Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-458/2019 ~ М-267/2019 от 19.03.2019

    Уникальный идентификатор дела 83RS0001-01-2019-000433-18

    Дело № 2-458/2019                                       15 мая 2019 года

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего судьи Парфенова А.П.,

при секретаре судебных заседаний Рычковой Н.С.,

рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в г. Нарьян-Маре гражданское дело по исковому заявлению Андрюшенко А.А. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу об обязании произвести перерасчет и выплату компенсации за найм жилого помещения, взыскании компенсации за просрочку выплаты, компенсации морального вреда,

установил:

Андрюшенко А.А. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу (УМВД России по Ненецкому автономному округу) об обязании произвести перерасчет и выплату компенсации за найм жилого помещения, взыскании компенсации за просрочку выплаты, компенсации морального вреда.

    В обоснование требований истцом указано, что, являясь сотрудником органов внутренних дел, с 04.12.2017 он был зачислен в распоряжение УМВД России по Ненецкому автономному округу. 02 апреля 2018 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1228 «О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел» истец обратился в адрес ответчика с рапортом, в котором просил выплатить ему компенсацию за найм жилого помещения за период с 10.12.2017 по 10.06.2018. На основании приказа УМВД России по Ненецкому автономному округу от 12.04.2018 № 221 за истцом признано право на получение указанной компенсации из расчета 3600 руб. в месяц за период с 10.12.2017 по 10.06.2018. Вместе с тем, выплата компенсации за найм жилого помещения ответчиком не произведена, что истец считает незаконным. Указывает, что им ответчику были предоставлены все необходимые документы, предусмотренные указанным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1228, для выплаты компенсации за найм жилого помещения. Считает, что ответчиком допущена просрочка выплаты компенсации за найм жилого помещения, в связи с чем, УМВД России по Ненецкому автономному округу несет ответственность в виде уплаты компенсации за задержку выплаты в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса РФ (ТК РФ). Действиями ответчика истцу причинен моральный вред.

    Истец просит суд обязать ответчика произвести перерасчет и выплату компенсации за найм жилого помещения за период с 10.12.2017 по 10.06.2018 в размере 23100 руб., взыскать в его пользу компенсацию за просрочку выплаты в размере 6000 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 300 тыс. руб. Указывает, что к требованиям, заявленным по настоящему делу, применим предусмотренный статьей 392 ТК РФ годичный срок обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. Полагает, что срок обращения в суд по данному делу следует исчислять со дня перевода заявителя по месту службы в другом территориальном органе МВД России, в связи с чем, указанный срок при обращении в суд по данному делу не пропущен.

Истец, извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, на исковых требованиях настаивает по основанием, указанным в иске и письменных дополнениях к нему.

Критически оценивает доводы возражений ответчика на иск. Указывает, что служебный спор им по настоящему делу не заявлен, т.к. в иске содержатся требования о взыскании назначенной, но не выплаченной компенсации за найм жилого помещения, в связи с чем, полагает, что указанный ответчиком трехмесячный срок обращения в суд, предусмотренный частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к настоящему делу неприменим.

Представитель ответчика, извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.

Ранее в судебном заседании представитель ответчика по доверенности Шибалов А.Э. с иском не согласился по основаниям, указанным в письменном отзыве на иск и дополнениях к отзыву. Считает несостоятельной ссылку истца на положения части 2 статьи 392 ТК РФ о годичном сроке обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. Обращает внимание, что порядок прохождения службы в органах внутренних дел урегулирован специальным законодательством о службе в органах внутренних дел, которым предусмотрены, в частности, сроки обращения сотрудника в суд за разрешением служебного спора, положения трудового законодательства (часть 2 статьи 392 ТК РФ), на которые ссылается истец, по настоящему делу неприменимы. В этой связи, со ссылкой на часть 4 статьи 72 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указывает, что сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Считает, что указанный трехмесячный срок истцом при обращении в суд с иском по данному делу пропущен без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа в иске. В остальной части требования производного характера: о взыскании компенсации за просрочку выплаты, компенсации морального вреда также считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Просил в иске отказать в полном объеме.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела Нарьян-Марского городского суда <адрес> по иску Андрюшенко А.А. к УМВД России по Ненецкому автономному округу, прокуратуре Ненецкого автономного округа о признании лицом, подвергшимся трудовой (служебной) дискриминации, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, материалы надзорных производств прокуратуры Ненецкого автономного округа №, по обращениям Андрюшенко А.А., материалы проверки Нарьян-Марского межрайонного следственного отдела Следственного управления по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Следственного комитета РФ по обращению Андрюшенко А.А., суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1, частями 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служба в органах внутренних дел - это федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с: 1) Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; 4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; 5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В случаях, не урегулированных указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

В силу части седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на федеральных государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно разъяснениям в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017) указанными федеральными законами предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным со службой в органах внутренних дел.

