Дело № 2-410/13
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Октябрьский районный суд Волгоградской области
В составе председательствующего Коврыгина Л.Г.,
с участием прокурора - заместителя прокурора Октябрьского района Волгоградской области Еремеева А.Ю.,
при секретаре Тупиковой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Октябрьском 13 сентября 2013 года гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Громославского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности совершить определённые действия по созданию официального сайта в сети Интернет,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района Волгоградской области обратился в суд с иском в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Громославского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о понуждении к созданию официального сайта в сети Интернет, в обоснование которого указал, что прокуратурой Октябрьского района проведена проверка исполнения требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в результате которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, закрепляющего право граждан и организаций на получение от органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей граждан и организаций, а также информации о своей деятельности, администрация Громославского сельского поселения, имея доступ к сети Интернет и возможность для размещения в сети информации, не обеспечила доступ пользователей к информации о деятельности органа местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».
Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с п.п. 2-5 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Организация имеет право на получение от органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
Не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия органов местного самоуправления; информации о состоянии окружающей среды; информации о деятельности органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе, сети Интернет, к информации о своей деятельности на русском языке в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
Указывает, что отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности органов местного самоуправления, регламентируются Федеральным законом от 09.02.2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
В силу ст. 6 указанного закона одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет.
Государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района (часть 1 статьи 10 ФЗ № 8-ФЗ).
Указывает, что согласно информации администрации Громославского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области, в нарушение требований ст.ст. 10, 13, 14 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» официальный сайт в сети Интернет не создан, информация о деятельности органов местного самоуправления размещается на сайте администрации Октябрьского муниципального района.
Федеральный закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установил обязанность органов власти размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет (п. 2 ст. 6, ст. 10 Закона).
Исходя из системного толкования норм указанного закона следует, что только в случае отсутствия технической возможности по созданию официального сайта, органы местного самоуправления могут размещать информацию о своей деятельности на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится муниципальное образование, или на официальном сайте муниципального района (для органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район).
Полагает, что техническая возможность подключения к сети Интернет и создания официального сайта у администрации Громославского сельского поселения имеется. Отсутствие официального сайта органа местного самоуправления затрагивает права и свободы пользователей сети «Интернет», желающих получить данную информацию.
Просит суд обязать администрацию Громославского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу создать официальный сайт в сети Интернет и разместить на официальном сайте информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с утвержденным Федеральным законом от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» перечнем.
В судебном заседании прокурор Еремеев А.Ю. исковые требования поддержал в соответствии с доводами, изложенными в исковом заявлении, указав, что размещаемая информация Громославского сельского поселения на сайте администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области не содержит информации о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с утвержденным Федеральным законом от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» перечнем.
Представитель ответчика администрации Громославского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» одним из способов обеспечения органом местного самоуправления доступа к информации о своей деятельности является размещение указанной информации в сети Интернет.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 9 февраля 2009 года государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Статьей 13 указанного Федерального закона предусмотрен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, который в зависимости от сферы их деятельности подлежит размещению в сети Интернет.
Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет, утверждается в порядке, определяемом органами местного самоуправления (ч.7 ст.14 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается сообщением главы Громославского сельского поселения от 12.07.2013 года № 162, администрация Громославского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области официального сайта не имеет (л.д. 6).
Из служебных записок начальника Октябрьского ЛТЦ Южного ЦТЭТ Волгоградского филиала МРФ «Юг» ОАО «Ростелеком» от 8 июля 2013 года № РФ 03/01-18 и от 16 июля 2013 года следует, что администрация Громославского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области имеет техническую возможность проведения и подключения к сети Интернет посредством широкополосного доступа сети передачи данных (технология аDSL), однако отказалась от услуг ОАО «Ростелеком» по предоставлению широкополосного доступа сети передачи данных (л.д. 5, 12).
Из акта проверки прокуратуры Октябрьского района Волгоградской области от 14 августа 2013 года следует, что на интернет-портале Правительства Волгоградской области в разделе: «Администрация Октябрьского муниципального района», создан подраздел: «Администрация Громославского сельского поселения», в котором информации предусмотренной ст. 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» не имеется (л.д. 11).
Суд, принимая во внимание исследованные в совокупности доказательства, приходит к выводу о том, что ответчиком администрацией Громославского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области нарушены требования действующего законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления и полагает обязать администрацию Громославского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу создать официальный сайт в сети Интернет и разместить на официальном сайте информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с перечнем, утвержденным Федеральным законом от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
К такому выводу суд пришел с учетом объяснений прокурора Еремеева А.Ю., подтверждающихся актом прокурорской проверки от 14 августа 2013 года (л.д. 11) о том, что на странице Громославского сельского поселения, созданной на интернет-портале Правительства Волгоградской области в разделе: «Администрация Октябрьского муниципального района», отсутствуют сведения, предусмотренные ст. 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»; сведений ответчика о том, что администрацией Громославского сельского поселения официальный сайт не создан (л.д. 6); сообщений начальника Октябрьского ЛТЦ Южного ЦТЭТ Волгоградского филиала МРФ «Юг» ОАО «Ростелеком» о том, что администрация Громославского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области имеет техническую возможность проведения и подключения к сети Интернет посредством широкополосного доступа сети передачи данных (технология аDSL), однако отказалась от услуг ОАО «Ростелеком» по предоставлению широкополосного доступа сети передачи данных (л.д. 5, 12).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 24 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст.ст. 6, 10, 13, 14 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Громославского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу создать официальный сайт в сети Интернет и разместить на официальном сайте информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с перечнем, утвержденным Федеральным законом от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд.
Председательствующий<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>