Решение по делу № 12-155/2015 от 11.09.2015

Дело №12-155/15

РЕШЕНИЕ

Республика Коми, город Сыктывкар 06 октября 2015 года

Судья Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Баталов Р.Г.,

при секретаре Швецовой Н.С.,

с участием прокурора Бажуковой А.С.,

защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Брызгуновой О.Ф., действующей на основании доверенности от **.**.**.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара и жалобу Калинина А.Ю. на постановление мирового судьи Веждинского судебного участка Эжвинского района г. Сыктывкара от **.**.**.,

установил:

Постановлением мирового судьи Веждинского судебного участка Эжвинского района г. Сыктывкара от **.**.**г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 3(1) Закона Республики Коми "Об административной ответственности в Республике Коми" в отношении руководителя администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" Калинина А.Ю. в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, прокурор обратился в суд с протестом, в котором просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, поскольку в действиях должностного лица усматриваются признаки вменяемого правонарушения.

В поступившей жалобе Калинин А.Ю. просит изменить постановление мирового судьи, исключив из него вывод о его виновности в совершении административного правонарушения, указывая на то, что в деле не имеется доказательств его виновности во вменяемом правонарушении, а также, что он не является субъектом данного административного правонарушения. Кроме того, считает, что обжалуемое постановление было вынесено за пределами срока давности привлечения его к административной ответственности.

Заслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, прокурора, изучив доводы протеста и жалобы, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО5, являющаяся собственником нежилого дома и земельного участка, расположенного по адресу ..., **.**.** обратилась в администрацию Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" по адресу ... с заявлением о признании указанного дома жилым и возложении обязанности зарегистрировать её в нём по месту жительства.

**.**.** ФИО5 дан ответ с разъяснением законодательства в области перевода нежилых помещений в жилые и в области признания нежилых помещений жилыми.

**.**.** ФИО5, повторно обратилась с заявлением в администрацию МО ГО "Сыктывкар", на что получила аналогичный ответ от **.**.**.

Калинин А.Ю. назначен на должность руководителя администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" приказом главы администрации МО ГО "Сыктывкар" от **.**.** №...

Согласно п. 1.2 должностной инструкции руководителя администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар", утверждённой **.**.**, руководитель возглавляет администрацию Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" на принципах единоначалия и персональной ответственности за выполнение возложенных на администрацию задач и функций.

Оценив собранные доказательства по делу, мировой судья усмотрел в действиях руководителя администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" Калинина А.Ю. нарушение порядка предоставления муниципальной услуги по переводу жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение, имевшего место **.**.** по адресу ... поскольку ФИО5 данная услуга не была оказана, однако производство по делу прекратил за отсутствием в его действиях события вменяемого административного правонарушения.

Часть 1 статьи 3(1) Закона Республики Коми от 30.12.2003г. №95-РЗ "Об административной ответственности в Республике Коми" устанавливает административную ответственность за нарушение должностным лицом органа местного самоуправления в Республике Коми порядка предоставления муниципальной услуги, предоставляемой органом местного самоуправления в Республике Коми, осуществляющим исполнительно-распорядительные полномочия, повлекшее непредоставление муниципальной услуги заявителю.

При этом в примечании к данной статье указано, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в настоящей статье за нарушение порядка предоставления государственной, муниципальной услуги, не применяется в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной, муниципальной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Прекращая производство по делу в отношении руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» Калинина А.Ю. за отсутствием события административного правонарушения, мировой судья исходит из того, что муниципальная услуга по переводу жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое урегулирована как нормативно-правовыми актами Российской Федерации, так и нормами муниципальных нормативно-правовых актов. Ссылаясь на примечание к статье 3(1) Закона Республики Коми №95-РЗ "Об административной ответственности в Республике Коми" мировой судья пришел к выводу об отсутствии возможности, привлечения руководителя администрации органа местного самоуправления к административной ответственности, поскольку регулирование отношений по оказанию вышеуказанной муниципальной услуги осуществляется нормами федерального законодательства.

Между тем, такой вывод основан на неправильном толковании норм материального права, исходя из следующего.

В соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 14, части 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Таким образом, Жилищный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 марта 2005 года, возложил эти полномочия на органы местного самоуправления (Определение Конституционного Суда от 16.03.2006 N 86-О).

Органы местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 7 ст. 5 ЖК РФ), такие правовые акты не могут противоречить Жилищному кодексу РФ (п. 8 ст. 5 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Полномочие органов местного самоуправления устанавливать порядок разработки и утверждения административных регламентов закреплено в ч. 15 ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

В силу п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями данного Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

В силу положений статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований (пункт 2); административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4).

В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Во исполнение Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", распоряжением руководителя администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" от 26.06.2012 № 319, утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по переводу жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение на территории Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар".

Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений федерального законодательства, следует, что Административный регламент предоставления муниципальной услуги "По переводу жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение на территории Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" принят администрацией Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" как органом местного самоуправления, в соответствии с установленными полномочиями по решению вопросов местного значения в области жилищного законодательства.

Соответственно, утверждение мирового судьи о регулировании отношений по предоставлению муниципальной услуги по переводу жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение нормативными правовыми актами Российской Федерации, не основано на законе, поскольку такая услуга предусмотрена Административным регламентом предоставления муниципальной услуги, утвержденным на уровне муниципального образования.

При таких обстоятельствах, вывод мирового судьи об отсутствии у должностного лица органа местного самоуправления Калинина А.Ю. события административного правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст. 3(1) Закона Республики Коми от 30.12.2003г. №95-РЗ "Об административной ответственности в Республике Коми" только по мотиву нормативного толкования примечания к данной статье, сделан необоснованно.

Согласно ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

При этом КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать выводы о виновности лица, производство по делу в отношении которого, прекращено.

Суждение, высказанное мировым судьей в постановлении о наличии в действиях должностного лица Калинина А.Ю. нарушения порядка предоставления муниципальной услуги, а фактически состава административного правонарушения, но в тоже время не усмотревшего события последнего, содержит в себе внутреннее противоречие, а это недопустимо.

Вместе с тем, исправление указанной ошибки в настоящее время невозможно в силу следующего.

В соответствии со ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемое судьей не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Пунктом 1.3.2 Административного регламента, утвержденного распоряжением руководителя администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" от 26.06.2012 № 319 предусмотрено, что информацию о правилах предоставления муниципальной услуги, а также о ходе ее предоставления можно получить по письменным обращениям заявителей.

Как следует из материалов дела, ФИО5 **.**.** обратилась в администрацию Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о признании дачного дома жилым и получила разъяснение о порядке обращения по вопросу перевода нежилого помещении в жилое помещение, что согласуется с п.1.3.2 Административного регламента.

**.**.**г. ФИО5 обратилась в администрацию Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о переводе нежилого строения – садового дома в жилое строение.

Согласно п. 2.4 Административного регламента, срок предоставления муниципальной услуги не должен превышать одного месяца и начинает исчисляться с даты получения от физических лиц заявления о выдаче разрешения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение.

Сопроводительным письмом от **.**.**. №... администрация Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" повторно направила в адрес ФИО5 разъяснение по переводу нежилого строения – садового дома в жилое строение, т.е. фактически заявителю было отказано в предоставлении муниципальной услуги по переводу жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение.

Соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение начал течь с **.**.** (дата отказа в предоставлении муниципальной услуги) и истек **.**.**.

Вместе с тем, обжалуемое постановление вынесено за пределами данного срока.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с требованиями п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности, вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения обсуждаться не может.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается изменение постановления по делу об административном правонарушении, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено указанное постановление.

В п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (ч. 3 ст. 30.6, ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ) (абзац 2).

Установив при рассмотрении жалобы такого лица обоснованность выводов юрисдикционного органа, а также правильность исчисления срока давности привлечения к административной ответственности в зависимости от категории дела, судья отказывает в ее удовлетворении и оставляет постановление без изменения. При этом необходимо учитывать, что в названном постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении. При наличии таких выводов в обжалуемом постановлении судья, с учетом положений статьи 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности, обязан вынести решение об изменении постановления, исключив из него указание на вину этого лица (пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ) (абзац 3).

Между тем в постановлении мирового судьи содержатся выводы о том, что Калининым А.Ю. был нарушен порядок предоставления муниципальной услуги по переводу жилого помещения в нежилое или нежилого помещения, то есть фактически решен вопрос о виновности лица, в отношении которого производство по делу прекращено.

При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи подлежит изменению путем исключения из мотивировочной части выводов о формально содержащихся признаках состава административного правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст. 3(1) Закона Республики Коми от 30.12.2003г. №95-РЗ "Об административной ответственности в Республике Коми" в действиях руководителя администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" Калинина А.Ю..

Изменить основание прекращения настоящего дела (с отсутствия события правонарушения на истечение срока давности привлечения к административной ответственности) означало бы ухудшить иным образом положение лица, в отношении которого вынесено постановление, что недопустимо в силу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с чем, протест прокурора не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Жалобу Калинина А.Ю. удовлетворить.

Постановление мирового судьи Веждинского судебного участка Эжвинского района г. Сыктывкара от **.**.** года изменить, исключив из мотивировочной части постановления выводы о формально содержащихся признаках состава административного правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст. 3(1) Закона Республики Коми от 30.12.2003г. №95-РЗ "Об административной ответственности в Республике Коми" в действиях руководителя администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" Калинина А.Ю..

В остальной части постановление мирового судьи Веждинского судебного участка Эжвинского района г. Сыктывкара от **.**.** года оставить без изменения, протест прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара – без удовлетворения.

Решение в порядке ст.30.9 КоАП РФ обжалованию не подлежит, на основании п.3 ст.31.1 КоАП РФ вступает в силу немедленно.

Судья –

Р.Г. Баталов

12-155/2015

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Истцы
прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара
Ответчики
Калинин Александр Юрьевич
Суд
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми
Судья
Баталов Роман Геннадьевич
Статьи

Другой кодекс: ст. 3 ч.1 п. а

Дело на странице суда
ejvasud--komi.sudrf.ru
11.09.2015Материалы переданы в производство судье
30.09.2015Судебное заседание
06.10.2015Судебное заседание
06.10.2015Вступило в законную силу
15.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2015Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее