Дело № 3а-660/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2021 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Сидорова В.В.,
при секретаре Масливец Д.Я.,
с участием прокурора Сидоровой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Теплова А. Н. к департаменту имущественных отношений Краснодарского края об оспаривании нормативных правовых актов в части,
установил:
Теплов А.Н. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований просит признать не действующим с момента принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденный Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.12.2017г. № 3008 в части включения в него пункта № 4335; признать не действующим с момента принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденный Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.12.2018г. № 3043 в части включения в него пункта № 4783; признать не действующим с момента принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27.12.2019г. № 2837 в части включения в него пункта № 4700 (в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 23:06:1902065:119, назначение - нежилое здание, общей площадью 574,8 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Гулькевичский, <Адрес...>).
В обоснование административного иска указано, что в названные Перечни необоснованно включен принадлежащий на праве собственности административному истцу объект недвижимости с кадастровым номером 23:06:1902065:119, который не обладает признаками объектов налогообложения, для которых законодательно определена кадастровая стоимость в качестве налоговой базы.
Необоснованное включение здания в Перечни, по мнению административного истца, нарушает его права и законные интересы, поскольку это приведет к необоснованному завышению подлежащих уплате налогов на данное недвижимое имущество.
В судебном заседании представитель административного истца Сколярино О.Н., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные административные исковые требования, просил удовлетворить административный иск.
Представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее – ДИО КК) – Пашнина С.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Прокурор Сидорова Е.Л. в судебном заседании в заключении указала, что административный иск не подлежит удовлетворению, просила отказать в его удовлетворении, полагая, что объект капитального строительства, принадлежащий административному истцу, включен в Перечни с соблюдением требований закона.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска и возражений, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 КАС РФ в полном объеме.
26 декабря 2017 года принят приказ ДИО КК № 3008, которым на 2018 год утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к данному приказу.
26 декабря 2018 года принят приказ ДИО КК № 3043, которым на 2019 год утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к данному приказу.
27 декабря 2019 года принят приказ ДИО КК № 3043, которым на 2019 год утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к данному приказу.
Административным ответчиком, в соответствии с требованиями части 9 статьи 213 КАС РФ, представлены доказательства полномочий ДИО КК на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, соблюдение порядка их принятия и опубликования.
Кроме того, административные дела по административным искам об оспаривании Приказов ДИО КК от 26 декабря 2017 года № 3008 года, от 26 декабря 2018 года № 3043, от 27 декабря 2019 года № 3043, неоднократно были предметом разрешения Верховным Судом Российской Федерации в качестве суда апелляционной инстанции. В соответствующих апелляционных определениях Верховный Суд Российской Федерации отмечал, что суд первой инстанции (Краснодарский краевой суд) пришел к верному выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Учитывая указанные обстоятельства, с учетом положений части 2 статьи 64 КАС РФ, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы ДИО КК являются нормативными правовыми актами, изданными уполномоченным органом государственной власти, принятыми с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованными в установленном порядке.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с частью 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что объект недвижимости может быть отнесен к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, при условии его соответствия любому из приведенных в частях 3 и 4 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).
Судом установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером 23:06:1902065:119, общей площадью 574,8 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Гулькевичский, <Адрес...>, принадлежит на праве собственности Теплову А.Н., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта, имеет назначение – нежилое здание.
Действовавшими на момент разработки Приказа от 26 декабря 2017 года № 3008 Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, в том числе, определены следующие виды разрешенного использования земельных участков, как: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7).
Из материалов дела следует, что объект капитального строительства с кадастровым номером 23:06:1902065:119 расположен на земельном участке с кадастровым номером 23:06:1902065:47, который имеет вид разрешенного использования «магазины: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м», а также на земельном участке с кадастровым номером 23:06:1902065:46, который имеет вид разрешенного использования «для объектов торгового назначения».
Документов, подтверждающих иной вид разрешенного использования данных земельных участков в период включения указанного здания в оспариваемые Перечни, в материалах административного дела не содержится.
Из содержания представленного в материалы дела технического паспорта данного объекта следует, что объект с кадастровым номером 23:06:1902065:119 имеет наименование «нежилое здание», использование «торговый павильон», назначение частей помещения: магазин – 36,5 кв.м, складская – 13,1 кв.м, складская – 26,6 кв.м, склад – 498, 6 кв.м.
Как установлено судом из материалов дела, пояснений представителя административного ответчика, письменных возражений ДИО КК, спорный объект капитального строительства с кадастровым номером 23:06:1902065:119 признан подлежащим включению в оспариваемые Перечни в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а именно: исходя из вида разрешенного использования земельных участков, на которых расположен объект («магазины: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м» и «для объектов торгового назначения») и в соответствии с видом его фактического использования, а также с учетом сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации). При этом административным ответчиком объект недвижимости признан торговым объектом.
В ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено, подтверждается материалами дела, что объект недвижимости с кадастровым номером 23:06:1902065:119 обоснованно включен в оспариваемые Перечни.
Следовательно, включение в Перечни объекта с кадастровым номером 23:06:1902065:119 не противоречит закону и не нарушает прав административного истца, как плательщика налога на имущество, поскольку соответствующий порядок определения налоговой базы налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов, установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, объект капитального строительства с кадастровым номером 23:06:1902065:119 обоснованно и с соблюдением требований законодательства включен в утвержденные оспариваемыми нормативными правовыми актами Перечни.
Доводы административного истца о том, что площадь помещения, назначение которого предполагает размещение торговых объектов («магазин»), составляет менее 20 процентов общей площади этого нежилого здания, включенного в оспариваемые перечни, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего административного дела, поскольку в данном случае достаточным основанием для отнесения здания с кадастровым номером 23:06:1902065:119 к «торговым объектам», является установление вида разрешенного использования земельных участков под этим зданием, который предполагал и допускал размещение на нем объекта, используемого в указанных целях.
Иные доводы представителя административного истца о том, что на момент включения нежилого здания в оспариваемые Перечни уполномоченным на то органом не проводилось выездное обследование, правового значения для проверки соответствия оспариваемых нормативных правовых актов, имеющим большую силу нормативным правовым актам не имеет, поскольку для признания законным включения объекта недвижимости в Перечень достаточно установить его соответствие одному из условий, указанных в пунктах 3 - 4.1 (в отношении отдельно стоящих зданий, строений, сооружений) или подпункте 2 пункта 1 и пункте 5 (в отношении нежилых помещений, находящихся вне административно-деловых или торговых центров) статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенных обстоятельств в их совокупности, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 - 217 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ 2018 ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 26.12.2017░. № 3008 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ № 4335; ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ 2019 ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 26.12.2018░. № 3043 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ № 4783; ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ 2020 ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 27.12.2019░. № 2837 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ № 4700 (░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 23:06:1902065:119, ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 574,8 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░-░ ░░░░░░░░░░░░░, <░░░░░...>) – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░