Решение по делу № 2-421/2012 ~ М-383/2012 от 01.10.2012

Дело № 2-421/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Попова В.В.,

при секретаре Першиной Л.И.,

с участием прокурора Агапова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 22 октября 2012 года дело по иску прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию сельского поселения «Тимшер» и администрации сельского поселения «Тимшер» о возложении обязанности по совершению определенных действий,

установил:

Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МО СП «Тимшер» о возложении обязанности по организации проведения диспансеризации муниципальных служащих.

В обоснование требований прокурор указал, что проведенной проверкой соблюдения законодательства в сфере реализации ПНП «Здоровье» в части исполнения работодателем обязанности организовать прохождение диспансеризации муниципальных служащих, установлено, что муниципальным образованием за период с 2011 по 2012 годы не было обеспечено проведение диспансеризации муниципальных служащих, что нарушает права неопределенного круга лиц, так как своевременная диагностика и выявление заболеваний способствует наиболее эффективному лечению и профилактике развития более сложных форм заболеваний. Несвоевременное выявление заболеваний у муниципальных служащих не позволит выявить наличие оснований для увольнения муниципального служащего, что, в свою очередь, может негативно сказаться на эффективности и качестве работы муниципальных служащих. Продолжение работы муниципальным служащим, имеющим заболевание, препятствует дальнейшему продолжению службы, создает угрозу возможного причинения вреда законным интересам граждан. Просит обязать ответчика обеспечить прохождение диспансеризации муниципальными служащими указанного органа местного самоуправления.

Определением суда от 05.10.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация сельского поселения «Тимшер».

Участвующий в деле прокурор исковые требования и доводы в их обоснование поддержал. Пояснил, что неисполнение ответчиками обязанности по обеспечению диспансеризации муниципальных служащих нарушает право граждан на охрану здоровья, и на гарантированное трудовым законодательством право на охрану труда.

Глава сельского поселения «Тимшер» - руководитель администрации ФИО1, представляющая муниципальное образование сельского поселения и администрацию сельского поселения, иск признала полностью.

Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.

Судом установлено, что проведенной прокуратурой Усть-Куломского района проверкой соблюдения муниципальным образованием сельского поселения «Тимшер» законодательства о муниципальной службе, установлено, что в 2011-2012 г.г. муниципальные служащие МО СП «Тимшер» диспансеризацию не проходили.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложены на работодателя. Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), других обязательных медицинских осмотров (обследований); обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения таких обследований, а также в случае медицинских противопоказаний; обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда.

В силу пункта 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок, сроки и условия прохождения диспансеризации муниципальными служащими определен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения» (далее Порядок).

Под диспансеризацией, применительно к настоящему Порядку, понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья муниципального служащего (пункт 2 Порядка).

В соответствии с пунктами 4 и 5 указанного Порядка диспансеризация муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами, в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком, утвержденным представителем нанимателя.

Для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список муниципальных служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение. Медицинское учреждение на основании полученного от представителя нанимателя (работодателя) поименного списка муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, утверждает совместно с представителем нанимателя (работодателем) календарный план проведения диспансеризации (пункты 7 и 8 Порядка).

На основании пункта 17 Порядка медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации муниципального служащего выдаёт ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующему поступлению на муниципальную службу или её прохождению. Заключение приобщается к личному делу муниципального служащего.

В нарушение вышеуказанных норм муниципальное образование договор с МУ «Усть-Куломская ЦРБ» о проведении в 2011 и 2012 годах диспансеризации муниципальных служащих, не заключал, график прохождения диспансеризации муниципальных служащих не утвержден, а сведения о том, что поименные списки муниципальных служащих направлены в медицинское учреждение, суду не представлены.

По информации главного врача МУ «Усть-Куломская ЦРБ» диспансеризация муниципальными служащими администрации СП «Тимшер» по настоящее время не проводилась.

Аналогичная по содержанию информация о том, что муниципальные служащие за период 2011 года и истекший период 2012 года диспансеризацию не проходили, предоставлена главой сельского поселения. Также глава сельского поселения в судебном заседании сообщила о том, что в администрации поселения на условиях трудового договора трудоустроены двое муниципальных служащих. В подтверждение этому в судебное заседание представлены копии трудовых договоров с муниципальными служащими.

Таким образом, неисполнение работодателем обязанности обеспечения диспансеризации муниципальных служащих нарушает право граждан на охрану здоровья, а также на гарантированное трудовым законодательством право на охрану труда. Исследованные в судебном заседании доказательства позволяют суду сделать вывод об удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку предусмотренные законом меры по ежегодной диспансеризации муниципальных служащих не были осуществлены.

Обязанность по обеспечению прохождения муниципальными служащими диспансеризации следует возложить на обоих ответчиков, по следующим основаниям.

На основании статьи 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальной службой является профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть как глава муниципального образования, так и руководитель органа местного самоуправления.

Согласно статье 24 Устава МО СП «Тимшер» в структуру органов местного самоуправления поселения входит администрация сельского поселения как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления. Согласно статье 39 Устава администрация сельского поселения является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрация поселения является самостоятельным юридическим лицом. Руководит администрацией поселения глава поселения, который и является руководителем администрации.

Глава поселения, осуществляя полномочия руководителя администрации поселения, в силу статьи 37 Устава, руководит деятельностью администрации поселения, осуществляет прием на работу и увольнение работников администрации поселения. В соответствии с правилами Положения об администрации поселения трудовые отношения в администрации регулируются трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка и трудовыми договорами. Администрация обязана обеспечить работникам надлежащие условия труда, необходимые для эффективной деятельности.

По мнению суда, прокурором правильно избран способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27 и пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении N 4-П от 14.02.2002 прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.

По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.

Таким образом, обращаясь в суд с заявлением к администрации сельского поселения о понуждении к совершению определенных действий и обязании устранить нарушения законодательства, прокурор действует в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ срок для исполнения решения суда следует установить в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который является разумным и обоснованным.

На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков, поэтому ответчики подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию сельского поселения «Тимшер» и администрации сельского поселения «Тимшер» о возложении обязанности по совершению определенных действий, удовлетворить.

Обязать муниципальное образование сельского поселения «Тимшер» и администрацию сельского поселения «Тимшер» в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести согласно нормам действующего законодательства мероприятия необходимые для прохождения муниципальными служащими диспансеризации в установленном порядке.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд.

    

Председательствующий

Мотивированное решение принято 24 октября 2012 года в с. Усть-Кулом в Усть-Куломском районном суде.

Именем Российской Федерации

2-421/2012 ~ М-383/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Усть-Куломского района
Ответчики
администрация сельского поселения "Тимшер"
Суд
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
Судья
Попов В.В.
Дело на странице суда
ukolomsud--komi.sudrf.ru
01.10.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.10.2012Передача материалов судье
05.10.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.10.2012Судебное заседание
02.11.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее