Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-4/2020 (3а-139/2019;) ~ М-139/2019 от 12.12.2019

Дело № 3а-4/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 января 2020 года город Орёл

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Майоровой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Алёшиной Е.А.,

с участием представителя административного ответчика Правительства Орловской области Титовой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 3а-4/2020 по административному исковому заявлению Казаковой Дины Владимировны к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости,

установил:

Казакова Д.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что является собственником четырех земельных участков:

<...>

<...>

<...>

<...>

Указывает, что земельный налог на вышеназванные земельные участки рассчитывается на основании их кадастровой стоимости, которая значительно выше их рыночной стоимости, установленной отчётами об оценке № <...> от <...> ноября 2019 г. и №<...> от <...> ноября 2019 г., составленными обществом с ограниченной ответственностью «<...>» (далее - ООО «<...>»), что затрагивает права административного истца, как плательщика данного налога.

Казакова Д.В. просит суд восстановить пропущенный срок для обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером <...> и установить его кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2009 года - <...>, а также установить по состоянию на 1 января 2014 г. кадастровую стоимость земельных участков: с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости - <...>, с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости - <...>, с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости - <...>.

Административный истец Казакова Д.В. и её представитель Граброва Д.А. в судебное заседание не явились, о дате и времени были извещены надлежащим образом, в письменно заявлении Граброва Д.А. просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика Правительства Орловской области Титова И.Н. по вопросу удовлетворения заявленных требований полагалась на усмотрение суда. Вместе с этим пояснила, что постановлением Правительства Орловской области от 22 октября 2019 г. № 591 утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки всех объектов недвижимости, которое вступило в силу с 1 января 2020 г. Поэтому в случае удовлетворения заявленных требований просит суд указать срок действия пересмотренной кадастровой стоимости.

Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела не просили.

Представители заинтересованных лиц администрации города Орла и Администрации Луначарского сельского поселения Урицкого района Орловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела не просили.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца и его представителя, представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц.

Выслушав объяснения представителя административного ответчика Титовой И.Н., показания свидетеля <...> А.С., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно части 5 данной статьи для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В судебном заседании установлено, что Казакова Д.В. является собственником четырех земельных участков:

с кадастровым номером <...> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 15 ноября 2019 г. (л.д. 11-13);

с кадастровым номером <...> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 15 ноября 2019 г. (л.д. 14-16);

с кадастровым номером <...> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 15 ноября 2019 г. (л.д. 17-19);

с кадастровым номером <...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 15 ноября 2019 г. (л.д. 20-22).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составляет <...>, с кадастровым номером <...> - <...>, с кадастровым номером <...> - <...> и определена в соответствии с постановлением Правительства Орловской области № 419 от 25 декабря 2014 года по состоянию на 1 января 2014 г., что следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости, выданных филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области 15 ноября 2019 г. (л.д. 23-25).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15 ноября 2019 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составляет <...>. Дата определения кадастровой стоимости - 1 января 2009 г. (л.д. 26).

При обращении с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости Казакова Д.В. в подтверждение своих доводов представила отчёты об оценке, составленные оценщиком ООО <...> <...> ноября 2019 г. № <...> и <...> ноября 2019 г. № <...>, согласно которым по состоянию на 1 января 2014 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составила <...>, с кадастровым номером <...> составила <...> с кадастровым номером <...> составила <...> и по состоянию на 1 января 2009 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составила <...> (л.д. 27-173).

В судебном заседании свидетель - оценщик <...> А.С. сведения, указанные в отчётах об оценке рыночной стоимости земельных участков, подтвердила в полном объёме. Суду пояснила, что составленные отчёты являются достоверными и соответствуют требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ». Установлено, что отчёты об определении рыночной стоимости выполнены оценщиком на даты, по состоянию на которые определена кадастровая стоимость земельных участков.

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ, части 5 статьи 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда.

Как следует из материалов дела, сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 27 июля 2012 г., а с настоящим административным исковым заявлением в суд Казакова Д.В. обратилась 12 декабря 2019 г., то есть за пределами установленного законом пятилетнего срока. Административный истец пропуск данного срока мотивирует тем, что длительное время (с февраля 2015 г. по июнь 2016 г.) у нее длился процесс в арбитражном суде по поводу данного земельного участка, что подтверждает копиями судебных актов (л.д. 179-213).

Указанный довод заслуживает внимания, а учитывая, что на момент обращения Казаковой Д.В. в суд с административным исковым заявлением в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, а содержатся сведения о кадастровой стоимости, подлежащие корректировке, то суд признаёт причину пропуска данного срока уважительной, а сам срок - подлежащим восстановлению.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доказательств, которые опровергали бы заявленную административным истцом рыночную стоимость земельных участков, свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованными лицами вопреки положениям части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представлено не было. Возражения относительно требований административного истца ими в ходе разбирательства дела не приводились, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости по делу заявлены не были.

Суд, исследовав указанные выше отчёты об оценке, сопоставив их содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, в том числе показаниями свидетеля <...> А.С., считает, что данные доказательства, представленные истцом в подтверждение рыночной стоимости принадлежащих ей земельных участков, отвечают требованиям относимости, допустимости, не вызывают сомнений в достоверности.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление Казаковой Д.В. подлежит удовлетворению.

Что касается довода представителя административного ответчика Правительства Орловской области об указании срока применении кадастровой стоимости в связи с принятием постановления Правительства Орловской области от 22 октября 2019 г. № 591, которым утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки всех объектов недвижимости с 1 января 2020 г., суд исходит из того, что данный вопрос урегулирован Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Пунктом 15 названного постановления Пленума разъяснено, что дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Таким образом, за административным истцом сохраняется право на пересмотр кадастровой стоимости земельных участков, поскольку её обращение с заявлением в суд имело место 12 декабря 2019 г., то есть до вступления в силу вышеуказанного постановления Правительства Орловской области. Кроме того, на дату рассмотрения настоящего административного дела в государственный кадастр недвижимости сведения о новой кадастровой стоимости не внесены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Казаковой Дины Владимировны удовлетворить.

Восстановить Казаковой Дине Владимировне срок на подачу заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...> категория земель – <...>, разрешённое использование – <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 1 января 2014 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...>, категория земель – <...>, разрешённое использование – для <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 1 января 2014 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...> категория земель – <...>, разрешённое использование – <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 1 января 2014 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...> категория земель – <...> разрешённое использование – <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 1 января 2009 года.

Датой подачи заявления Казаковой Д.В. о пересмотре кадастровой стоимости считать 12 декабря 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 20 января 2020 года.

Председательствующий Л.В. Майорова

Дело № 3а-4/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 января 2020 года город Орёл

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Майоровой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Алёшиной Е.А.,

с участием представителя административного ответчика Правительства Орловской области Титовой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 3а-4/2020 по административному исковому заявлению Казаковой Дины Владимировны к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости,

установил:

Казакова Д.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что является собственником четырех земельных участков:

<...>

<...>

<...>

<...>

Указывает, что земельный налог на вышеназванные земельные участки рассчитывается на основании их кадастровой стоимости, которая значительно выше их рыночной стоимости, установленной отчётами об оценке № <...> от <...> ноября 2019 г. и №<...> от <...> ноября 2019 г., составленными обществом с ограниченной ответственностью «<...>» (далее - ООО «<...>»), что затрагивает права административного истца, как плательщика данного налога.

Казакова Д.В. просит суд восстановить пропущенный срок для обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером <...> и установить его кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2009 года - <...>, а также установить по состоянию на 1 января 2014 г. кадастровую стоимость земельных участков: с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости - <...>, с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости - <...>, с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости - <...>.

Административный истец Казакова Д.В. и её представитель Граброва Д.А. в судебное заседание не явились, о дате и времени были извещены надлежащим образом, в письменно заявлении Граброва Д.А. просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика Правительства Орловской области Титова И.Н. по вопросу удовлетворения заявленных требований полагалась на усмотрение суда. Вместе с этим пояснила, что постановлением Правительства Орловской области от 22 октября 2019 г. № 591 утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки всех объектов недвижимости, которое вступило в силу с 1 января 2020 г. Поэтому в случае удовлетворения заявленных требований просит суд указать срок действия пересмотренной кадастровой стоимости.

Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела не просили.

Представители заинтересованных лиц администрации города Орла и Администрации Луначарского сельского поселения Урицкого района Орловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела не просили.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца и его представителя, представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц.

Выслушав объяснения представителя административного ответчика Титовой И.Н., показания свидетеля <...> А.С., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно части 5 данной статьи для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В судебном заседании установлено, что Казакова Д.В. является собственником четырех земельных участков:

с кадастровым номером <...> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 15 ноября 2019 г. (л.д. 11-13);

с кадастровым номером <...> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 15 ноября 2019 г. (л.д. 14-16);

с кадастровым номером <...> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 15 ноября 2019 г. (л.д. 17-19);

с кадастровым номером <...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 15 ноября 2019 г. (л.д. 20-22).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составляет <...>, с кадастровым номером <...> - <...>, с кадастровым номером <...> - <...> и определена в соответствии с постановлением Правительства Орловской области № 419 от 25 декабря 2014 года по состоянию на 1 января 2014 г., что следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости, выданных филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области 15 ноября 2019 г. (л.д. 23-25).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15 ноября 2019 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составляет <...>. Дата определения кадастровой стоимости - 1 января 2009 г. (л.д. 26).

При обращении с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости Казакова Д.В. в подтверждение своих доводов представила отчёты об оценке, составленные оценщиком ООО <...> <...> ноября 2019 г. № <...> и <...> ноября 2019 г. № <...>, согласно которым по состоянию на 1 января 2014 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составила <...>, с кадастровым номером <...> составила <...> с кадастровым номером <...> составила <...> и по состоянию на 1 января 2009 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составила <...> (л.д. 27-173).

В судебном заседании свидетель - оценщик <...> А.С. сведения, указанные в отчётах об оценке рыночной стоимости земельных участков, подтвердила в полном объёме. Суду пояснила, что составленные отчёты являются достоверными и соответствуют требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ». Установлено, что отчёты об определении рыночной стоимости выполнены оценщиком на даты, по состоянию на которые определена кадастровая стоимость земельных участков.

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ, части 5 статьи 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда.

Как следует из материалов дела, сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 27 июля 2012 г., а с настоящим административным исковым заявлением в суд Казакова Д.В. обратилась 12 декабря 2019 г., то есть за пределами установленного законом пятилетнего срока. Административный истец пропуск данного срока мотивирует тем, что длительное время (с февраля 2015 г. по июнь 2016 г.) у нее длился процесс в арбитражном суде по поводу данного земельного участка, что подтверждает копиями судебных актов (л.д. 179-213).

Указанный довод заслуживает внимания, а учитывая, что на момент обращения Казаковой Д.В. в суд с административным исковым заявлением в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, а содержатся сведения о кадастровой стоимости, подлежащие корректировке, то суд признаёт причину пропуска данного срока уважительной, а сам срок - подлежащим восстановлению.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доказательств, которые опровергали бы заявленную административным истцом рыночную стоимость земельных участков, свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованными лицами вопреки положениям части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представлено не было. Возражения относительно требований административного истца ими в ходе разбирательства дела не приводились, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости по делу заявлены не были.

Суд, исследовав указанные выше отчёты об оценке, сопоставив их содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, в том числе показаниями свидетеля <...> А.С., считает, что данные доказательства, представленные истцом в подтверждение рыночной стоимости принадлежащих ей земельных участков, отвечают требованиям относимости, допустимости, не вызывают сомнений в достоверности.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление Казаковой Д.В. подлежит удовлетворению.

Что касается довода представителя административного ответчика Правительства Орловской области об указании срока применении кадастровой стоимости в связи с принятием постановления Правительства Орловской области от 22 октября 2019 г. № 591, которым утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки всех объектов недвижимости с 1 января 2020 г., суд исходит из того, что данный вопрос урегулирован Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Пунктом 15 названного постановления Пленума разъяснено, что дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Таким образом, за административным истцом сохраняется право на пересмотр кадастровой стоимости земельных участков, поскольку её обращение с заявлением в суд имело место 12 декабря 2019 г., то есть до вступления в силу вышеуказанного постановления Правительства Орловской области. Кроме того, на дату рассмотрения настоящего административного дела в государственный кадастр недвижимости сведения о новой кадастровой стоимости не внесены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Казаковой Дины Владимировны удовлетворить.

Восстановить Казаковой Дине Владимировне срок на подачу заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...> категория земель – <...>, разрешённое использование – <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 1 января 2014 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...>, категория земель – <...>, разрешённое использование – для <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 1 января 2014 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...> категория земель – <...>, разрешённое использование – <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 1 января 2014 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...> категория земель – <...> разрешённое использование – <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 1 января 2009 года.

Датой подачи заявления Казаковой Д.В. о пересмотре кадастровой стоимости считать 12 декабря 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 20 января 2020 года.

Председательствующий Л.В. Майорова

1версия для печати

3а-4/2020 (3а-139/2019;) ~ М-139/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Казакова Дина Владимировна
Ответчики
Правительство Орловской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области
Другие
Администрация г. Орла
Администрация Луначарского с/п Урицкого района
Суд
Орловский областной суд
Судья
Майорова Людмила Владимировна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
12.12.2019Регистрация административного искового заявления
13.12.2019Передача материалов судье
13.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
13.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.12.2019Предварительное судебное заседание
15.01.2020Судебное заседание
20.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее