Дело № 2-1191/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 октября 2015 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Загребанцева А.Б.
при секретаре Айрапетян Н.А.
с участием помощника прокурора Ужурского района Скорняковой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края в защиту прав и законных интересов Леснова А.Ф. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ужурская средняя общеобразовательная школа № 3» о взыскании заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ужурского района Красноярского края обратился в суд с указанным иском, мотивируя его следующим. Прокуратурой Ужурского района проведена проверка соблюдения МБОУ «Ужурская СОШ № 3» требований трудового законодательства, в ходе которой установлено, что в образовательном учреждении части работникам заработная плата начисляется в размере, не соответствующем нормам трудового законодательства.
Леснов А.Ф. работает в МБОУ «Ужурская СОШ № 3»<данные изъяты> на 1,15 ставки. Согласно ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ, который не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Статья 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 года № 408-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01 января 2015 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 5965 рублей. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 года № 421/26 для Красноярского края установлен районный коэффициент 1,2. Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 года № 311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 01 сентября 1992 года установлен единый районный коэффициент 1,3 (вместо действующего 1,2) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края. Постановлением Совета Министров СССР ВЦСПС от 24.09.1989 года № 794 установлена процентная надбавка к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
В соответствии с п. 2.1 ст. 4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 года № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственныхучреждений» работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) ниже размера заработной платы, установленного данным пунктом, предоставляется региональная выплата. Для целей расчета региональной выплаты в Ужурском районе размер заработной платы определен в сумме 6371 рубль.
Размер ежемесячной заработной платы Леснова А.Ф. за апрель и май 2015 года с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края, не может быть менее 9544 рублей (5965 рублей +1789,5 рублей +1789,5 рублей).
09 января 2013 года между МБОУ «Ужурская СОШ № 3» и МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Ужурского района» заключен договор № 32 на бухгалтерское обслуживание. Согласно справке МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Ужурского района» Леснову А.Ф. в апреле и мае 2015 года была начислена заработная плата в размере 7326 рублей 65 копеек за каждый месяц (с учетом районного коэффициента и процентной надбавки). Однако сумма ежемесячной заработной платы Леснова А.Ф. с учетом действующего трудового законодательствадолжна составлять 9544 рубля. Таким образом, Леснову А.Ф. не выплачена заработная плата за апрель 2015 года в размере 3648 рублей 95 копеек (9544*1,15 - 7326,65) и такая же сумма за май 2015 года, а всего 7297 рублей 90 копеек. Прокурор Ужурского района просит взыскать с МБОУ «Ужурская СОШ № 3» в пользу Леснова А.Ф. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за апрель и май 2015 года в размере 7297 рублей 90 копеек.
В судебном заседании помощник прокурора Ужурского района Скорнякова Ю.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Леснов А.Ф. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, настаивал на удовлетворении исковых требований в заявленном прокурором размере.
Представители ответчика МБОУ «Ужурская СОШ № 3» и третьего лица МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Ужурского района» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В письменных заявлениях представители указанных лиц просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Директор МБОУ «Ужурская СОШ № 3» Шабалина О.А. и представительМКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Ужурского района» Никитин А.В. в письменном отзыве указали, что с исковыми требованиями прокурора Ужурского района в интересах Леснова А.Ф.не согласны, поскольку считают, что не ниже минимального размера оплаты труда должен быть окончательный размер месячной заработной платы, выплачиваемой работнику, включающей, в том числе, стимулирующие и компенсационные выплаты, а не какая-либо из составных частей выплачиваемой заработной платы. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 года № 408-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» 01 января 2015 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 5965 рублей. Считают, что положения главы 50 Трудового кодекса к данным правоотношениям не подлежат применению, так как Ужурский район Красноярского края в число территорий, отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, не входит. Районный коэффициент к заработной плате установлен постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 года № 311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате», процентная надбавка к заработной плате установлена постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края». Данные выплаты устанавливались в целях повышения экономического потенциала соответствующих территорий, закрепления кадров на данных территориях. Указанные выплаты не являются выплатами лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. С учетом того, что заработная плата Леснова А.Ф. превышает минимальный размер оплаты труда, нарушения его трудовых прав не допущено. В случае начисления районного коэффициента и процентной надбавки на минимальный размер оплаты труда произойдет уравнивание заработной платы до 12 разряда тарифной сетки включительно, а потому при отсутствии стимулирующих и иных компенсационных выплат работник, тарифицируемый по 1 разряду, и работник значительно более высокой квалификации, тарифицируемый по 12 разряду, будут получать одинаковую заработную плату. Такие последствия будут противоречить положениям статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заработная плата должна зависеть от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Просят в удовлетворении исковых требований прокурора Ужурского района в интересах Леснова А.Ф. отказать.
С учетом надлежащего извещения истца, ответчика и третьего лица, наличия письменных заявлений о рассмотрении дела в их отсутствие, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, против чего прокурор возражений не заявил.
Заслушав прокурора, оценив доводы иска, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
В силу статей 133, 135, 146 ТК РФ месячная заработная плата работника без включения в нее районного коэффициента должна быть не ниже минимального размера оплаты труда, а работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, должна выплачиваться в повышенном размере. В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из вышеприведенных норм следует, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени, ему гарантирована выплата минимального размера оплаты труда независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. Соблюдение требований статей 146, 148 ТК РФ для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину минимального размера оплаты труда, а не включается в нее. Кроме того, в указанных статьях закреплено предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлен запрет повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта.
Минимальный размер оплаты труда означает тот минимум денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции закона от 01.12.2014 года № 408-ФЗ) с 01 января 2015 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 5965 рублей в месяц.
Согласно постановлению администрации Красноярского края от 21.08.1992 года № 311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» (в редакции постановления администрации края от 31.02.2001 года № 544-П) с 01 сентября 1992 года установлен единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края. Затраты на введение районного коэффициента 1,30 осуществляются за счет средств предприятий и организаций.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» установлена процентная надбавка к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Из материалов дела следует, что Леснов А.Ф. работает в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Ужурская средняя общеобразовательная школа № 3» <данные изъяты> на 1,15 ставке. 02 сентября 2013 года с Лесновым А.Ф.заключен трудовой договор № 11 на неопределенный срок.
Размер ежемесячной заработной платы Леснова А.Ф.за апрель и май 2015 года при полностью отработанном времени с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы не может быть менее 9544 рублей исходя из следующего расчета: 5965 рублей (минимальный размер оплаты труда) + 1789,5 рублей (районный коэффициент 1,3) + 1789,5 рублей (надбавка за непрерывный стаж работы 30%).
Согласно справке - расчету за апрель и май 2015 года Леснову А.Ф. начислена и выплачена заработная плата за 22 отработанных дня в апреле 2015 года в размере 7326 рублей 65 копеек и за 18 отработанных дней в мае 2015 года в размере 7326 рублей 65 копеек.
Таким образом, Леснову А.Ф. не начислена и не выплачена заработная плата за апрель и май 2015 года по 3648 рублей 95 копеек за каждый месяц исходя из следующего расчета:
- апрель 2015 года (9544 рубля (ежемесячная заработная плата) : 22 (количество рабочих дней в апреле 2015 года) х 22 (количество отработанных дней) х 1,15 (ставка) - 7326 рублей 65 копеек (начисленная и выплаченная заработная плата);
- май 2015 года 3648 рублей 95 копеек (9544 рубля (ежемесячная заработная плата) : 18 (количество рабочих дней в мае 2015 года) х 18 (количество отработанных дней) х 1,15 (ставка) - 7326 рублей 65 копеек (начисленная и выплаченная заработная плата).
Доводы МБОУ «Ужурская СОШ № 3» о неправомерности исковых требований основаны на неправильном толковании норм действующего трудового законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения. Не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о том, что в случае начисления районного коэффициента и процентной надбавки на минимальный размер оплаты труда произойдет уравнивание заработной платы до 12 разряда тарифной сетки включительно, поскольку заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства(ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ)и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в соответствии со статьями 148, 315, 316 и 317 ТК РФ. Таким образом, при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях. Также согласно правилам ст. 129 ТК РФ размер заработной платы должен дифференцироваться в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. При этом обязанность по установлению обоснованной дифференцированной системы оплаты труда лежит на работодателе. Отсутствие или нарушение такой дифференциации в системе оплаты труда, действующей у работодателя, не должно влечь негативных последствий для работника в виде уменьшения размера его заработной платы ниже установленного законом. Такая дифференциация не должна достигаться за счет незаконного уменьшения размера заработной платы работнику.
Учитывая, что начисление заработной платы Леснову А.Ф. производилось МБОУ «Ужурская СОШ № 3» неправомерно в части начисления районного коэффициента и северной надбавки, исходя из должностного оклада, в то время как по смыслу вышеуказанных норм Трудового кодекса Российской Федерации, районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в районах Красноярского края должны быть начислены на заработную плату, которая не может быть меньше минимального размера оплаты труда, исковые требования прокурора Ужурского района в интересах Леснова А.Ф. являются законными и подлежат удовлетворению, в пользу Леснова А.Ф. следует взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату за апрель и май 2015 года в общей сумме 7297 рублей 90 копеек.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика МБОУ «Ужурская СОШ № 3» в соответствующий бюджетподлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере 400 рублей (4% цены иска, но не менее 400 рублей).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ужурского района в интересах Леснова А.Ф. удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ужурская средняя общеобразовательная школа № 3» в пользу Леснова А.Ф. сумму неначисленной и невыплаченной заработной платы за апрель и май 2015 года в размере 7297 рублей 90 копеек.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ужурская средняя общеобразовательная школа № 3» государственную пошлину в размере 400 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ужурский районный суд.
Решение в окончательной форме составлено и подписано 09 октября 2015 года
Председательствующий А.Б. Загребанцев