Решение по делу № 2-580/2014 ~ М-506/2014 от 26.05.2014

№2-580/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,

при секретаре судебного заседания Сивергиной В.Н.,

рассмотрев 26 июня 2014 года в с.Выльгорт в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к садоводческому некоммерческому товариществу «Орбита» о возложении обязанности по совершению определенных действий,

установил:

Исполняющий обязанности прокурора Сыктывдинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу «Орбита» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о природопользовании и охране окружающей среды путем установки в срок до 01.10.2014 на территории садоводческого некоммерческого товарищества площадки для складирования отходов производства и потребления. В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой Сыктывдинского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, по результатам которой установлено, что на территории садоводческого товарищества «Орбита» в нарушение требований санитарных норм и правил отсутствуют площадки для складирования отходов производства и потребления. Указывая, что невыполнение требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды может повлечь за собой наступление негативных последствий, а также приводит к нарушению прав и законных интересов жителей сельского поселения на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, прокурор обратился с настоящим заявлением.

В судебном заседании Семенов С.Ю., участвующий от имени прокурора, исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Представитель ответчика садоводческого некоммерческого товарищества «Орбита» Подоров В.К., в судебном заседании исковые требовании признал в полном объеме. Последствия признания иска представителю истца разъяснены и понятны.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Сыктывдинский районный комитет по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми, надлежащим образом извещенное о дне, месте и времени рассмотрения дела, своего представителя не направил, о причинах неявки не известил, не просило о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в соответствии с заключением о результатах проверки №2 от 15.05.2014, составленным по результатам обследования территории садоводческого комплекса «Морово», на территории садоводческого товарищества «Орбита» отсутствуют контейнерная площадка, контейнеры для сбора мусора, а также не организован сбор и вывоз твердых бытовых отходов с территории товарищества.

Указывая на отсутствие организации на территории товарищества сбора и вывоза бытовых отходов, что подразумевает размещение отходов на открытых участках территории садоводческого товарищества, и, как следствие, оказывает негативное воздействие на компоненты окружающей среды, прокурор обратился с настоящим заявлением.

Разрешая требования прокурора по существу, суд исходит из следующего.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон).

Статьей 1 Закона предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду представляет собой воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами и области охраны окружающей среды.

Согласно статье 11 Закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу пункта 2 статьи 16 Закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе размещение отходов производства и потребления, а также иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В силу ч.1 ст.22 названного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 51 Закона отношения в области обращения с отходами производства и потребления регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, каковым является Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В преамбуле вышеуказанного нормативного правового акта указано, что он определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления и предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В соответствии со статьей 1 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов.

В силу статьи 11 приведенного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в целях уменьшения количества их образования.

Таким образом, положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно п. 2.2 Санитарных норм и правил СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80, процессы обращения с отходами включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание.

В соответствии с п.п. 3.2, 3.7 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон № 66-ФЗ) член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан соблюдать градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы).

В силу ст. 1 Закона № 66-ФЗ имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).

В силу ч. 1 ст. 20 Закона № 66-ФЗ органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона № 66-ФЗ в целях предупреждения и ликвидации загрязнения поверхностных и подземных вод, почвы и атмосферного воздуха бытовыми отходами и сточными водами, соблюдения санитарных и иных правил содержания земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, садовых, огородных и дачных земельных участков и прилегающих к ним территорий, обеспечения выполнения правил пожарной безопасности при эксплуатации печей, электросетей, электроустановок, средств пожаротушения, а также в целях охраны памятников и объектов природы, истории и культуры на общем собрании членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрании уполномоченных) может избираться комиссия такого объединения по контролю за соблюдением законодательства, которая работает под руководством правления такого объединения.

Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является высшим органом управления такого объединения.

Часть 1 статьи 21 Закона № 66-ФЗ установлено, что общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения.

Таким образом, из анализа изложенного следует, что в целях обеспечения конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду законодателем закреплено, что территории, в том числе дачных, садоводческих товариществ подлежат регулярной очистке от отходов, сбор которых производится в контейнеры, размещаемые на специально отведенных для этих целей территориях силами дачных некоммерческих товариществ.

В обоснование исковых требований прокурор ссылается на то обстоятельство, что садоводческое товарищество «Орбита» оказывает негативное воздействие на окружающую среду размещением отходов от своей деятельности в отсутствие специальной площадки для складирования отходов производства и потребления, что, в свою очередь, влечет несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Ответчиком факт отсутствия на территории садоводческого товарищества контейнеров сбор твердых бытовых отходов, размещенных на специально отведенных площадках, не опровергнут, доказательств обратного суду не предоставлено.

С учетом изложенного, установив, что на территории садоводческого товарищества «Орбита» сбор отходов производства и потребления не организован, на основе анализа приведенного законодательства, суд находит требования прокурора основанными на законе.

При таких обстоятельствах, учитывая приведенные положения действующего законодательства, суд полагает необходимым возложить на садоводческое некоммерческое товарищество «Орбита» обязанность по установке площадки для складирования отходов производства и потребления.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения и находит заявленный срок прокурором разумным и устанавливает его до 01.10.2014.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 173, 193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к садоводческому некоммерческому товариществу «Орбита» о возложении обязанности установить на территории садоводческого некоммерческого товарищества площадку для складирования отходов производства и потребления удовлетворить.

Возложить на садоводческое некоммерческое товарищество «Орбита» обязанность в срок до 1 октября 2014 года установить на территории садоводческого некоммерческого товарищества «Орбита» площадку для складирования отходов производства и потребления.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия.

Судья Д.А. Колесникова

2-580/2014 ~ М-506/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Сыктывдинского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Садоводческое некоммерческое товарищесво "Орбита"
Другие
Сыктывдинский комитет по охране окружающей среды
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Колесникова Диана Александровна
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
26.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.05.2014Передача материалов судье
28.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2014Судебное заседание
26.06.2014Судебное заседание
26.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2017Дело оформлено
29.08.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее