РЕШЕНИЕ
( в окончательной формулировке)
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2015года г. Каспийск
Каспийский городской суд РД в составе:
председательствующего судьи Сунгурова Р.Г.
при секретаре Лабазановой С.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г. М. Г. к Каспийскому городскому военному комиссариату и Министерству обороны РФ о взыскании единовременной страховой выплаты вследствии заболевания полученного в период прохождения службы.
УСТАНОВИЛ:
Г. М.Г. обратился в Каспийский городской суд с иском к Каспийскому городскому военному комиссариату и Министерству обороны РФ о взыскании единовременной страховой выплаты в размере 1711012 рублей 50 копеек вследствие заболевания полученного в период прохождения службы.
Согласно искового заявления Г. М.Г. поясняет, что призывной комиссией при Махачкалинском военном комиссариате ДАССР он был признан годным к строевой службе и был призван на действительную срочную военную службу согласно Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» и ДД.ММ.ГГГГ направлен для прохождения военной службы в войсковую часть. Военную службу он проходил в войсковой части 10853.
ДД.ММ.ГГГГ военно-врачебной комиссией войсковой части 28311, находящийся в посёлке Хлебникове, <адрес> он был признан негодным для дальнейшего несения военной службы с исключением с воинского учёта на основании заболевания, полученного в период прохождения военной службы.
ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства о болезни № от ДД.ММ.ГГГГ он был досрочно уволен в запас и направлен в Махачкалинский городской военный комиссариат Дагестанской АССР.
В связи с ухудшением состояния здоровья 15 июля 1994г., 15 августа 1995 года, 01-13 августа 1996 года, 26 августа 1997 года, 01-29 сентября 1998 года ему установили вторую группу инвалидности с причиной инвалидности «заболевание получено в период прохождения военной службы, инвалид по зрению». В дальнейшем 29 сентября 1998 года ему установили вторую группу инвалидности с причиной инвалидности «заболевание получено в период прохождения военной службы, инвалид по зрению» - бессрочно. А с 11 декабря 2008 года в связи с резким ухудшением состояния здоровья ему установлена первая группа инвалидности, со второй степенью ограничения способности к трудовой деятельности и с причиной инвалидности «заболевание получено в период прохождения военной службы, инвалид по зрению» - бессрочно.
Согласно пункта 2 статьи 5 Федерального закона (далее Закон) от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» в случае установления застрахованному лицу заболевания, полученного в период прохождения военной службы выплачивается инвалиду первой группы по состоянию на 01 января 2015 года следующая единовременная денежная сумма: 1500000х1,05х1,055= 1661625 рублей, где
-1500000- размер денежной суммы по состоянию на 01 января 2013 года
- 1,05- коэффициент уровня инфляции за 2014 год( постановление Правительства РФ от 17 июня 2014 года №554),
-1,055- коэффициент уровня инфляции за 2015 год( постановление Правительства РФ от 30 декабря 2014 года№1609),
Одновременно согласно пункта 2 статьи 5 этого же закона в случае увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по призыву вследствие заболевания полученного в период прохождения военной службы ему выплачивается следующая единовременная денежная сумма по состоянию на 01 января 2015 года, которая составляет 50000 х 1,05х1,055- 55387 рублей 50 копеек где:
- 50000 рублей размер денежной суммы по состоянию на 01 января 2013 год,
-1,05-коэффициент уровня инфляции за 2014 год( постановление Правительства РФ от 17 июня 2014 года №554),
-1,055- коэффициент уровня инфляции за 2015 год( постановление Правительства РФ от 30 декабря 2014 года№1609),
Общая сумма денежной суммы подлежащая выплате ему по Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1711012 рублей 50 копеек.
Со дня признания его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе и со дня установления первичной группы инвалидности с причиной инвалидности( заболевание получено в период прохождения военной службы, инвалид по зрению) он не получал от государства никаких денежных сумм, кроме пенсии.
Представив все необходимые документы он обратился в военный комиссариат <адрес> о выплате вышеуказанных денежных сумм, но ему отказали в их выплате.
В ходе судебного заседания истец Г. М.Г. поддержав свои исковые требования просил их удовлетворить по основаниям изложенным им в исковом заявлении.
Представитель военного комиссариата РД Абдурахманова Р.М. исковые требования Г. М.Г. не признала и просила отказать в их удовлетворении, так как согласно ст.14 Федерального закона РФ от 28 февраля 1998 года№52 ФЗ « Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно- исполнительной системы» настоящий Федеральный законно вступает в силу с 1 января 1998 года, а согласно Российскому законодательству Федеральные законы не имеют обратной силы, если это прямо не предусмотрено законом. В связи с изложенным просит отказать в удовлетворении исковых требований Г. М.Г..
Представитель Министерства обороны РФ Коваленко Т.В. просившая рассмотреть исковые требования Г. М.Г. без их участия,. в своих возражениях иск не признала и просила их отклонить по следующим основаниям.
В настоящее время правоотношения, связанные со страховым возмещением лицам, подлежащим обязательному государственному страхованию, регулируются Федеральным законом № 52-ФЗ от 28 марта 1998 г. «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», вступившим в действие с 1 июля 1998 г.
При этом необходимо учитывать, что в силу положения п. 1 ст. 4 Гражданского Кодекса РФ, в Российской Федерации действует принцип «Lex retro поп agit» - Закон обратной силы не имеет, то есть действует на отношения, возникшие с момента издания Закона, если иного не определено самим Законом. Данный вывод согласуется с позицией судов (Определение Московского городского суда от 01 августа 2013 N 4г-7013/13, Решение Волховского городского суда Ленинградской области от 03 сентября 2012 г. по делу N 2-765/2012 и т.д.).
В период прохождения заявителем военной службы с 11 ноября 1966 года по 27 февраля 1968, законодатель не предусматривал обязанность обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих Советской Армии.
Ссылка истца, на положения Федерального закона 52-ФЗ от 28 марта 1998 г. «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...» не может быть принята во внимание, в связи со существенным заблуждением Г. относительно правовой природы этих отношений, так в силу ст. 1 вышеназванного закона, объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - обязательное государственное страхование), являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
Истец, как лицо, уволенное с военной службы в 1968 году и получившее инвалидность до принятия Федерального закона 52-ФЗ от 28 марта 1998 г. «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих» не является застрахованным лицом.
При этом страховые выплаты производятся только застрахованным лицам, то есть тем, кто проходил или оканчивал военную и иную, определенную законом, службы в период действия закона об обязательном государственном страховании и у кого наступил страховой случай.
То есть законодатель поставил зависимость в получении страховой выплаты от двух условий: наступление страхового случая в период действия закона и наличие статуса застрахованного лица, то есть у выгодоприобретателя должны были наступить или иметься юридически значимые факты и последствия в период действия Федерального закона. То есть он должен был проходить военную службу или же увольняться с военной службы после вступления в действие вышеназванного закона.
Таким образом истец основывая свои требования на положении абз. 2 п. 2 ст. 5 ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...» необоснованно применяет данную норму, так как страховая выплата производится в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы.
Обращаю внимание суда, что истец Г. М. Г. уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ, а инвалидность ему впервые установлена лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть по прошествии 26 лет.
Требования истца о выплате ему страховых сумм на основании абз. 4 п. 2 ст. 5 ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...» в размере 50 ООО рублей, так же несостоятельны и основаны на неверном толковании закона.Как следует из заявления, Г. первоначально обратился в Каспийский военный комиссариат с требованием о выплате причитающихся ему спорных страховых выплат. В выплате ему было отказано. В связи с этим обращаю внимание, что в силу ст. 11 ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...» все страховые выплаты застрахованным лицам производятся страховыми компаниями, а не военными комиссариатами или федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрено прохождение военной службы.
Суд выслушав участников процесса, исследовав материалы дела пришел к выводу, что в удовлетворении исковых требований Г. М.Г. следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы возмещаются по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровью, определен ст.1085 ГК РФ.
Однако, согласно ч.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского состояния не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их действие. При этом действие закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно Федерального закона №52-ФЗ от 28 марта 1998 года « ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРАХОВАНИИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГРАЖДАН, ПРИЗВАННЫХ НА ВОЕННЫЕ СБОРЫ, ЛИЦ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ, ОРГАНОВ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ» который вступил в силу с 1 июля 1998 года.
В данном Федеральном законе не предусмотрено его распространение на правоотношения возникшие в 1966 году между Г. М.Г. и Министерством обороны.
Кроме того, в период прохождения истцом Г. М.Г. военной службы законодатель не предусматривал обязательного государственного страхования жизни и здоровью военнослужащих.
Как видно из ст.1 Федерального закона от 26.01.1996 года № 15 –ФЗ «О введении в действие части второй ГК РФ» названная часть ГК РФ введена в действие 01.03.1996г..
Вместе с тем, в соответствии со ст.12 этого же Федерального закона, действия ст.ст. 1069, 1070 и 1085-1094 ГК РФ распространяются также на случаи, когда причинение вреда жизни и здоровью гражданина имело место до 01.03.1996г., но не ранее ДД.ММ.ГГГГ года, и причиненный вред остался не возмещенным.
При указанных обстоятельствах, с учетом причинения вреда здоровью Г. М.Г. в 1966 году, то есть задолго до вступления в законную силу Гражданского кодекса РФ, впервые определившего обязательства государства перед гражданином вследствие причинения ему вреда при исполнении обязанностей военной службы, его исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Г. М. Г. к Каспийскому городскому военному комиссариату и Министерству обороны РФ о взыскании единовременной страховой выплаты вследствие заболевания полученного в период прохождения службы
отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения, в окончательной формулировке путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
Решение в окончательной формулировке вынесено 30 апреля 2015 года.