Дело № 12-136/18
Р Е Ш Е Н И Е
г. Можга УР 19 октября 2018 года
Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Шуравин А.А., при секретаре Бажиной Е.В.,
с участием старшего помощника Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Е.А. Коршуновой,
представителя Минприроды Удмуртской Республики Вахрушева Г.А., действующего на основании доверенности №*** от дд.мм.гггг,
рассмотрев протест Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора на постановление №*** от дд.мм.гггг о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении Автономного учреждения Удмуртской Республики «Удмуртлес»,
у с т а н о в и л:
Постановлением №*** заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды, заместителем главного государственного лесного инспектора УР Долматова Ю.А. от дд.мм.гггг прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении Автономного учреждения Удмуртской Республики «Удмуртлес» (далее по тексту – АУ УР «Удмуртлес», Учреждение) в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Прокурор Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры Вихарев Е.И., не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с протестом об отмене постановления и возврате дела на новое рассмотрение.
Протест мотивирован тем, что совокупность фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой. Данные доказательства свидетельствуют, что АУ УР «Удмуртлес» имело возможность организовать складирование заготовленной по договору аренды древесины с соблюдением Правил №***, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, чем была создана угроза возникновения лесных пожаров в условиях особого противопожарного режима в лесах. Таким образом, АУ УР «Удмуртлес» виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, и подлежит привлечению к административной ответственности.
В судебном заседании старший помощник Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Е.А. Коршунова поддержала доводы, указанные в протесте, и попросила постановление отменить с возвращением дела на новое рассмотрение.
Представитель Минприроды Удмуртской Республики Вахрушев Г.А., действующий на основании доверенности №*** от дд.мм.гггг, в судебном заседании с протестом не согласился, указав, что постановление вынесено законно и обосновано, АУ УР «Удмуртлес» предприняты все возможные меры для соблюдения мер пожарной безопасности.
АУ УР «Удмуртлес», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило.
На основании ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие законного представителя АУ УР «Удмуртлес».
Выслушав прокурора, представителя Минприроды Удмуртской Республики, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 30.6 КоАП РФ предусмотрено, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч.3 ст.8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности.
Из постановления №***, вынесенного заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды, заместителем главного государственного лесного инспектора Удмуртской Республики Долматовым Ю.А. дд.мм.гггг, усматривается следующее.
Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Минприроды УР проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в лесах и заготовке АУ УР «Удмуртлес» на территории Можгинского и Кизнерского лесничества УР.
дд.мм.гггг в ходе проверки установлено, что в нарушение п.п.19 и 21 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства №*** от дд.мм.гггг (далее по тексту - Правил пожарной безопасности в лесах, Правила), заготовленная АУ УР «Удмуртлес», в квартале 189 выдел 3 Сюгинского участкового лесничества в объеме примерно 300 куб.м. пород береза и липа складирована в квартале 180 выделе Сюгинского участкового лесничества вплотную к стене леса, минерализованная полоса отсутствует.
В связи с тем, что пожароопасный сезон на территории Удмуртской Республики введен с дд.мм.гггг, постановлением Правительства УР №*** от дд.мм.гггг с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг введен особый противопожарный режим, обеспечивающий пожарную безопасность в лесах.
Нарушение требований к складированию древесины в период пожароопасного сезона, и особого противопожарного режима, ее невывоз из леса до начала пожароопасного сезона, влечет нарушение указанных требований закона и создает предпосылки и угрозу возникновения лесных пожаров.
Поскольку данное правонарушение, является длящимся, то временем с совершения будет считаться время обнаружения данного факта. Моментом обнаружения данного правонарушения является дд.мм.гггг - дата выезда и обследования указанного лесного участка.
Из постановления следует, что юридическое лицо АУ УР «Удмуртлес» приняло все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, за нарушением которых КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность.
Так, из объяснений заместителя руководителя АУ УР «Удмуртлес» Завалина Н.В. следует, что поскольку в 2017 году весь объем древесины не был заготовлен, то в конце 2017 года Минлесхоза УР получено письменное разрешение о продлении сроков заготовки вывозки древесины до дд.мм.гггг. К указанному сроку древесина была заготовлена и вывезена с лесосеки, при этом часть заготовленной древесины лиственных пород была вывезена и складирована за пределы лесного участка на безопасном пространстве примыкающему к кварталу 180 выделу 10 Сюгинского участкового лесничества. Дальнейшее ее перемещение не представлялось возможным в виду избыточного переувлажнения дорог, во избежание разрушение почвенного покрова и непосредственно полотна грунтовых дорог. Складировать древесину пришлось близко к стене леса в виду расположения рядом дороги, во избежание ее перекрытия, других подходящих мест для складирования не имелось. По установлению благоприятных почвенно-климатических условий указанная древесина была вывезена, работы закончены до дд.мм.гггг. На текущую дату древесина с участка вывезена.
При рассмотрении дела руководитель АУ УР «Удмуртлес» Родичкин Е.В. пояснил, что филиалу Можгалес предоставлены все необходимые материально- технические средства для обеспечения деятельности филиала, в том числе для осуществления противопожарных мероприятий. Кроме того, соблюдение правил пожарной безопасности в лесах при осуществлении заготовки древесины и обеспечение еженедельной проверки мест проведения работ, возложено на директоров филиалов приказом АУ УР «Удмуртлес» от дд.мм.гггг №***.
Для контроля исполнения приказа филиалами еженедельно направляется оперативная сводка по вывозу заготовленной древесины с лесосеки и мест временного складирования, что доведено до директоров филиалов. Согласно оперативной сводке Можгалес - филиала АУ УР «Удмуртлес» от дд.мм.гггг вся древесина, заготовленная в квартале 189 выделе 3 Сюгинского участкового лесничества Можгинкого лесничества, вывезена в полном объеме.
Таким образом, согласно постановлению следует, что в связи с отсутствием вины АУ УР «Удмуртлес» в совершении административного правонарушения, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ.
Между тем, выводы заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды, заместителя главного государственного лесного инспектора УР Долматова Ю.А. являются неверными по следующим обстоятельствам.
Согласно ч. 1 ст. 50.7, ч. ч. 1, 4 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, в том числе, посредством выполнения мер пожарной безопасности в лесах.
Подпунктом «а» п.3, п.5 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
В соответствии с пунктами 19, 21 Правил срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.
Согласно договору аренды лесного участка от №*** от дд.мм.гггг, мирового соглашения по делу №*** от дд.мм.гггг, мирового соглашения по делу №*** от дд.мм.гггг АУ УР «Удмуртлес» предоставлены лесные участки на территории Можгинского лесничества, в частности, в квартале 189 выделе 3 Сюгинского участкового лесничества, расположенные в Можгинском районе УР.
В соответствии с п.п.3.30, 3.37 договора аренды именно Учреждение как арендатор лесного участка обязано использовать его в соответствии лесным законодательством и соблюдать требования, предусмотренные Правила пожарной безопасности в лесах, осуществлять противопожарное обустройство лесов.
Согласно справке о результатах прокурорской проверки от дд.мм.гггг, в ходе обследования дд.мм.гггг лесных участков Можгинского лесничества установлено следующее нарушение.
АУ УР «Удмуртлес» в 2017 году проведена сплошная рубка лесных насаждений. Согласно лесной декларации от дд.мм.гггг и технологической карты лесосечных работ от дд.мм.гггг срок заготовки древесины, осуществления рубки лесных насаждений и окончания вывозки древесины на данном участке установлен до дд.мм.гггг. В последствии, согласно письму Министерства лесного хозяйства УР от дд.мм.гггг №*** данный срок продлен до дд.мм.гггг. Учреждением работы по рубке древесины закончены к указанному сроку, Однако часть древесины в объеме примерно 300 куб.м не вывезена и в нарушение указанных требований Правил №*** складирована Учреждением в квартале 180 выделе 10 Сюгинского участкового лесничества Можгинского лесничества (Можгинский район) вплотную к стене леса, противопожарная минерализованная полоса не создана.
Нарушение правил пожарной безопасности АУ УР «Удмуртлес» совершено в период особого противопожарного режима, введенного постановлением Правительства Удмуртской Республики от дд.мм.гггг№*** с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг.
Указанные фактические обстоятельства АУ УР «Удмуртлес», согласно материалам дела об административном правонарушении, не оспариваются и установлены постановлением по делу.
Вместе с тем, заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды, заместитель главного государственного лесного инспектора УР Долматов Ю.А не усмотрел вины Учреждения в совершении правонарушения. На основании информации о состоянии лицевого счета филиала АУ УР «Удмуртлес» - Можгалес, приказа от дд.мм.гггг №*** об обеспечении директорами филиалов соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах, перечня лесосек по состоянию на дд.мм.гггг, сделан вывод о принятии АУ УР «Лесничество» всех зависящих от него мер по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах.
Указанный вывод противоречит фактическим обстоятельствам дела, опровергается материалами дела и основан на неверном применении закона по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Филиал АУ УР «Удмуртлес» - Можгалес стороной договора аренды лесного участка от дд.мм.гггг №*** не является, соответственно, возложенную на арендатора участка ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах не несет.
В указанном перечне лесосек по состоянию на дд.мм.гггг отсутствует информация о вывозе древесины с участка в квартале 180 выделе 10 Сюгинского участкового лесничества Можгинского лесничества.
Каких-либо мер к обеспечению складирования древесины на указанном участке с учетом установленного Правилами пожарной безопасности в лесах минимально допустимого расстояния от стены леса и устройству противопожарной минерализованной полосы АУ УР «Удмуртлес» не принято, препятствий к совершению этих действий у Учреждения не имелось. Доводы представителя АУ УР «Удмуртлес» Завалина Н.В. об отсутствии возможности к соблюдению указанных требований по причине невозможности перемещения в виду избыточного переувлажнения дорог, во избежание разрушение почвенного покрова и непосредственно полотна грунтовых дорог, и тот факт, что складировать древесину пришлось близко к стене леса в виду расположения рядом дороги, во избежание ее перекрытия, других подходящих мест для складирования не имелось, являются несостоятельными и направлены на защиту позиции лица, привлекаемого к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, на указанном участке древесина складирована с дд.мм.гггг, нарушения Правил при ее складировании обнаружены дд.мм.гггг, таким образом, в течение 4 месяцев Учреждением не принято мер ни к ее вывозу, ни к соблюдению правил пожарной безопасности при ее складировании, в том числе в период особого противопожарного режима.
Совокупность фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что АУ УР «Удмуртлес» имело возможность организовать складирование заготовленной по договору аренды древесины с соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, чем была создана угроза возникновения лесных пожаров в условиях особого противопожарного режима в лесах.
Таким образом, в нарушение ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела не проведен полный и всесторонний анализ собранных по делу доказательств, не установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, что в силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ является основанием для отмены постановления.
В связи с тем, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, дело подлежит направлению на новое рассмотрение должностному лицу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
Протест прокурора Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры Вихарева Е.И. на постановление по делу об административном правонарушении от дд.мм.гггг удовлетворить.
Постановление, вынесенное заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды, заместителем главного государственного лесного инспектора Удмуртской Республики Долматовым Ю.А. №*** дд.мм.гггг, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении Автономного учреждения Удмуртской Республики «Удмуртлес» - отменить.
Дело возвратить в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики на новое рассмотрение.
Решение в апелляционном порядке обжалованию не подлежит.
Судья Шуравин А.А.