31 ЖК РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу (статья 67 ГПК РФ) (пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
Из содержания приведенных положений закона, разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что семейные отношения с позиции ЖК РФ могут быть прекращены и между лицами, являющимися родственниками.
Факт регистрации в жилом помещении сам по себе не порождает для гражданина каких-либо прав, в частности, не может служить основанием приобретения права на жилое помещение, не свидетельствует о фактическом вселении и вселении с целью постоянного проживания в качестве члена семьи.
Судом установлено, что на основании Справки № 2 ЖСК «Дегунино-6» о выплаченном пае от 15.03.2010 года истец Каширская И.Н. является собственником квартиры ..., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права, выданным 16.06.2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.06.2010 года сделана запись регистрации № ....
Из представленных выписки из домовой книги, единого жилищного документа установлено, что в квартире по адресу: г. ... зарегистрированы: …
Из пояснений истца следует, что собственник зарегистрировал ответчика - свою дочь, в спорной квартире в качестве члена ее семьи, фактически ответчик до 2013 года в квартире проживала. В 2013 году ответчик собрала свои вещи и уехала жить к сожителю, потом вышла за него замуж. С этого времени в квартире не появляется, с родственниками не общается, коммунальные платежи не оплачивает.
В судебном заседании был допрошен свидетель … С.Л., который показал, что ответчик его дочь. С февраля 2013 года она в квартире не проживает, уехала жить к сожителю, собрала свои вещи. Контакт с родителями ответчик не поддерживает. В течении 6 лет он видел дочь один раз, она не звонит. Сначала звонила, поздравляла с праздниками, с днем рождения, сказала, что родился внук, потом перестала вообще общаться. Деньги она не высылает, ЖКУ не оплачивает.
Суд доверяет показаниям свидетеля, которые последовательны и не противоречат обстоятельствам по делу.
В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, с учетом того, что истец является собственником квартиры по адресу: г. ..., ответчик в спорной квартире длительное время не проживает, была зарегистрированы в спорную квартиру по заявлению собственника в качестве члена ее семьи, расходов по оплате коммунальных платежей ответчик не несет, личных вещей в квартире не имеет, иных договоренностей о проживании в спорной квартире между сторонами не имеется, а доказательств обратного суду ответчиком не представлено, суд приходит к выводу о признании Каширской Д.С. утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. ..., со снятием ответчика с регистрационного учета по месту жительства по адресу: г. ....
При этом, суд также учитывает, что членом семьи собственника жилого помещения Каширская Д.С. не является, общее хозяйство с ней не ведет, единый бюджет у них отсутствует, Каширская Д.С, является дочерью Каширской И.Н., но само по себе наличие родственных отношения между сторонами существенного значения для разрешения спора не имеет, поскольку членство в семье собственника определяется совместным проживанием с ним, ведением общего хозяйства, общего бюджета, общих предметов быта, а не степенью родственных отношений.
Часть 1 ст.100 ГПК РФ, устанавливает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах, чем предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17.07.2007 №382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 100 ГПК Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
Учитывая сложность и характер гражданского дела, время, необходимое специалисту в области права на подготовку искового заявления, и затраченного на его составление, количество судебных заседаний, а также, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика Каширской Д.С. в пользу истца расходов на оплату юридических услуг в размере 15 000 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Каширской Ирины Николаевны к Каширской Дарье Сергеевне о признании утратившей право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, удовлетворить.
Признать Каширскую Дарью Сергеевну утратившей право пользования жилым помещением, расположенном по адресу: г. ....
Решение суда является основанием для снятия Каширской Дарьи Сергеевны с регистрационного учета по адресу: г. ....
Взыскать с Каширской Дарьи Сергеевны в пользу Каширской Ирины Николаевны расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тимирязевский районный суд г. Москвы.
Судья Т.Н. Ерохина