В судебном заседании установлено и подтверждается вступившим в законную силу решением Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 12.02.2019 по делу по спору с участием тех же сторон, что 25.08.2017 Андрюшенко А.А. обратился на имя начальника УМВД России по Ненецкому автономному округу с рапортом, в котором просил рассмотреть вопрос дальнейшего прохождения им службы в органах внутренних дел Ненецкого автономного округа в порядке перемещения по службе в другой населенный пункт, на должностях среднего начальствующего состава по охране общественного порядка УМВД России по Ненецкому автономному округу.

В связи с поступлением указанного рапорта истца приказом УМВД России по Ненецкому автономному округу от 14.12.2017 № 146 л/с Андрюшенко А.А. назначен с 11.12.2017 на должность участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции УМВД России по Ненецкому автономному округу. На основании данного приказа истец зачислен в распоряжение УМВД России по Ненецкому автономному округу с 04.12.2017.

В соответствии с приказом от 28.12.2017 №149 л/с Андрюшенко А.А. назначен с 25.12.2017 на должность старшего инспектора по организации деятельности отдела участковых уполномоченных полиции УМВД России по Ненецкому автономному округу, которую замещал до 16.07.2018, с 16 июля 2018 года на основании приказа УМВД России по Ненецкому автономному округу от 13.07.2018 № 88 л/с истец был откомандирован для дальнейшего прохождения службы в МО МВД России «Оленегорский».

Как предусмотрено частью 4 статьи 8 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, ежемесячно выплачивает сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Как предусмотрено пунктами 2, 2(1) Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 № 1228 «О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел» денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (денежная компенсация) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, замещающим должности младшего, среднего, старшего, высшего начальствующего состава, не имеющим жилого помещения по месту службы, в случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда у соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, выплачивается в размере фактических расходов, но не превышающем размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим пункта 2 данного Постановления Правительства РФ, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2012 № 1103 «Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения». Денежная компенсация сотрудникам, замещающим должности рядового состава, не имеющим жилого помещения по месту службы, в случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда у соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, а также членам семьи погибших (умерших) сотрудников, указанных в настоящем пункте, выплачивается в размере, не превышающем: в городах Москве и Санкт-Петербурге - 15000 рублей; в других городах и районных центрах - 3600 рублей; в прочих населенных пунктах - 2700 рублей.

Как предусмотрено пунктами 4-9 Правил выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений членам семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1228) для получения денежной компенсации сотрудник подает рапорт на имя руководителя органа, подразделения, организации или учреждения, в котором он проходит службу (далее - орган), к которому прилагаются следующие документы: а) копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи; в) справки территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" о наличии (отсутствии) у сотрудника и членов его семьи в собственности жилых помещений в субъекте Российской Федерации, в котором он проходит службу. Копии указанных документов представляются с предъявлением оригиналов. Рапорт и указанные документы, в месячный срок рассматриваются жилищной (жилищно-бытовой) комиссией, создаваемой приказом руководителя органа. На основании решения жилищной (жилищно-бытовой) комиссии издается приказ руководителя органа о выплате денежной компенсации, в котором указываются срок выплаты и размер денежной компенсации. Денежная компенсация выплачивается по месту службы сотрудника за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц. Выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения по день утраты сотрудником права на ее получение. Основанием для прекращения выплаты является приказ руководителя органа.

В судебном заседании установлено, что 02 апреля 2018 года в соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1228 истец обратился в адрес ответчика с рапортом, в котором просил выплатить ему компенсацию за найм жилого помещения за период с 10.12.2017 по 10.06.2018.

На основании приказа УМВД России по Ненецкому автономному округу от 12.04.2018 № 221 начальнику ЦФО УМВД России по Ненецкому автономному округу приказано ежемесячно выплачивать истцу денежную компенсацию за найм жилья в размере 3600 руб. с 10.12.2017 по 10.06.2018 с учетом имеющихся лимитов бюджетных обязательств за истекшие месяцы одновременно с выплатой денежного довольствия.

Согласно пояснениям представителя ответчика в судебном заседании выплата истцу компенсации за найм жилья за указанный период не производилась, в связи с тем, что заявителем в ЦФО УМВД России по Ненецкому автономному округу не были предоставлены документы, подтверждающие оплату найма жилого помещения.

Отказ в выплате компенсации за найм жилья истец считает незаконным, указывая в иске, что данное нарушение является длящимся, в связи с чем, срок для обращения в суд по настоящему делу следует исчислять с момента перевода заявителя из УМВД России по Ненецкому автономному округу в другой территориальный орган МВД России.

По мнению истца, к требованиям, заявленным по настоящему делу, применим предусмотренный статьей 392 ТК РФ годичный срок обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.

В ходе рассмотрения дела ответчиком заявлено ходатайство о применении к спору последствий пропуска истцом без уважительных причин трехмесячного срока обращения в суд за разрешением служебного спора.

Возражая против указанных доводов ответчика, истец ссылается на то, что по настоящему делу служебный спор им не инициировался, в связи с чем, положения статьи 72 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не подлежат применению при рассмотрении дела.

Вместе с тем, указанные доводы истца суд оценивает критически, как основанные на ином, неверном толковании норм права.

Согласно частям 1, 4 статьи 72 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под служебным спором в органах внутренних дел понимаются неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел и контракта, между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и сотрудником органов внутренних дел или гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшим на службе в органах внутренних дел, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником. Сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

По настоящему делу истцом заявлены требования о взыскании компенсации за найм жилья в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, тем самым, заявлен служебный спор по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел.

По требованиям о взыскании денежных сумм, которые, по мнению сотрудника органа внутренних дел, причитаются ему в связи с прохождением службы, по общему правилу, применяется трехмесячный срок обращения в суд за защитой права с момента, когда сотруднику стало известно или должно было быть известно о нарушении его права.

Вопреки доводам истца, в данном случае к требованиям, заявленным по настоящему делу, не применяется предусмотренный статьей 392 ТК РФ годичный срок обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.

Сроки обращения в суд за разрешением спора, заявленного по настоящему делу, урегулированы специальным законодательством о прохождении службы в органах внутренних дел, в связи чем, в рассматриваемом случае в данной части нормы трудового законодательства не подлежат субсидиарному применению к спорным правоотношениям.

Таким образом, в данном случае для защиты права лица, обратившегося в суд, установлен трехмесячный срок, исчисляемый с момента, когда заявителю стало известно или должно было быть известно о нарушении его права.

В иске истец ссылается на то, что срок на реализацию его права на обращение в суд за невыплаченной компенсацией за найм жилья следует исчислять с момента перевода заявителя из УМВД России по Ненецкому автономному округу в другой территориальный орган МВД России.

Как установлено, с 16 июля 2018 года на основании приказа УМВД России по Ненецкому автономному округу от 13.07.2018 № 88 л/с истец был откомандирован для дальнейшего прохождения службы в МО МВД России «Оленегорский».

Иск в суд по настоящему делу предъявлен истцом 10.03.2019 (согласно штампу на приложенном к иску почтовом конверте), т.е. со значительным пропуском трехмесячного срока обращения в суд.

Сроки для обращения в суд выступают в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон правоотношений; сами по себе эти сроки не могут быть признаны неразумными и несоразмерными, поскольку направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав и являются достаточными для обращения в суд. Лицам, не реализовавшим по уважительным причинам свое право на обращение в суд, предоставляется возможность восстановить этот срок в судебном порядке. Соответственно, установление законом сроков обращения в суд не может расцениваться как нарушающее конституционные права гражданина.

Ходатайства о восстановлении срока обращения в суд с мотивированным указанием конкретных уважительных причин его пропуска истец по делу не заявлял, считая срок обращения в суд не пропущенным, что не нашло подтверждения в судебном заседании.

Оснований для квалификации действий ответчика по невыплате истцу спорной компенсации за найм жилья в качестве длящегося нарушения права заявителя у суда в установленных обстоятельствах дела не имеется.

Как предусмотрено абзацем 3 части 4 статьи 198 ГПК РФ в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в иске в связи с пропуском истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением спора, без исследования иных фактических обстоятельств дела.

Поскольку судом не установлено оснований для удовлетворения исковых требований об обязании ответчика произвести перерасчет и выплату компенсации за найм жилого помещения за период с 10.12.2017 по 10.06.2018 включительно, то производные требования о взыскании компенсации за просрочку выплаты, а также компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению.

Таким образом, в иске следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Андрюшенко А.А. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу об обязании произвести перерасчет и выплату компенсации за найм жилого помещения за период с 10 декабря 2017 года по 10 июня 2018 года включительно, взыскании компенсации за просрочку выплаты, компенсации морального вреда, - оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                        А.П. Парфенов

Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2019 года

2-458/2019 ~ М-267/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Андрюшенко Алексей Александрович
Ответчики
УМВД России по НАО
Суд
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа
Судья
Парфенов Александр Павлович
Дело на странице суда
nariyanmarsky--nao.sudrf.ru
19.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2019Передача материалов судье
22.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.04.2019Предварительное судебное заседание
15.05.2019Судебное заседание
20.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее