Решение по делу № 12-55/2015 от 20.04.2015

Материал № 12-55/2015

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

25 июня 2015 года               г. Комсомольск-на-Амуре

Судья Комсомольского районного суда Хабаровского края Богатырева Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе главного врача КГБУЗ «Комсомольская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края Якушенко С. С. на постановление главного государственного инспектора Комсомольского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 4 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Якушенко С. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> главный врач КГБУЗ «Комсомольская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора Комсомольского района по пожарному надзору ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ Якушенко С.С. назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб. за совершение правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Данным постановлением Якушенко С.С., признана виновной в том, что, являясь главным врачом КГБУЗ «Комсомольская центральная районная больница» допустила нарушение Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме в РФ», Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2009 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно:

- ДД.ММ.ГГГГ, в помещении, расположенном в <адрес>, в нарушение Постановления Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года «О противопожарном режиме в РФ», п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 1 ст. 6, п.п. 3 п. 2 ст. 53, п. 9 ст. 82 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2009 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.1. СП 1.13130.2009 на путях эвакуации отсутствуют светильники аварийного освещения с автономными источниками питания;

- ДД.ММ.ГГГГ, в помещении, расположенном в <адрес>, в нарушение Постановления Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года «О противопожарном режиме в РФ», п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 1 ст. 6, частей 1, 2 ст. 88 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2009 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.2.6 СП 4.13130.2013 дверь чердачного помещения не соответствует пределу огнестойкости EI 30;

- ДД.ММ.ГГГГ, в помещении, расположенном в <адрес>, в нарушение Постановления Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года «О противопожарном режиме в РФ», п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 1 ст. 6, частей 1, 2 ст. 88 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2009 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.2.6 СП 4.13130.2013 дверь вентиляционной камеры, расположенной в чердачном помещении не соответствует пределу огнестойкости EI 30;

- ДД.ММ.ГГГГ, в помещении, расположенном в <адрес>, в нарушение Постановления Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года «О противопожарном режиме в РФ», п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 1 ст. 6, частей 1, 2 ст. 88 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2009 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.2.6 СП 4.13130.2013 дверь вентиляционной камеры, расположенной в гараже скорой помощи не соответствует пределу огнестойкости EI 30;

- ДД.ММ.ГГГГ, в помещении, расположенном в <адрес>, в нарушение Постановления Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года «О противопожарном режиме в РФ», п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 1 ст. 6, Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2009 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.4.5 СП 2.13130.2012 стропила и обрешетка конструкции кровли не обработаны огнезащитным составом;

- ДД.ММ.ГГГГ, в помещении, расположенном в <адрес>, в нарушение Постановления Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года «О противопожарном режиме в РФ», п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 1 ст. 6, п. 1 ч. 2 ст. 53, ч. 1, 2 ст. 88 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2009 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.4.2 СП 1.13130.2009 дверь лестница третьего типа, расположенная на заднем фасаде здания установлена у части стены с световыми проемами (оконный проем, дверь).

    Наказание Якушенко С.С. назначено с применением ч. 2 ст. 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В жалобе Якушенко С.С. просила отменить указанное постановление, указывая, что протоколы об административном правонарушении составлены в отношении здания <адрес> отделения КГБУЗ «ЦРБ» МЗ ХК, которое до августа 2013 года являлось самостоятельным юридическим лицом и здание больницы находилось в муниципальной собственности Комсомольского района. На основании распоряжения Правительства Хабаровского края № 622-рп от 27 августа 2013 года, «Участковая больница <адрес>» реорганизовано в форме слияния в краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Комсомольская центральная районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края. ДД.ММ.ГГГГ был заключен муниципальный контракт между администрацией Комсомольского района Хабаровского края и ООО <данные изъяты> на выполнение строительства объекта «Участковая больница в <адрес>». При разработке проектной документации на выполнение строительства объекта применялись нормативные акты, регламентирующие требования к строительству, действующие на момент разработки проектной документации (т.е. СП, действующие на 2008 г.). Вместе с тем, в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, указано на нарушение СП 2013, СП 2012 года, что не соответствует требованию п. 4 ст. 4 ФЗ от 22 июля 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которому в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению. То есть административным органом вменяется невыполнение СП 2012, 2013 года, которые не являлись действующими на момент разработки проектно-сметной документации и соответственно не могли применятся при строительстве объекта по причине их не существования на момент строительства. Исходя из положений указанной выше нормы закона, нарушения могут быть предъявлены в случае невыполнения строительных норм и правил, действующих на момент разработки проектной документации. Основное требование несоблюдение правил пожарной безопасности может заключаться только в том, что строительство осуществлено с отклонением от СП, которое не обеспечивает безопасность жизни и здоровья людей, Однако таких доказательств административный орган не представил. Тем самым состав административного правонарушения в действиях должностного лица отсутствует. Нарушение требований пожарной безопасности состоит в невыполнении либо в ненадлежащем исполнении требований пожарной безопасности (ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»). В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, собственники имущества, должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии с положениями ст. 5.1. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. КГБУЗ «Центральная районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края является бюджетным учреждением, Учредителем и собственником учреждения является Хабаровский край (п. 1.3 Устава), и не является коммерческой организацией, так как согласно п. 2.2. Устава основным видом деятельности является - медицинская деятельность в рамках государственного задания, устанавливаемого Учредителем. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из краевого бюджета (п. 4.2. Устава) Учредитель осуществляет в отношении учреждения бюджетные полномочия главного распорядителя средств краевого бюджета в соответствии с действующим законодательством РФ и Хабаровского края. Таким образом, КГБУЗ «Центральная районная больница» МЗ ХК, в силу своего правового положения, регламентированного Уставом учреждения, не имеет самостоятельных денежных средств. Все денежные средства выделяются учредителем и имеют строго целевое назначение. Все требования, связанные с работами, отнесенными к капитальному ремонту, должны быть заявлены собственнику имущества, поскольку решение этих вопросов входит в его компетенцию. Но таких требований со стороны административного органа не было заявлено. КГБУЗ «ЦРБ» МЗ ХК в силу своего правового статуса не правомочно на решение вопросов, связанных с работами, отнесенными к капитальному ремонту. Якушенко С.С. со своей стороны приняла все возможные и зависящие от нее меры для надлежащего исполнения обязательства учреждением. А именно были направлены письма в адрес главы администрации Комсомольского района, который ранее являлся собственником имущества больницы и стороной по контракту при строительстве, с просьбой устранить выявленные дефекты и недостатки при выполнении строительных работ, Также были направлены письма, претензии в адрес строительной компании <данные изъяты> с аналогичными требованиями. В настоящее время, возникший между сторонами спор по поводу выявленных недостатков при строительстве, передается на разрешение суда. Права и обязанности руководителя КГБУЗ «Комсомольская центральная районная больница» регламентированы Уставом учреждения. В данном случае она действовала в соответствии с возложенными на нее обязанностями Уставом и со своей стороны приняла все возможные и зависящие от нее действия. Вывод органа пожарного надзора о том, что руководитель учреждения бездействовал, что привело к совершению административного правонарушения является надуманным. Учитывая указанные выше обстоятельства, полагает возможным обсудить вопрос о вынесении предупреждения, которое в силу ст. 3.4 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения является мерой административного наказания, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица.

    В судебном заседании защитник Ворончихина И.А. просила отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ по доводам, изложенным в жалобе. Считает, что Якушенко С.С. приняты все меры по устранению нарушений закона, ее вины в совершении правонарушения не установлена, бездействия со стороны Якушенко С.С. также нет, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.

В судебном заседании Якушенко С.С. просила отменить постановление, так как в ее действиях отсутствует состав правонарушения. В ноябре 2013 года было выявлено нарушение правил пожарной безопасности, и сразу после проверки она стала принимать меры к их устранению. Велась переписка с учредителем об устранении недочетов. Однако только в мае-июне 2015 года за счет средств учреждения были устранены выявленные нарушения. Считает, что ее вины нет, она приняла все меры к устранению нарушений, которые были допущены еще до перехода здания в оперативное управление КГБУЗ «Комсомольская центральная районная больница».Должностное лицо в судебное заседание не явился, о рассмотрении был извещен надлежащим образом, об отложении не ходатайствовал, в связи с чем судья находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав пояснения Якушенко С.С. и ее защитника, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.

В соответствие с ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

    Частью 4 вышеуказанной статьи предусмотрено, что нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения являются общественный порядок и общественная безопасность.

Объективная сторона ч. 1, 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях состоит в том, что виновный нарушает требования пожарной безопасности, установленные Законом РФ «О пожарной безопасности», Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", техническими регламентами, а также утвержденные полномочными госорганами противопожарной защиты.

Субъектами рассматриваемого административного правонарушения являются в том числе и юридические лица.

В настоящее время требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, определены Правилами противопожарного режима.

Кроме того, наряду с Правилами противопожарного режима также действуют и иные нормативные документы по пожарной безопасности, и нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности, утвержденные в установленном порядке (ст. 1, 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

В соответствии с пунктом 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 данные Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" положения настоящего Федерального закона обязательны для исполнения при техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

Пожарная безопасность объекта защиты исходя из положений ст. 6 вышеуказанного закона считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий, в том числе в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с подпунктом 3 ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения). При этом согласно ч. 9 ст. 82 закона светильники аварийного освещения на путях эвакуации с автономными источниками питания должны быть обеспечены устройствами для проверки их работоспособности при имитации отключения основного источника питания. Ресурс работы автономного источника питания должен обеспечивать аварийное освещение на путях эвакуации в течение расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону.

Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлены пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов и тамбур-шлюзов (статья 88 Закона).

В соответствии с ч. 10 ст. 16 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании" в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации разрабатываются своды правил. Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Приказами МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 171, от 21 ноября 2012 года № 693, от 24 апреля 2013 года № 288 утверждены своды правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" соответственно.

Указанные своды правил разработаны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Таким образом, соблюдение требований свода правил является обязательным.

Материалами дела: протоколами от ДД.ММ.ГГГГ, пояснениями главного врача Якушенко С.С., установлено, что КГБУЗ «Комсомольская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края нарушены требования пожарной безопасности, а именно в помещении, расположенном в <адрес>, в нарушение Постановления Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года «О противопожарном режиме в РФ», п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 1 ст. 6, п.п. 3 п. 2 ст. 53, п. 9 ст. 82, частей 1, 2 ст. 88 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2009 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.1. СП 1.13130.2009, п. 5.2.6 СП 4.13130.2013, п. 5.4.5 СП 2.13130.2012 на путях эвакуации отсутствуют светильники аварийного освещения с автономными источниками питания, дверь чердачного помещения не соответствует пределу огнестойкости EI 30, дверь вентиляционной камеры, расположенной в чердачном помещении не соответствует пределу огнестойкости EI 30, дверь вентиляционной камеры, расположенной в гараже скорой помощи не соответствует пределу огнестойкости EI 30, стропила и обрешетка конструкции кровли не обработаны огнезащитным составом, лестница третьего типа, расположенная на заднем фасаде здания установлена у части стены со световыми проемами (оконный проем, дверь).

Вместе с тем, согласно ст. 1. 5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

    Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

    Якушенко С.С., являясь главным врачом КГБУЗ «Комсомольская центральная районная больница», действуя в пределах полномочий, предоставленных ей Уставом, предпринимала меры к устранению нарушений пожарной безопасности.

    Так, согласно имеющимся в материалах дела письмам от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ главный врач Якушенко С.С. обращалась к главе администрации Комсомольского района об устранении нарушений пожарной безопасности.

    Тем самым, в действиях Якушенко С.С. отсутствует вина в допущенном правонарушении.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 настоящего Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

При таких обстоятельствах, постановление главного государственного инспектора Комсомольского района по пожарному надзору ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении главного врача КГБУЗ «Комсомольская центральная районная больница» Якушенко С.С. подлежит отмене, а производство по делу прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Жалобу Якушенко С. С. удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора Комсомольского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении Якушенко С. С. по ч.ч.1, 4 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях – отменить, производство по делу прекратить.

    Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                    Н.Ю.Богатырева

12-55/2015

Категория:
Административные
Статус:
Производство по жалобе прекращено
Ответчики
Якушенко Светлана Семеновна
Другие
Ворончихина Ирина Анатольевна
Суд
Комсомольский районный суд Хабаровского края
Судья
Богатырева Н.Ю.
Статьи

ст. 20.4 ч.4 КоАП РФ

Дело на странице суда
komsomolsky--hbr.sudrf.ru
20.04.2015Материалы переданы в производство судье
22.04.2015Истребованы материалы
02.06.2015Поступили истребованные материалы
17.06.2015Судебное заседание
23.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2015Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
30.07.2015Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
11.08.2015Вступило в законную силу
12.08.2015Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее