Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2913/2020 ~ М-3107/2020 от 21.10.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новороссийск 24 ноября 2020 года

Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Литвинова А.Н.

при секретаре Татаровской А.А. с участием сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2-2913/2020 по иску Кирясовой Натальи Васильевны к Спиридонову Анатолию Анатольевичу о признании договора недействительным и применении последствий недействительности сделки,

У С Т А Н О В И Л :

Кирясова Н.В. обратилась в суд с иском к Спиридонову А.А., в котором просит признать недействительным предварительный договор купли-продажи земельного участка от <ДД.ММ.ГГГГ> и применить последствия недействительности сделки.

В обоснование требований Кирясова Н.В. в заявлении указала, что <ДД.ММ.ГГГГ> заключила с Спиридоновым А.А. предварительный договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес>, с объектом незавершенного строительства стоимостью 2700000 рублей. В тот же день было заключено соглашение о задатке, по условиям которого она передала продавцу задаток в сумме 50000 рублей. Срок заключения основанного договора установлен до <ДД.ММ.ГГГГ>. По устной договоренности срок для заключения основанного договора был продлен до <ДД.ММ.ГГГГ>. <ДД.ММ.ГГГГ> Спиридонов направил ей проект договора купли-продажи, в котором в качестве предмета сделки был указан земельный участок без строений и цена в размере 500000 рублей. Таким образом, ответчик ввел ее в заблуждение относительно существенных условий договора.

В судебном заседании Кирясова Н.В. иск поддержала, ссылаясь на изложенные в нем обстоятельства.

Спиридонов А.А. иск не признал, указав в своих возражениях на то, что до заключения предварительного договора Кирясова Н.В. осмотрела земельный участок и расположенный на нем недостроенный жилой дом. Он сообщил ей, что дом в эксплуатацию не введен и право собственности на него не зарегистрировано, поэтому в случае приобретения земельного участка этими вопросами будет заниматься она, как новый собственник участка. Кирясова согласилась приобрести земельный, заключила с ним предварительный договор купли-продажи и передала задаток в сумме 50000 рублей. Однако после, приезда ее мужа отказалась от заключения основанного договора купли-продажи под предлогом некачественной отделки фасада дома. Несогласие с проектом договора купли-продажи Кирясова ему не высказывала, свой проект договора не представила. Через некоторое время Кирьясова потребовала вернуть сумму задатка, на что он ответил отказом, так как сделка купли-продажи не была совершена по ее вине. По его мнению, это явилось истинной причинной обращения Кирьясовой в суд с настоящим иском.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд пришел к заключению, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В силу ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора; стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора; существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно пунктам 1 - 4 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.

Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.

Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также условия основного договора, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение при заключении предварительного договора.

В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.

В силу пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов исполнения обязательств является задаток, которым согласно пункту 1 статьи 380 Гражданского кодекса Российской Федерации является денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.

Из объяснений сторон и представленных суду документов следует, что <ДД.ММ.ГГГГ> стороны заключили предварительный договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес>, с объектом незавершенного строительства стоимостью 2700000 рублей.

Согласно п.1.1 договора предметом договора является земельный участок по указанному выше адресу со строящимся на участке 1,5 этажным домом размером 6,5 х 9,5 м. под отделку, который именуется «Объект недвижимости».

Пункт 2.1 предусматривает, что стороны обязуются заключить основанной договор в срок до <ДД.ММ.ГГГГ>.

В п.2.3 указано, что покупатель ознакомлен с техническим состоянием Объекта недвижимости, претензий не имеет.

Исполнение обязательств по договору обеспечено задатком в сумме 50000 рублей (п. 3.2).

В п.5.5 оговорено, что стороны подтверждают отсутствие обстоятельств, вынуждающих совершить данный договор на крайне не выгодных для себя условиях.

В п.6.1 договора содержится описание состояние конструктивных элементов, отделки и оборудования «домовладения» с оговоркой, что дополнительные работы могут производится за дополнительную плату.

Пункт 6.2 подтверждает согласие покупателя с тем, что в основанном договоре цена 500000 рублей.

В тот же день стороны заключили соглашение о задатке, во исполнение которого истец передала ответчику денежную сумму 50000 рублей.

В установленный предварительным договором срок основанной договора заключен был. Дополнительного соглашения о продлении этого срока стороны не заключали.

В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

На основании пункта 1 статьи 178 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел.

При наличии условий, предусмотренных пунктом 1 названной статьи, заблуждение предполагается достаточно существенным, в частности если: 1) сторона допустила очевидные оговорку, описку, опечатку и т.п.; 2) сторона заблуждается в отношении предмета сделки, в частности таких его качеств, которые в обороте рассматриваются как существенные; 3) сторона заблуждается в отношении природы сделки; 4) сторона заблуждается в отношении лица, с которым она вступает в сделку, или лица, связанного со сделкой; 5) сторона заблуждается в отношении обстоятельства, которое она упоминает в своем волеизъявлении или из наличия которого она с очевидностью для другой стороны исходит, совершая сделку (пункт 2 статьи 178 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 указанной статьи заблуждение относительно мотивов сделки не является достаточно существенным для признания сделки недействительной.

Исходя из смысла данной нормы при совершении сделки под влиянием обмана волеизъявление потерпевшей стороны не соответствует ее действительной воле, либо она вообще лишена возможности действовать по своей воле и в своих интересах. При этом под обманом подразумевается умышленное введение стороны в заблуждение с целью склонить другую сторону к совершению сделки. Заинтересованная в совершении сделки сторона преднамеренно создает у потерпевшего не соответствующее действительности представление о характере сделки, ее условиях, личности участников, предмете, других обстоятельствах, влияющих на его решение. При совершении сделки под влиянием обмана формирование воли потерпевшего происходит не свободно, а вынужденно, под влиянием недобросовестных действий контрагента или третьего лица, заключающихся в умышленном создании у потерпевшего ложного представления об обстоятельствах, имеющих значение для заключения сделки.

Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.

По данному делу такие обстоятельства судом не установлены.

В силу статьи 12, части 1 статьи 56, части 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом; доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Доказательства того, что истец была ограничена во времени или средствах при ознакомлении с текстом предварительного договора, а также, что она была введена в заблуждение относительно характера, природы, предмета сделки, что имел место обман - намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота, суду не представлены.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля <ФИО4 сообщила, что по просьбе Спиридонова А.А. разместила в интернет объявление о продажи принадлежащего ему земельного участка с недостроенным домом. Позвонила Кирясова Н.В., осмотрела участок и согласилась его приобрести вместе с недостроенным домом. О том, что дом в эксплуатацию не введен и право собственности на него не зарегистрировано ей было известно. Заключив с Спиридоновым предварительный договор Кирясова передала ему задаток в сумме 50000 рублей. Из-за санитарно-эпидемиологических ограничений заключит основанной договор в оговоренный сторонами срок не удалось. По предварительной записи в МФЦ государственная регистрации договора купли-продажи была назначена на <ДД.ММ.ГГГГ>. Однако, до регистрации сделки Кирясова позвонила ей и сказала, что мужу не нравиться расположение участка и спросила, есть ли другие варианты. От совершения сделки Кирясова отказалась.

Заявление стороны предварительного договора о том, что другой стороной было предложено заключить основанной договор на других условиях, само по себе не является основанием для признания введения данного лица в заблуждение относительно характера, природы или предмета сделки, указных в предварительном договоре.

Требования, предъявляемые к предварительному договору, согласно ст. 429 ГК РФ, относительно его формы, срока заключения основного договора, существенных для сделки условий, соблюдены.

Предварительный договор купли-продажи земельного участка от <ДД.ММ.ГГГГ> содержит все существенные условия, которые ясно устанавливают природу будущей сделки и определяют ее предмет, воля сторон при заключении договора была направлена на заключение в будущем основного договора купли-продажи, данное обстоятельство подтверждается последующими действиями сторон, а именно внесением истцом обеспечительного платежа в размере 50 000 рублей.

Сделка была совершена в простой письменной форме, истец ознакомлена с ее условиями, согласился с ними. До подписания предварительного договора ей было известно о том, что расположенный на участке незавершенный строительством жилой дом не введен в эксплуатацию, а также об отсутствии у продавца зарегистрированного права на указанное строение.

При таких обстоятельствах доводы истца о заключении предварительного договора под влиянием заблуждения являются бездоказательными.

Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Согласно пункту 5 статьи 166 ГК РФ заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.

Из объяснений сторон и содержания предварительного договора, видно, что истец контролировала исполнение продавцом особых условий, содержащих требования к техническому состоянию расположенного на участке строения, тем не менее, впоследствии отказалась от заключения основного договора купли-продажи, имея намерение приобрести земельный участок в другом месте, и после прекращения обязательств по предварительному договору потребовала возвратить ей сумму задатка.

При таких обстоятельствах требуя признать предварительный договор недействительным и применить последствия недействительности в виде двусторонней реституции, истец действует недобросовестно, преследуя исключительно цель причинить вред ответчику, лишив его предусмотренной договором денежной компенсации в размере полученного задатка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 ГК РФ в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Кирясовой Натальи Васильевны к Спиридонову Анатолию Анатольевичу о признании недействительным предварительного договора купли-продажи земельного участка от <ДД.ММ.ГГГГ> и применении последствий недействительности сделки отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Краснодарской краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья А.Н. Литвинов

2-2913/2020 ~ М-3107/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кирясова Наталья Васильевна
Ответчики
Спиридонов Анатолий Анатольевич
Суд
Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края
Судья
Литвинов А.Н.
Дело на странице суда
novorossisk-primorsky--krd.sudrf.ru
21.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.10.2020Передача материалов судье
23.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2020Судебное заседание
27.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2022Дело оформлено
28.02.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее