УИД 63RS0025-01-2023-000611-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2023 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Демиховой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Шкариной Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1410/2023 по административному исковому заявлению Кузнецова АА к судебному приставу - исполнителю ОСП № 1 г. Сызрани
и Сызранского района ГУФССП России по Самарской области Жадаевой Е.Е.
о признании незаконными действий (бездействия), постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства,
У С Т А Н О В И Л:
Кузнецов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением
к судебному приставу - исполнителю ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района ГУФССП России по Самарской области Жадаевой Е.Е. о признании незаконными действий (бездействия), постановления судебного пристава-исполнителя.
В обоснование заявленных требований указал, что 13.02.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района ГУФССП России по Самарской области Жадаевой Е.Е. на основании исполнительного листа ФС 041013075, выданного Сызранским городским судом Самарской области, в отношении него возбуждено исполнительное производство
№ 34058/23/63025-ИП.
Однако, копия постановления о возбуждении исполнительного производства № 34058/23/63025-ИП в установленный законом срок ему направлена не была, о возбуждении данного исполнительного производства ему стало известно из официального сайта ФССП России чем нарушено его право на своевременное обжалование данного постановления.
По мнению административного истца, указанное выше исполнительное производство возбуждено судебным приставом-исполнителем незаконно, так как исполнительный документ, предъявленный на исполнение не соответствует требованиям статьи 13 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Кроме того, в рамках указанного исполнительного производства было обращено взыскание на денежные средства находящиеся в банках и списаны денежные средства, которые до настоящего времени не возвращены в полном объеме.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, и нарушение своих прав,
Кузнецов А.А. просил суд восстановить срок на подучу административного искового заявления; признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района ГУФССП России по Самарской области Жадаевой Е.Е., выразившееся в несвоевременном направлении в адрес должника копии постановления о возбуждении исполнительного производства от 13.02.2023 заказной почтой с уведомлением
о вручении; признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района ГУФССП России по Самарской области Жадаевой Е.Е. о возбуждении исполнительного производства от 13.02.2023; обязать судебного пристава-исполнителя направить в его адрес надлежащим образом заверенную копию постановления о возбуждении исполнительного производства заказными письмом с уведомлением о вручении
и предоставить срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, а также отменить все незаконные меры принудительного исполнения в виде обращения взыскания на доход, на счетах в банках, иное имущество, и иные меры, примененные судебным приставом-исполнителем ОСП № 1 г. Сызрани
и Сызранского района ГУ ФССП России по Самарской области Жадаевой Е.Е. в рамках исполнительного производства № 34058/23/63025-ИП от 13.02.2023.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.
Административный истец Кузнецов А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащем образом, в административном исковом заявлении просил рассмотреть административное дело без его участия.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель ОСП № 1
г. Сызрани и Сызранского района ГУФССП России по Самарской области Жадаева Е.Е. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель ГУФССП России по Самарской области, представитель ПАО Сбербанк в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили, об отложении дела суд не просили.
Учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, принимая во внимание, что участники процесса в силу личного волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Задачами исполнительного производства, согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Закон об исполнительном производстве) являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В силу части 1 статьи 142 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определение суда об обеспечении иска приводится
в исполнение немедленно.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в том числе, исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов.
Действующим законодательством определены обязательные требования
к исполнительным документам, в том числе требования, предъявляемые
к исполнительным листам, выданным судами общей юрисдикции, установленные статьей 13 Закона об исполнительном производстве.
Согласно части 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю (часть 5 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Согласно части 10 статьи 30 Закона об исполнительном производстве если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленном передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия - другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов-исполнителей.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства указан в статье 31 названного Федерального закона.
Требования, предъявляемые к исполнительным документам, содержатся
в статье 13 Закона об исполнительном производстве, перечень их является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В силу пункта 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, о применении мер предварительной защиты по административному иску, должны быть исполнены в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невозможно по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя, - не позднее следующего дня. В таком же порядке исполняется постановление судебного пристава-исполнителя об обеспечительных мерах, в том числе поступившее в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, если самим постановлением не установлен иной порядок его исполнения.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества.
Как следует из материалов дела, в рамках гражданского дела по иску ПАО Сбербанк к Кузнецову А.А. о взыскании задолженности по кредитному договору № 054/9054/20399 от 20.11.2019, определением Сызранского городского суда Самарской области от 01.02.2023 приняты меры по обеспечению иска в виде наложения ареста на имущество принадлежащее ООО «Строй-С» и Кузнецову А.А. в пределах исковых требований в размере 1 018 200 руб. 07.02.2023 выдан исполнительный лист ФС № 041013075, подлежащий немедленному исполнению.
Судебный акт, на основании которого выдан исполнительный лист
в установленном законом порядке не обжаловался и вступил в законную силу.
13.02.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП № 1 г. Сызрани
и Сызранского района ГУФССП России по Самарской области Жадаевой Е.Е. на основании исполнительного листа ФС № 041013075 от 07.02.2023, выданного Сызранским городским судом Самарской области по делу 2-1085/2023 на основании определения от 01.02.2023 об обеспечении иска возбуждено исполнительное производство № 34058/23/63025-ИП. Предмет исполнения: наложить арест на имущество ООО «Строй-С» и Кузнецова А.А. в пределах исковых требований в размере 1 018 200 руб. в отношении должника Кузнецова А.А. в пользу взыскателя ПАО Сбербанк.
Из представленной копии исполнительного листа следует, что исполнительный лист ФС № 041013075 содержит все необходимые сведения, предъявляемые к исполнительным документам, в том числе сведения
о взыскателе, должнике, предмете исполнения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что исполнительный документ отвечал требованиям, установленным в статье 13 Закона об исполнительном производстве, основания для отказа в возбуждении исполнительного производства, поименованные в статье 31 названного Федерального закона отсутствовали, а потому судебный пристав-исполнитель обоснованно вынес оспариваемое постановление о возбуждении исполнительного производства.
Нарушений порядка вынесения оспариваемого постановления судебным приставом-исполнителем не допущено.
Кроме того, каких-либо неблагоприятных последствий для административного истца постановление судебного пристава-исполнителя
о возбуждении исполнительного производства не повлекло. Доказательств нарушения каких-либо прав и свобод, за защитой которых он обратился в суд, административным истцом не представлено.
Согласно части 17 статьи 30 Закона об исполнительном производстве копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно части 3 статьи 24 Закона об исполнительном производстве извещения, адресованные гражданину, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе, по его месту жительства, месту нахождения или месту работы либо в его личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, а извещения, направляемые посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, - на абонентские номера, предоставленные Федеральной службе судебных приставов операторами связи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016
№ 606 утверждены Правила направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее
в исполнительном производстве, считается извещенным. Пунктом 1 Правил определено, что извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, предусмотренное пунктом 4 части 2 статьи 29 Закона об исполнительном производстве, может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных
и муниципальных услуг (функций)».
Условием направления извещения посредством единого портала является завершение лицом, участвующим в исполнительном производстве, прохождения процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Оператор единого портала обязан однократно уведомить лицо, указанное
в абзаце втором настоящего пункта, в момент его входа на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации о порядке направления извещений, предусмотренном настоящими Правилами, в том числе об определении момента, в который лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается надлежащим образом уведомленным посредством единого портала, а также о способах реализации права, предусмотренного пунктом 4 настоящих Правил.
Федеральная служба судебных приставов обеспечивает размещение
в едином личном кабинете лица, участвующего в исполнительном производстве, на едином портале (далее - личный кабинет) извещения, содержание которого соответствует требованиям статьи 25 Закона об исполнительном производстве,
а также при наличии постановления судебного пристава-исполнителя обеспечивает размещение вместе с извещением копии такого постановления (пункт 2).
Извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее
в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству (пункт 3).
Следовательно, должник должен быть информирован о ходе исполнительного производства путем направления постановления либо путем информирования в электронном виде.
Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству.
В случае если в течение 15 дней со дня размещения извещения в личном кабинете лицо, участвующее в исполнительном производстве, не осуществляло вход на единый портал с использованием единой системы идентификации
и аутентификации, а также в случае отказа лица, участвующего в исполнительном производстве, от получения извещений посредством единого портала в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, извещение считается недоставленным и судебный пристав-исполнитель выбирает иной предусмотренный законодательством Российской Федерации способ направления извещения лицу, участвующему в исполнительном производстве.
По смыслу статьи 14 Закона об исполнительном производстве, в том числе пункта 2.1 названной статьи, при направлении постановления по системе электронного документооборота, как и иным способом, условием для признания исполненной обязанности судебного пристава-исполнителя по направлению постановления участвующим в исполнительном производстве лицам, является обеспечение фиксирования фактов получения, неполучения либо отказа в получении указанного постановления.
Как следует из материалов дела, копия постановления о возбуждении исполнительного производства в форме электронного документа направлена должнику Кузнецову А.А. через информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» путем размещения в его личном кабинете 13.02.2023. Кузнецов А.А. входил на Портал государственных услуг и ознакомился с постановлением о возбуждении исполнительного производства в 12 часов 18 мин., что в свою очередь подтверждал статус программного обеспечения «сообщение прочитано».
Также из ответа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры России) от 24.03.2023 № П13-1-08-109-2060, предоставленного на запрос суда следует, что учетная запись пользователя Кузнецова А.А. зарегистрирована в Единой системе идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА) 07.10.2015, статус учетной записи «Подтвержденная».
При этом пользователь подписан на получение электронных уведомлений от ФССП России посредством ЕПГУ с 23.12.2020.
История авторизаций пользователя посредством ЕСИА, обнаруженные входы пользователя в мобильное приложение «Госуслуги» в период с 13.02.2023 по 10.03.2023, а также сведения о поступивших в личный кабинет пользователя Кузнецова А.А. на ЕПГУ электронных уведомлений о возбуждении исполнительного производства № 34058/23/63025-ИП приведены в приложении.
Таким образом, в материалах дела содержатся относимые и допустимые доказательства о прочтении 13.02.2023 в 12 часов 18 мин. Кузнецовым А.А. на Портале «Госуслуги» именно текста постановления о возбуждении исполнительного производства № 34058/23/63025-ИП от 13.02.2023.
Пунктом 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом Федеральной службы судебных приставов от 10 декабря 2012 года № 682, предусмотрено, что постановление
о возбуждении исполнительного производства направляется должнику регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 606 утверждены Правила направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее
в исполнительном производстве, считается извещенным.
Следовательно, должник должен быть информирован о возбуждении исполнительного производства путем направления постановления либо путем информирования в электронном виде.
Таким образом, учитывая, что Кузнецов А.А. о возбуждении исполнительного производства был информирован в электронном виде, принимая во внимание, что в течение 15 дней со дня размещения извещения в личном кабинете Кузнецов А.А. осуществлял вход на единый портал
с использованием единой системы идентификации и аутентификации, судебный пристав-исполнитель не обязан был выбирать иной предусмотренный законодательством Российской Федерации способ направления извещения лицу, участвующему в исполнительном производстве.
Установив, что постановление о возбуждении исполнительного производства направлено в адрес Кузнецова А.А. в установленном законом порядке и сроки, суд приходит к выводу о том, что незаконное бездействие со стороны судебного пристава выразившееся в не направлении постановления
о возбуждении исполнительного производства не допущено.
Указание административного истца на то, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания без заявления взыскателя возбуждать
исполнительное производство, являются несостоятельными, поскольку
в соответствии с требованиями части 5 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.
Нарушений порядка вынесения оспариваемого постановления судебным приставом-исполнителем не допущено.
По смыслу пункта 1 части 1 статьи 140 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разрешая вопрос об обеспечении иска, судья накладывает арест на принадлежащее ответчику имущество без указания конкретного состава имущества. Исполнительные действия по наложению ареста, в том числе и определение вида имущества, подлежащего аресту, осуществляются судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства в соответствии с требованиями Закона исполнительном производстве.
В силу пункта 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации деньги относятся к имуществу, в связи с чем в рамках принятых мер по обеспечению иска наложение ареста на денежные средства, несмотря на наличие у лица, в отношении которого приняты обеспечительные меры, недвижимого имущества, действующему законодательству не противоречат.
В силу частей 3 и 6 статьи 81 Закона об исполнительном производстве арест может быть наложен на денежные средства, как находящиеся в банке или иной кредитной организации на имеющихся банковских счетах (расчетных, депозитных) и во вкладах должника, так и на средства, которые будут поступать на счета и во вклады должника в будущем. В этом случае исполнение постановления судебного пристава-исполнителя об аресте денежных средств осуществляется по мере их поступления на счета и вклады, в том числе открытые после получения банком данного постановления.
Наложение ареста на денежные средства на банковском счете должника означает запрет их списания в пределах суммы, указанной в исполнительном документе, как по требованиям самой кредитной организации, которая теряет право на заявление о зачете, так и иных лиц (абзац 2 пункта 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).
С учетом изложенного приведенные доводы Кузнецова А.А.
о нарушении его прав в рамках незаконно возбужденного исполнительного производства списанием с его счетов и счетов членов семьи денежных средств, не могут быть признаны состоятельными.
Сведений о том, что судебным приставом-исполнителем выносилось постановление об обращении взыскания на денежные средства, в материалах дела отсутствуют.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам – на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых постановлений, действий (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению ( ч.2 ст. 227 КАС РФ).
Принимая во внимание, что предусмотренная законом совокупность вышеназванных условий отсутствует, суд приходит к выводу об отказе
в удовлетворении заявленных Кузнецовым А.А., требований о признании незаконными действий (бездействия), постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Руководствуясь статьями 175, 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Кузнецова АА
к судебному приставу - исполнителю ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района ГУФССП России по Самарской области Жадаевой Е.Е. о признании незаконными действий (бездействия), постановления судебного пристава-исполнителя
о возбуждении исполнительного производства, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Сызранский городской суд Самарской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.В. Демихова
В окончательной форме решение принято <дата>.