Дело № 2 - 71/ 2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2015 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Т.В.Барановой,
при секретаре М.В.Михалевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кукушкина К.В. к администрации Шуйского сельского поселения об оспаривании решения, предоставлении жилого помещения, администрации Прионежского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Кукушкин К.В. (далее также истец) обратился в суд с иском к администрации Шуйского сельского поселения Прионежского муниципального района Республики Карелия (ответчик) с названными требованиями, мотивируя тем, что дом, в котором находилась квартира, которую он занимал по договору социального найма, сгорел хх.хх.хх г. хх.хх.хх г. ответчик отказал истцу в признании нуждающимся в жилом помещение и в предоставлении жилого помещения, мотивируя тем, что у членов семьи истца имеются права на иные жилые помещения, что не позволяет признать истца нуждающимся в жилом помещении. Полагая отказ незаконным, истец просит обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с положениями ст. 86 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ).
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия.
Истец в судебное заседание не явился, уведомлен о слушании дела.
Представитель истца, действующая по доверенности, требования истца в судебном заседании поддержала.
Представители ответчика, действующие по доверенности, в судебном заседании требования истца не признали, полагали свои действия законными и обоснованными, просили в иске отказать.
Представитель администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее - администрация района), действующая по доверенности, в судебном заседании требования истца не признала, указала, что спорный дом не являлся муниципальной собственностью, основания для заявлений требований к администрации района отсутствуют.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, показания свидетеля, изучив материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся такие действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Судом установлено, что истец зарегистрирован в муниципальной квартире с хх.хх.хх г. по адресу: ..., на основании договора социального найма.
Согласно договору социального займа, заключенному хх.хх.хх г. между истцом по делу и ответчиком, действующим от имени собственника жилого помещения администрации Прионежского муниципального района, администрация поселения передала истцу и членам его семьи в бессрочное владение и пользование жилое помещение, состоящее из одной комнаты, расположенное по адресу: ...
хх.хх.хх г. в указанном доме произошел пожар, что подтверждается справкой отдела надзорной деятельности Прионежского района Управления надзорной деятельности МЧС России от хх.хх.хх г. №.
Согласно положениям ст. 85 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.
Из положений ст. 87 и 89 ЖК РФ следует, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно положениям ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с положениями пп.2 ч.1 и ч.2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с требованиями статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с частью 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно положениям статьи 86 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Таким образом, граждане, жилище которых стало непригодным для проживания в результате стихийных бедствий, имеют право на внеочередное предоставление другого жилого помещения взамен утраченного.
Судом установлено, что жена истца и сын истца хх.хх.хх г. рождения, являются собственниками жилого помещения - квартиры, площадью ... кв.м., расположенной по адресу: ....
Второй сын истца хх.хх.хх г. рождения зарегистрирован с ... по адресу: ....
Решением администрации поселения, изложенном в письме от хх.хх.хх г. №, истцу отказано в признании нуждающимся в жилом помещении в соответствии с п.2 ст. 54 ЖК РФ, а также установленной в Прионежском муниципальном районе учетной нормой для постановки в очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении в 10 кв.м. (л.д.№).
В настоящее время истец не имеет постоянного места жительства, снимает квартиру, имеет регистрацию по адресу сгоревшего дома.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 4 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", предоставление гражданам в связи со сносом дома непригодного для проживания, другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названые, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома непригодного для проживания отличается от предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 57 ЖК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 05.03.2009 г. N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Поскольку дом, в котором находилось жилое помещение истца, снесен в связи с непригодностью для проживания, что не оспаривалось участниками по делу, подтверждено показаниями свидетеля, предоставление другого жилого помещения носит в этом случае компенсационный характер и гарантирует гражданам условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Соответственно предоставляемое жилое помещение должно соответствовать требованиям ст. 89 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, анализируя вышеприведенные нормы права, суд полагает, что истец подпадает под категорию граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку жилое помещение, в котором он проживал непригодно для проживания виду произошедшего там пожара, и решение администрации поселения, выраженное в письме от хх.хх.хх г. №, содержащее отказ в предоставлении жилого помещения, является незаконным.
По требованиям истца о возложении на ответчиков обязанности предоставить жилое помещение, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп. 6 п.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В соответствии с п.3, 4 ст. 14 Закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Законом Республики Карелия N 1852-ЗРК от 22.12.2014 г. «О закреплении за сельскими поселениями в Республике Карелия вопросов местного значения» за сельскими поселениями в Республике Карелия закрепили вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 8, 33.1 ст. 14 Закона.
Согласно ст. 5 Федерального закона N 136-ФЗ от 27.05.2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, вопросы обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства с 01 января 2015 г. относятся к компетенции муниципального района, т.е. администрации Прионежского муниципального района.
Кроме того, жилое помещение, пострадавшее во время пожара, являвшееся местом жительства истца, являлось муниципальной собственностью администрации района, о чем свидетельствует договор найма жилого помещения №, заключенный между администрацией Прионежского муниципального района и истцом по делу хх.хх.хх г. Сведений о передаче спорного жилого помещения в муниципальную собственность поселения суду не представлено.
Таким образом, требования истца к администрации района о предоставлении жилого помещения являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. На основании изложенного в пользу истца подлежит взысканию уплаченная им государственная пошлина в сумме 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Кукушкина К.В. к администрации Шуйского сельского поселения Прионежского муниципального района об оспаривании решения, предоставлении жилого помещения, администрации Прионежского муниципального района о предоставлении жилого помещения удовлетворить частично.
Признать решение администрации Шуйского сельского поселения Прионежского муниципального района, выраженное в письме от хх.хх.хх г. №, незаконным.
Обязать администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия предоставить Кукушкину К.В. на территории Шуйского сельского поселения по договору социального найма вне очереди жилое помещение отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям Шуйского сельского поселения, равнозначное ранее занимаемому по количеству комнат, общей и жилой площади (общая площадь не менее ... кв.м., жилой не менее ... кв. м), отвечающее установленным требованиям.
Взыскать с администрации Шуйского сельского поселения Прионежского муниципального района Республики Карелия, администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия в пользу Кукушкина К.В. судебные расходы в размере 100 рублей с каждого ответчика.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Прионежского районного суда
Республики Карелия Т.В.Баранова
Мотивированное решение суда составлено 28 января 2015 года.