Именем Российской Федерации
18 июля 2012 года город Саратов
Саратовский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего - Суровцева И.И.,
при секретаре судебного заседания Бабарове А.М.,
с участием:
заявителя - Грибова В.А.,
представителя ответчиков - командира войсковой части 3509 и жилищной комиссии этой же воинской части - Федотова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащеговойсковой части 3509 старшего прапорщика Грибова Вячеслава Александровича об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части 3509 об отказе в его постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства, а также действий командира этой же воинской части, связанных с утверждением данного решения,
УСТАНОВИЛ:
Грибов В.А. проходит военную службу по контракту в войсковой части 3509 внутренних войск МВД РФ и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>-18, <адрес>, относящемся к служебному жилому фонду Министерства обороны РФ.
В связи с предстоящим увольнением с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе он, имея общую продолжительность военной службы более 10 лет, 12 апреля 2012 года обратился с рапортом по команде с просьбой о постановке его на жилищный учет по избранному месту жительства в <адрес>. Решением жилищной комиссии войсковой части 3509 от 13 апреля 2012 года в удовлетворении его рапорта было отказано со ссылкой на подп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
22 мая 2012 года он вновь обратился с рапортом о постановке на жилищный учет, к которому дополнительно приложил справки из регистрационных органов по учету жилых помещений об отсутствии у него жилья на праве собственности в <адрес>. Однако решением жилищной комиссии войсковой части 3509 от 25 мая 2012 года данное обращение также оставлено без удовлетворения по тому же основанию.
Считая свои права нарушенными, Грибов В.А. обратился в военный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части 3509 от 25 мая 2012 года, а также действия командира названной воинской части, связанные с утверждением решения, и обязать ответчиков поставить его на учет нуждающихся в получении жилья по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в <адрес>.
В судебном заседании Грибов В.А. подержал заявленные требования и настаивал на их удовлетворении. Пояснил, что оспариваемое решение нарушает его права на перемену места жительства при увольнении с военной службы и получение жилья по избранному месту жительства, предусмотренные ст. ст. 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Так, он не имеет жилья в собственности либо на условиях социального найма на всей территории Российской Федерации. В период прохождения военной службы ему на состав семьи из 3 человек была предоставлена служебная квартира по адресу: <адрес>-18, <адрес>, находящаяся в ведении Министерства обороны РФ. После расторжения брака его бывшая жена и сын в октябре 2011 года выехали из указанного жилья и снялись с регистрационного учета. В настоящее время он создал новую семью и временно проживает у своей жены Моревой И.С. в выданной ее бывшему мужу служебной квартире по адресу: <адрес>, однако каких-либо прав на данное жилье не имеет, в него не вселялся и не регистрировался по указанному адресу. Он же зарегистрирован в служебном жилье, ранее предоставленном ему, постоянно проживает и пользуется им, и обязуется сдать его при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Представитель командира и жилищной комиссии войсковой части 3509 - Федотов В.А. в судебном заседании требования заявителя не признал и просил в их удовлетворении отказать, поскольку Грибов В.А. проживает в закрытом военном городке Министерства обороны РФ, что является самостоятельным основанием для его участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и поэтому подлежит обеспечению жилым помещением жилищными органами Министерства обороны РФ.
Заслушав объяснения сторон, исследовав имеющиеся в деле и представленные доказательства, суд находит требования Грибова В.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Рапортами заявителя от 12 апреля и 22 мая 2012 года на имя командира председателя жилищной комиссии войсковой части 3509 подтверждается, что Грибов В.А. просил поставить его на жилищный учет по избранному месту жительства в <адрес> в связи с предстоящим увольнением с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Из содержания оспариваемого решения жилищной комиссии, отраженного в протоколе № от 25 мая 2012 года, усматривается, что заявителю отказано в постановке на жилищный учет по избранному месту жительства со ссылкой на подп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также на основании распоряжений Главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ № от 19 апреля 2012 года и № от 20 сентября 2010 года. По объяснениям представителя ответчиков данные указания касаются процедуры рассмотрения жилищных вопросов и полномочий жилищно-бытовых комиссий и на существо принятого решения не влияют.
Выпиской из послужного списка заявителя подтверждается, что его общая продолжительность военной службы составляет более 10 лет.
Согласно ордеру на служебное жилое помещение от 5 августа 2005 года Грибову В.А. на состав семьи из 3 человек - жене Грибовой Е.Д. и сыну Грибову А.В. войсковой частью 61469 предоставлена для проживания служебная квартира по адресу: <адрес>-<адрес>, <адрес> общей площадью 50,73 кв. м.
Копией свидетельства отдела ЗАГС по <адрес> и <адрес> подтверждается, что 17 марта 2010 года брак между заявителем и Грибовой Е.Д. расторгнут.
Как следует из поквартирной карточки в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>-18, <адрес>, бывшие члены семьи заявителя - Грибова Е.Д. и Грибов А.В. 7 октября 2011 года снялись с регистрационного учета по данному адресу.
Из паспорта заявителя и справки - справка филиала «Саратовский» ОАО «Славянка» видно, что он зарегистрирован с 16 августа 2005 года по настоящее время в квартире по адресу: <адрес>-18, <адрес>.
Согласно свидетельству отдела ЗАГС по <адрес> и <адрес> 14 августа 2010 года Грибов В.А. заключил брак с Моревой Н.А.
Из содержания рапорта заявителя от 12 апреля 2012 года усматривается, что он указал место своего жительства квартиру по адресу: <адрес>.
Выпиской из лицевого счета, копией лицевого счета квартиросъемщика по адресу: <адрес>, и копией ордера подтверждаются, что данное жилое помещение является служебным и предоставлено Мореву С.В. на семью из 3 человек - жене Моревой И.С. и сыну Мореву В.С.
Из справки администрации ЗАТО Шиханы следует, что квартира по адресу: <адрес> относится к специализированному жилому фонду и имеет статус служебного жилого помещения
Как следует из копии свидетельства отдела ЗАГС по <адрес> и <адрес> брака между Моревым С.В. и Моревой Н.А. от 6 декабря 2007 года расторгнут.
Согласно уведомлениям Вольского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> у заявителя отсутствует жилье на праве собственности на территории <адрес>.
Справкой Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» подтверждается отсутствие у него строений и жилья на территории <адрес> и <адрес> до 5 августа 1998 года.
Как следует из справки Вольского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» у заявителя также отсутствуют объекты недвижимости, расположенные на территории <адрес> и <адрес>.
Согласно уведомлениям Вольского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и справкам Вольского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» у его жены Моревой И.С. и ее детей жилья на праве собственности на территории <адрес> не имеется.
Из объяснений заявителя следует, что он и его члены семьи жилья на праве социального найма также не имеют, что не оспаривается представителем ответчика.
Таким образом, судом установлено, что заявитель, не имеющий жилья в собственности либо на условиях социального найма, постоянно проживает и зарегистрирован в ранее предоставленном ему служебном жилом помещении по адресу: <адрес>-18, <адрес>. Факт временного проживания в служебной квартире бывшего мужа его жены по адресу: <адрес> не свидетельствует о возникновении у него каких-либо прав на указанное жилье, поскольку он в качестве члена семьи нанимателя служебного жилого помещения не вселен.
Согласно п. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилье.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения.
Пунктом 1 ст. 15 этого же закона предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14. ст. 15 настоящего Федерального закона.
Военнослужащим-гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего-гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 14 ст. 15 этого же Закона предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Таким образом, Грибов В.А., обеспеченный только по месту жительства служебным жилым помещением, имеет право состоять на учете нуждающихся в получении жилья по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства.
Об этом же говорится в Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года №, согласно п. 7 которому избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для постановки на жилищный учет.
При таких обстоятельствах решение жилищной комиссии войсковой части 3509 от 16 января 2012 года, утвержденное командиром названной воинской части, законным и обоснованным не является и подлежит отмене.
Заявление представителя командира и жилищной комиссии войсковой части 3509 об отсутствии у Грибова В.А. оснований для постановки на учет по причине проживания в закрытом военном городке Министерства обороны РФ и возможности обеспечения жильем только по основанию отселения из него за счет средств Министерства обороны РФ и путем участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», суд находит несостоятельным, как ограничивающим права и социальные гарантии военнослужащих на жилье, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», в том числе право на выбор формы обеспечения жилым помещением - в натуральном виде либо посредством реализации государственного жилищного сертификата.
К тому же согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно квитанции Грибовым В.А. в связи с обращением в суд с заявлением была оплачена государственная пошлина в размере 200 руб., которая на основании ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, военный суд -
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 3509 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 3509 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 3509 ░░ 25 ░░░ 2012 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 3509 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 3509 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 200 (░░░░░░░) ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>░.░. ░░░░░░░░