№ 2а-979/19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ26 ноября 2019 года г.Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей Ефименко Е.В., Морозовой Н.А.
по докладу судьи Ефименко Е.В.
при ведении протокола помощником судьи Маркиной И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Романова А.Е. и ООО «Темрюкский судоремонтный завод» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея о признании действий незаконными, по апелляционной жалобе генерального директора ООО «Темрюкский судоремонтный завод» Панова С.А. на решение Октябрьского районного суда г.Краснодара от 31 мая 2019 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Романов Андрей Евгеньевич и ООО «Темрюкский судоремонтный завод» обратились в суд с административным иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - МТУ Ростимущества) в Краснодарском крае и Республике Адыгея о признании незаконными действий, выразившихся в уклонении от рассмотрения по существу их заявления от 27 апреля 2017 года о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, и возложении обязанности в 30-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу направить в адрес заявителей проект договора купли-продажи земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что ООО Темрюкский судоремонтный завод» и Романов А.Е. являются собственниками объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0401003:5, площадью <...> расположенного в Краснодарском крае, <...>, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения комической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Разрешённое использование - для размещения промышленных объектов. Землепользование осуществлялось административным истцом на основании договора аренды от 13 июня 2006 года, заключенного между муниципальным образованием Темрюкский район и ООО «ТСРЗ», зарегистрированного в установленном законом порядке 24 июля 2006 года. На данном земельном участке расположены объекты недвижимости, которые представляют собой единой производственно-технологический комплекс. В связи с окончанием срока действия договора аренды ООО «ТСРЗ» обратилось к административному ответчику с заявлением от 27 апреля 2017 года о предоставлении вышеуказанного земельного участка в общую долевую собственность, за плату, без проведения торгов. Заявление было направлено в Федеральное агентство морского и речного транспорта РФ. В ответ на заявление административные ответчики не предоставили ООО «ТСРЗ» возможности выкупа земельного участка, отказавшись от исполнения возложенной Законом обязанности по направлению проекта договора купли-продажи в собственность земельного участка, находящегося в федеральной собственности, нарушив тем самым исключительное право собственника объектов недвижимости, расположенном на испрашиваемом земельном участке.
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г.Краснодара от 31 мая 2019 года в удовлетворении административного иска Романова А.Е. и ООО «Темрюкский судоремонтный завод» отказано.
В апелляционной жалобе генеральный директор ООО «Темрюкский судоремонтный завод» Панов С.А. просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Полагает, что суд при рассмотрении дела неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил нормы материального и процессуального права.
В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда административный истец Романов А.Е. и представитель Федерального агентства морского и речного транспорта Российской Федерации не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела распечатками отчетов с сайта «Почта России», в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ООО «Темрюкский судоремонтный завод» по доверенности Корнеева И.В., представителя МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея по доверенности Магаловой К.С., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Судом при рассмотрении вышеуказанного заявления не было допущено нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход дела.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Романов А.Е. и ООО «Темрюкский судоремонтный завод» являются собственниками объектов недвижимости, представляющих собой технологический комплекс, связанный единым производственным циклом и необходимый для эксплуатации и обслуживания ремонтно-эксплуатационной базы.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0401003:5, площадью <...> в Краснодарском крае, <...>, землепользование которым осуществлялось административными истцами на основании договора аренды, заключенного между муниципальным образованием Темрюкский район и ООО «Темрюкский судоремонтный завод», зарегистрированного в установленном законом порядке.
27 апреля 2017 года административные истцы обратились в МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность за плату, без проведения торгов.
Ответами МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея 29 мая 2017 года и от 5 июля 2017 года со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года № 371 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта» Романову А.Е. и ООО «Темрюкский судоремонтный завод» рекомендовано обратиться в Федеральное агентство морского и речного транспорта, поскольку испрашиваемый земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации, расположен в границах порта Темрюк.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус органов.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации» управление федеральным имуществом в морском порту осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта.
Пункт 13 статьи 4 Федерального закона 8 ноября 2007 года №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действовавший на момент возникновения спорных правоотношений, предусматривал, что территорией морского порта является земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, право собственности на испрашиваемый земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией 23 октября 2003 года.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года № 925-р «Об установлении границ морского порта Темрюк (Краснодарский край)» испрашиваемый земельный участок включен в границы морского порта Темрюк.
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года №432, определено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона «Об акционерных обществах».
При этом Федеральное агентство морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, согласно абзацу 1 пункта 1 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года №371, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуги -управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские порты, за исключением морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота) и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Росморречфлот осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории морских портов, в связи с чем, является лицом, уполномоченным по распоряжению земельными участками, в том числе по их предоставлению и заключению договоров купли-продажи.
Необходимо отметить, что Росимущество и его территориальные органы утратили полномочия по распоряжению и управлению земельными участками, расположенными в границах морского порта, в том числе по предоставлению их в собственность, с момента вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 388 «О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве морского и речного транспорта».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 388 Положение о Федеральном агентстве морского и речного транспорта было дополнено пунктами 5.4(1), 5.4(1). 1-5.4(1).7, в соответствии с которыми, Росморречфлот в целях размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей Российской Федерации наделен полномочиями, в том числе, и по предоставлению земельных участков, которые находятся в федеральной собственности.
Как следует из материалов дела, административные истцы обратились в МТУ Ростимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея с заявлением о предоставлении земельного участка площадью <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...> категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального значения в общую долевую собственность, за плату, без проведения торгов.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года № 925-р «Об установлении границ морского порта Темрюк (Краснодарский край)» земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401003:5, площадью <...> расположенный по адресу: <...>, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального значения (далее - спорный земельный участок) расположен в границах порта Темрюк.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка без торгов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с положениями статьи 52 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется с учетом предусмотренных статьей 27 настоящего Кодекса ограничений оборотоспособности земельных участков.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права, на которые возникли у участников земельных отношений снованиям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (статья 90 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 13 статьи 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» территория морского порта - земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки.
Границами морского порта являются границы его территории и акватории (часть 1 статьи 5 Закона № 261-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» земельные участки в границах действующего морского порта могут относиться к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям бороны, безопасности и землям иного специального назначения или к другой категории земель с разрешенным использованием для размещения морского юрта.
В силу пункта 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями транспорта и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов транспорта, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров (подпункт 7 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки к составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Судом первой инстанции правильно указано, что, несмотря на указание о принадлежности спорного земельного участка к землям населенных пунктов спорный земельный участок, согласно критериям, содержащимся в статье 90 Земельного кодекса Российской Федерации, относится к землям транспорта, к которым подлежат применению публичные ограничения.
На основании изложенного, принимая во внимание, что спорный земельный участок расположен в границах морского порта Кавказ, и в силу нормы статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации относится к землям транспорта, ограниченным в обороте, судом сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для передачи испрашиваемого земельного участка в собственность административных истцов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении административного иска Романова А.Е. и ООО «Темрюкский судоремонтный завод».
При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Выводы суда мотивированы и подтверждены, имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции при разбирательстве настоящего административного дела и по мотивам, изложенным в апелляционном определении, отвергаются, как необоснованные.
Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, поскольку существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению вышеуказанного вопроса, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Краснодара от 31 мая 2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу генерального директора ООО «Темрюкский судоремонтный завод» Панова С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 декабря 2019 года.