Дело № 5-633/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Катайск Курганской области 27 декабря 2021 г.
Судья Катайского районного суда Курганской области, расположенного по адресу: ул. Советская, 31, г. Катайск Курганской области, Поташкин Евгений Сергеевич, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Сеть Связной», ИНН 7714617793, ОГРН 1057748288850, юридический адрес: 2-й Хорошёвский проезд, д. 9, корп. 2, этаж 5, комн. 4, г. Москва, 123007, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшегося,
УСТАНОВИЛ:
2 ноября 2021 г. в 14:11 в салоне сотовой связи «Связной» (специализированный магазин) по адресу: ул. Ленина, 245, г. Катайск, Курганская область, 641700, юридическим лицом ООО «Сеть Связной» при осуществлении деятельности допущены нарушения: - в торговом зале салона отсутствует прибор для обеззараживания воздуха; - подоконник в торговом зале покрыт слоем пыли, на нем лежат мертвые насекомые (мухи), что свидетельствует о непроведении в полном объеме качественной дезинфекции поверхностей, что является нарушениями действующих санитарных правил: п. 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15, п.п. 5, 90, 91 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 4.
В судебное заседание законный представитель юридического лица – президент ООО «Сеть Связной» Онищенко М.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Защитник ООО «Сеть Связной» Авертин А.В. в судебном заседании обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, и вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признал. Пояснил, что прибор для обеззараживания воздуха в торговом зале салона установлен юридическим лицом в течение двух суток после проведения выездного обследования. Средство для дезинфекции рук посетителей в момент проведения выездного обследования находилось в торговом зале салона на столе. Полагает, что подоконник находится за установленной в салоне витриной, исключен контакт сотрудников и посетителей с поверхностью подоконника, поэтому он не является контактной поверхностью и к нему не относятся требования санитарных правил. Поддержал доводы направленного в суд письменного возражения по делу представителя общества.
Согласно поступившему в суд письменному возражению по делу представитель ООО «Сеть Связной» Бердюгина Т.В., действующая на основании доверенности, просила суд прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения. В случае назначения наказания просила переквалифицировать бездействие юридического лица на ст. 20.6.1 КоАП РФ и исходить из принципов пресечения административных правонарушений, малозначительности совершенного нарушения, которое не вызвало общественно опасных последствий, ограничившись санкцией в виде предупреждения. Считает, что установление прибора для обеззараживания воздуха не является обязательным на территории Курганской области, прибор может быть установлен организацией, осуществляющей деятельность в сфере торговли, исключительно в силу такой возможности. Вместе с тем, в настоящее время прибор для обеззараживания воздуха установлен в торговых салонах компании в г. Катайске. Указывает, что нарушение об отсутствии средства для дезинфекции рук посетителей зафиксировано ошибочно и не соответствует действительности. Средство для обработки рук с антибактериальным эффектом, содержащее изопропиловый спирт в объеме 70%, объемом 250 мл, находилось в торговом зале в момент проведения обследования, что подтверждается фото- и видеоматериалами с камер наблюдения. В части наличия загрязнений на подоконнике в торговом зале указывает, что подоконник находится позади установленной в торговом зале витрины, в связи с чем исключен контакт поверхности подоконника с сотрудниками либо посетителями торгового зала. Полагает, что наличие загрязнений на подоконнике торгового зала, находящемся позади витрины при отсутствии доступа, не является нарушением положений п. 4.4 Санитарных правил. Указывает, что общественно-опасных последствий не наступило. Также указывает, что штрафные санкции, применяемые судом, могут существенно сказаться на финансовых показателях компании, банкротство общества может привести к резкому всплеску безработицы в регионе.
Должностное лицо административного органа, главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Катайском, Далматовском районах ФИО1 обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, уточнила, пояснила, что в протокол ошибочно внесены данные об отсутствии в магазине средства для дезинфекции рук посетителей. При просмотре видеозаписи видно, что средство находится на столе. При проведении выездного обследования они его не заметили, так как на столе находились рядом несколько предметов. Также пояснила, что подоконник является контактной поверхностью, контактными являются все поверхности в торговом зале, поскольку на них скапливается пыль, микробы, возможно их обсеменение микробами.
Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, прихожу к следующим выводам.
В силу требований статьи 11 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно статье 29 указанного Федерального закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 статьи 39 данного Закона установлена обязательность соблюдения санитарных правил для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 66 от 31 января 2020 г. коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 5 от 2 марта 2020 г. «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019» определено высшим должностным лицам субъектов РФ с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 6 от 13 марта 2020 г. «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019» определено высшим должностным лицам субъектов РФ взять на контроль выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере общественного питания и торговли, мероприятий по обеспечению усиленного дезинфекционного режима, включая дезинфекцию оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха, обеспечение дезинфекционными средствами для обработки рук, поверхностей и инвентаря.
Постановлением Губернатора Курганской области от 16 марта 2020 г. № 12 «О введении режима повышенной готовности» в связи с угрозой распространения на территории Курганской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и в соответствии с подп. «б» п. 6 ст. 4-1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории Курганской области введен режим повышенной готовности.
Пунктом 10 постановления Губернатора Курганской области от 16 марта 2020 г. № 12 «О введении режима повышенной готовности» организациям и индивидуальным предпринимателям предписано выполнять, в том числе, решения Оперативных штабов.
Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15, мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются, в том числе: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств (п. 4.4).
В соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 3.3686-21 Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 4, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должно обеспечиваться выполнение установленных санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов биологических факторов (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные) среды обитания человека и условий его жизнедеятельности (труда, проживания, воспитания, обучения, питания), а также должны своевременно и в полном объеме проводиться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан (п. 5). Дезинфекция включает работы по полному или частичному уничтожению (удалению) микроорганизмов - возбудителей инфекционных болезней на (в) объектах (п. 90). Обеззараживание объектов проводят орошением, протиранием, обработкой аэрозолями, погружением и другими способами (п. 91).
В соответствии с ч. 3 ст. 56, ч. 2 ст. 57, ст. 75 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», п.п. 38, 64, 70, 120, 121 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1100, на основании задания о проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролирующим лицом от 2 ноября 2021 г. № 10/33, выданного начальником Катайского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области, главными специалистами-экспертами Катайского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области 2 ноября 2021 г. в период с 14:08 по 17:00 проведено выездное обследование в салоне сотовой связи «Связной» (специализированный магазин) по адресу: ул. Ленина, 245, г. Катайск, Курганская область, 641700 (юридическое лицо ООО «Сеть Связной»).
Суд считает возможным исключить из протокола указание на то, что в торговом зале салона отсутствует средство для дезинфекции рук, поскольку при рассмотрении дела должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО1 подтвердила, что данное указание внесено в протокол ошибочно, средство в магазине имеется, что подтверждается видеозаписью выездного обследования, представленными фото- и видеоматериалами.
Судом установлено, что 2 ноября 2021 г. в 14:11 юридическое лицо ООО «Сеть Связной» в салоне сотовой связи «Связной» (специализированный магазин) по адресу: ул. Ленина, 245, г. Катайск, Курганская область, 641700 осуществляло деятельность с нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства: - в торговом зале салона отсутствует прибор для обеззараживания воздуха; - подоконник в торговом зале покрыт слоем пыли, на нем лежат мертвые насекомые (мухи), что свидетельствует о непроведении в полном объеме качественной дезинфекции поверхностей.
Допущенные нарушения являются нарушениями действующих санитарных правил: п. 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15, п.п. 5, 90, 91 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 4.
Действия ООО «Сеть Связной» суд квалифицирует по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Факт совершения ООО «Сеть Связной» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, подтверждается совокупностью следующих доказательств:
- протоколом об административном правонарушении № 10-09/149 от 26 ноября 2021г., содержащим значимые сведения, установленные по результатам выездного обследования, свидетельствующие о работе организации торговли, не отвечающей санитарным требованиям;
- актом выездного обследования № 10-05/33 от 2 ноября 2021 г., из которого следует, что на момент выездного обследования в торговом зале салона отсутствует прибор для обеззараживания воздуха, подоконник в торговом зале покрыт слоем пыли, на нем лежат мертвые насекомые (мухи), что свидетельствует о непроведении в полном объеме качественной дезинфекции поверхностей;
- исследованной судом видеозаписью.
Оценив приведенные доказательства в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу о том, что они относимы, допустимы, достоверны, получены с соблюдением требований закона, согласуются между собой, достаточны для разрешения дела, в своей совокупности подтверждают виновность юридического лица в совершении данного административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в отсутствии законного представителя юридического лица, копия протокола ему направлена и вручена, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений, отчетом об отслеживании отправления.
Оснований для переквалификации действий ООО «Сеть Связной» на
ст. 20.6.1 КоАП РФ не имеется, поскольку судом установлено нарушение юридическим лицом санитарных правил.
Доводы защиты о том, что установление прибора для обеззараживания воздуха не является обязательным, основаны на неверном толковании норм права.
Устранение юридическим лицом нарушения в части установления прибора для обеззараживания воздуха после проведения выездного обследования не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения и обстоятельством, смягчающим административную ответственность, не является.
Доводы защиты о том, что наличие загрязнений на подоконнике торгового зала, находящемся позади витрины при отсутствии доступа к нему, не является нарушением санитарных правил, основаны на неверном толковании норм права.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
При назначении наказания судья, в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, принимает во внимание характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ, отсутствуют.
Оснований для применения положений, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ, и признания правонарушения малозначительным не имеется, поскольку указанная деятельность в период эпидемии создает угрозу жизни и здоровью населения.
Суд считает необходимым назначить ООО «Сеть Связной» административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
Основания для применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначения юридическому лицу административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, отсутствуют.
Оснований для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не имеется.
Руководствуясь ст. 6.3, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Исключить из протокола об административном правонарушении № 10-09/149 от 26 ноября 2021 г. указание о том, что в торговом зале салона отсутствует средство для дезинфекции рук посетителей.
Признать ООО «Сеть Связной» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Штраф подлежит уплате добровольно в течение 60 дней по следующим реквизитам:
ИНН 4501113122, КПП 450101001
Управление Федерального казначейства по Курганской области (Управление Роспотребнадзора по Курганской области, л/с 04431787770)
Место нахождения: 640020, г. Курган, ул. Куйбышева, 46
Фактический адрес: 640020, г. Курган, ул. Куйбышева, 46
Дата государственной регистрации юридического лица: 16.03.2005
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ КУРГАН БАНКА РОССИИ/УФК по Курганской области г. Курган
БИК ТОФК 013735150
Номер казначейского счета (банковского счета) 03100643000000014300
Номер единого казначейского счета (корреспондентский счет): 40102810345370000037
Код ОКТМО 37612101
КБК 14111601061010003140
УИН 14104450030000011711
Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 настоящего Кодекса.
Постановление может быть обжаловано в Курганский областной суд в течении 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья Е.С. Поташкин