Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3591/2022 ~ М-2972/2022 от 29.06.2022

63RS0039-01-2022-004260-69

2а-3591/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 октября 2022 года г. Самара

Ленинский районный суд города Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3591/2022 по административному исковому заявлению Канабеева О.Е., Канабеева П.О. к Государственной инспекции строительного надзора Самарской области о признании действий незаконными,

установил:

Административные истцы обратились в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Государственной инспекции строительного надзора Самарской области, указав, что в январе 2022 года Канабеев О.Е. обратился в прокуратуру с жалобой на нарушение строительных норм и правил, допускаемых ООО «Специнжстрой» на строительной площадке в границах улиц Куйбышева, Фрунзе, Комсомольская. Жалоба перенаправлена в Государственную инспекцию строительного надзора Самарской области, из которой 24.03.2022 получен ответ о том, что выездная проверка указанной строительной площадки назначена на май 2022 года. На момент подачи административного иска нарушения на строительной площадке не устранены, ответа по существу на свое обращение истцы не получили. Ссылаясь на изложенное, просили признать незаконным бездействие Государственной инспекции строительного надзора Самарской области и обязать в течение 5 рабочих дней провести проверку строительной площадки.

В ходе судебного разбирательства административные истцы изменили требования в порядке ст. 46 КАС РФ, указав, что в результате проведенной проверки инспекцией установлено нарушение обязательных требований, однако вместе предписания об устранении нарушений застройщику выдано предостережение. Между тем, по мнению истцов, допущенные нарушения представляют непосредственную угрозу причинения вреда их жизни и здоровью, поскольку жилой дом, в котором они проживают, находится в зоне строительства. Просят признать незаконными действия Государственной инспекции строительного надзора Самарской области, выразившиеся в направлении застройщику предостережения вместо предписания.

В судебном заседании административный истец Канабеев О.Е. уточненные требования поддержал.

Представитель Государственной инспекции строительного надзора Самарской области по доверенности Иванникова Н.И. просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указывая, что инспекция действовала в установленном законом порядке и права административных истцов не нарушала.

Представитель заинтересованного лица ООО «Специнжстрой» по доверенности Сенчева Н.Д. возражала против удовлетворения требований, указав, что административные истцы злоупотребляют правами, в жилом доме не проживают, ведут судебные споры с застройщиком.

Консультант Самарского управления по надзору за строительством объектов гражданского и производственного назначения Государственной инспекции строительного надзора Самарской области Паталах А.И. не явился, ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, пояснил, что в рамках проверки им осуществлен выход на место, установлено несоответствие строительной площадки проектной документации, в связи с чем выдано предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований. Угроза причинения вреда жизни и здоровью выявлена не была, поэтому оснований для выдачи предписания не имелось.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется: 1) при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса; 2) при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса.

Согласно части 6 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ организация и осуществление государственного строительного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

В силу части 13 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного строительного надзора проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

В соответствии с частью 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть: 1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров; 2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий; 3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц; 4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; 5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 настоящего Федерального закона; 6) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.

В соответствии со ст. 49 Федерального закона N 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" установлено, что исключительно в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства, контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений 7(1).

В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса РФ и Положением о Государственной инспекции строительного надзора Самарской области, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 18.01.2006 № 1, Инспекция является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.

Из материалов дела следует, что на основании разрешения на строительство № RU 63301000-039 от 19.05.2009 застройщиком ООО «Специнжстрой» ведется строительство объекта капитального строительства «1 очередь строительства жилой застройки со встроенно-пристроенными помещениями (секции 10, 11, 12 по генплану, паркинг блок А, паркинг блок Б и трансформаторная подстанция № 15 по генплану)» по адресу: г.Самара, Самарский район, в границах улиц Куйбышева, Пионерской, Фрунзе, Комсомольской.

При строительстве объекта Государственной инспекцией строительного надзора Самарской области осуществляется государственный строительный надзор в соответствии с утвержденной программой проведения проверок от 01.10.2021.

В январе 2022 года Канабеев О.Е. обратился в прокуратуру Самарской области с жалобой на нарушение строительных норм и правил, допускаемых ООО «Специнжстрой» на строительной площадке в границах улиц Куйбышева, Фрунзе, Комсомольская. Указал, что его дом находится в опасной зоне отлета предметов в случае их падения со здания. При этом застройщик не предусмотрел защитных сооружений, укрытий и защитных экранов.

Данная жалоба перенаправлена в Государственную инспекцию строительного надзора Самарской области, которая в ответе 24.03.2022 сообщила заявителю, что в соответствии с программой проведения проверок выездная проверка на объекте запланирована на май 2022 года.

Решением руководителя Инспекции от 18.05.2022 на основании п.6 ч. 1 ст. 57 49 Федерального закона N 248-ФЗ и в соответствии с программой проведения проверок от 01.10.2021 назначено проведение внеплановой выездной проверки вышеуказанного объекта капитального строительства. Проведение проверки поручено консультанту Самарского управления по надзору за строительством объектов гражданского и производственного назначения Государственной инспекции строительного надзора Самарской области Паталаху А.И.

Из акта выездной проверки от 27.05.2022 следует, что по результатам проверки установлено, что строительная площадка не соответствует проектной документации в части сноса жилого дома № 41 по ул. Куйбышева, подпадающего в зону строительства подземного паркинга. Проектной документацией предусмотрено производство работ по разборке данного здания до начала строительства ТП и паркинга. Фактически жилой дом не снесен.

В протоколе осмотра от 24.05.2022 представитель застройщика пояснил, что дом не может быть снесен по причине незавершенного судебного процесса между Департаментом управления имуществом г.о.Самара и Канабеевым О.Е. об отмене решения о признании указанного дома аварийным.

По результатам проверки застройщику выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (л.д. 44-46).

Таким образом, незаконного бездействия в части осуществления государственного строительного надзора административным ответчиком не допущено, а его действия по выдаче предостережения соответствуют требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Учитывая, что в ходе проверки не были выявлены нарушения, влекущие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оснований для вынесения предписания в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" у контролирующего органа не имелось.

Согласно разъяснениям в п. 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов публичной власти, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Поскольку оценка выявленных нарушений и выбор меры реагирования на них осуществляется контролирующим органом по своему усмотрению в соответствии с компетенцией, предоставленной законом, действия ответчика по применению той или иной меры реагирования судебной проверке не подлежат. Обстоятельств, свидетельствующих о превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества, по делу не установлено.

В силу положений ст.227 КАС РФ обязательным условием для признания решений, действий (бездействия) незаконными является нарушение оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца. Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Доказательств того, что действия административного ответчика по выдаче предостережения вместо предписания повлекли нарушение прав, свобод и законных интересов административных истцов, создали препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или незаконному возложению на них какой-либо обязанности, материалы дела не содержат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Канабеева О.Е., Канабеева П.О. к Государственной инспекции строительного надзора Самарской области о признании действий незаконными – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) А.И. Иванова

Копия верна: судья

Решение в окончательной форме изготовлено 27.10.2022.

2а-3591/2022 ~ М-2972/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Канабеев О.Е.
Канабеев П.О.
Ответчики
Государственная инспекция строительного надзора Самарской области
Другие
ООО «Специнжстрой»
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на сайте суда
leninsky--sam.sudrf.ru
29.06.2022Регистрация административного искового заявления
30.06.2022Передача материалов судье
04.07.2022Решение вопроса о принятии к производству
04.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.07.2022Предварительное судебное заседание
26.07.2022Судебное заседание
31.08.2022Судебное заседание
08.09.2022Судебное заседание
12.09.2022Судебное заседание
26.09.2022Судебное заседание
13.10.2022Судебное заседание
27.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее