Дело № 2-112/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Усть-Кулом | 12 марта 2019 года |
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе судьи Т.В. Мартынюк, при секретаре О.А. Плескач,
с участием истца В.Н. Холопова,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Холопова В.Н. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения,
установил:
Холопов В.Н. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района «Усть-Куломский» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке. В обоснование иска указано, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений под №. На сегодняшний день истец проживает со своей семьей в квартире, которую снимает.
В судебном заседании истец Холопов В.Н. настаивал на заявленных исковых требованиях по основаниям указанным в иске.
Администрация муниципального района «Усть-Куломский» ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя. В письменных возражениях просили отказать в удовлетворении иска по основаниям отсутствия свободных жилых помещений в муниципальной собственности администрации муниципального района «Усть-Куломский», вынуждены предоставлять специализированное жилье в порядке очередности вынесения судебных решений, а не в порядке включения их в список. Финансовые средства, предоставляемые бюджету недостаточны для обеспечения всех детей-сирот подлежащих обеспечению жилыми помещениями включенных в списки. Внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам свидетельствует о том, что дети-сироты злоупотребляют правом на предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, поскольку обращение с иском об обеспечении жилым помещением нарушает права граждан данной льготной категории, включенных в списки.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Холопов В.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (актовая запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ произведена администрацией <адрес>). Мать истца – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ (запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ). Отец – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ (запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ).
Распоряжением отдела опеки и попечительства по Усть-Куломскому району Республики Коми Агентства РК по социальному развитию № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном истца был назначен ФИО5 (брат матери истца).
Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» № от ДД.ММ.ГГГГ Холопов В.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно диплому государственного профессионального образовательного учреждения «<данные изъяты> Холопов В.Н. в течение одного года освоил образовательную программу по очной форме обучения, получил квалификацию – <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ получил диплом о среднем профессиональном образовании.
На основании закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (действовавший на момент включения истца в Список) постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № Холопов В.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
По сведениям администрации муниципального района «Усть-Куломский» Холопов В.Н. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений под номером 19. По настоящее время он жилым помещением не обеспечен.
В Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации).
В силу положений ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, ч. 1 ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Меры социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ). Дополнительные гарантии прав детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» от 01.12.2015 № 115-РЗ, вступившим в силу с 01.01.2016, органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; а также по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (ч. 7, 8 ст. 1).
Положениями ст. 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п. 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).
Из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Доводы ответчика, указывающие на злоупотребление правом со стороны истца, в данном случае необоснованны и не могут быть приняты во внимание, поскольку в рассматриваемом правоотношении, исходя из требований стороны истца, не содержатся основания для признания его действий как заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Иное толкование данного обстоятельства приведет к нарушению прав истца на судебную защиту в порядке гражданского судопроизводства и поставит исполнение закона в зависимость от исполнения обязательств ответчиком.
Доводы ответчика об отсутствии денежных средств не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Холопову В.Н., на дату обращения в суд, исполнилось 23 года, право требования жилого помещения у истца возникло 5 лет назад, за это время, как указывает ответчик, Холопов В.Н. состоял в очереди под номером 54, а в настоящее время под номером 19, то есть после достижения истцом совершеннолетнего возраста, он фактически был лишён права на жильё, которое гарантировано Конституцией РФ.
Так же суд не может согласиться с мнением ответчика о том, что предоставление жилья Холопову В.Н. предусмотрено в порядке очерёдности, в противном случае, могут быть нарушены права и свободы других лиц, поскольку очередь для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Холопова В.Н. удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» предоставить Холопову В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде жилого дома или отдельной квартиры на состав семьи один человек не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения на территории муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский».
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.В. Мартынюк
Мотивированное решение изготовлено 14.03.2019.