АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Улан-Удэ
«02» сентября 2010 года Дело №А10-3084/2010
Резолютивная часть решения объявлена 31 августа 2010 года
В полном объёме решение изготовлено 02 сентября 2010 года
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Мархаевой Г.Д-С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филатьевым И.Т.,рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия к индивидуальному предпринимателю Трофимову Алексею Александровичу о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
заявителя: Заиграевой Т.А., представитель по доверенности № 01-01 от 11.01.2010 г.;
ответчика: не явился, извещен (возврат заказного письма с уведомлением от 11.08.2010);
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия (далее - УГАДН по РБ, Управление) обратилось в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Трофимова Алексея Александровича (далее - ИП Трофимов А.А.), предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования и пояснил, что, инспектором УГАДН по РБ была проведена внеплановая проверка соблюдения ИП Трофимовым А.А. лицензионных требований в сфере перевозки пассажиров автотранспортом.
В ходе проверки было установлено, что ИП Трофимовым А.А. допускаются грубые нарушения лицензионных требований, выразившиеся в использовании транспортного средства, не прошедшего предрейсовый технический осмотр, что является нарушением подпункта "б" пункта 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637.
Кроме этого, лицензиатом допускаются иные нарушения лицензионных требований и условий, а именно: не организован ежедневный контроль технического состояния автомобиля перед выездом на линию и по возвращению к месту стоянки; не оформляется путевая документация; не организована работа в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, не соблюдается установленный режим работы водителя, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха; отсутствует график работы водителя на регулярном маршруте №91; не организовано проведение работ по техническому обслуживанию автомобиля (ТО-1, ТО-2) и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами (документы, подтверждающие проведение работ по ТО на момент проверки отсутствуют); не организовано проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров; срок действия договора на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей с ООО «Таксомоторный парк «Стрелка» истек 21.04.2010; лицензиат не осуществляет ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований, установленных нормативно-правовыми документами, а также мероприятий по устранению причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства принадлежащие лицензиату, и мероприятий направленных на недопущение нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности; не осуществляется учет ДТП и нарушений ПДД; лицензиат при перевозке пассажиров по маршруту №91 совершил наезд на пешехода.
На основании изложенного просит привлечь ИП Трофимов А.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ИП Трофимов А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица привлекаемого к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что 25 октября 2005 года Трофимов Алексей Александрович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 03 №000852758 (л.д.18).
01 ноября 2005 года ИП Трофимову А.А. выдана лицензия №223717 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. В соответствии с приложением к лицензии к осуществлению перевозок допущен автомобиль с государственным регистрационным знаком АН 045 03 RUS (л.д.17).
30 июля 2010 года государственным инспектором УГАДН по РБ на основании приказа начальника Управления №509 от 28 июля 2010г. проведена проверка ИП Трофимова А.А. в целях проведения мероприятий по контролю за соблюдением нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность на автомобильномтранспорте, о чем составлен акт №652/72709 от 30 июля 2010 г.
30 июля 2010 года государственным инспектором УГАДН по РБ в отношении ИП Трофимова А.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Из указанного протокола следует, что ИП Трофимовым А.А. допущены грубые нарушения лицензионных требований, выразившееся в нарушении предпринимателем подпункта "б" пункта 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637.
Кроме этого, нарушены требования статей 18, 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статей 2 и 6 Федерального закона от 08 октября 2007 года №259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", пунктов 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. № 637; Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 г. № 27; Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 года №15; Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 г. № 152; Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 года №15; Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 года №2;"Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта", утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.09.1984 г.; Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647; Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 02.04.1996 года №22, которые выразились в следующем:
- лицензиатом не организован ежедневный контроль технического состояния автомобиля перед выездом на линию и по возвращению к месту стоянки. Отсутствует документация, подтверждающая прохождение предрейсового и послерейсового технического осмотра.
- не соблюдается установленный порядок ведения путевой документации;
- не организована работа в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, не соблюдается установленный режим работы водителя, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха;
- отсутствует график работы водителя на регулярном маршруте №91;
- не организовано проведение работ по техническому обслуживанию автомобиля (ТО-1, ТО-2) и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами (документы, подтверждающие проведение работ по ТО на момент проверки отсутствуют);
- не организовано проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров; срок действия договора на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей с ООО «Таксомоторный парк «Стрелка» истек 21.04.2010;
- лицензиат не осуществляет ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований, установленных нормативно-правовыми документами, а также мероприятий по устранению причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства принадлежащие лицензиату, и мероприятий направленных на недопущение нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности;
- не осуществляется учет ДТП и нарушений ПДД;
- лицензиат при перевозке пассажиров по маршруту №91 совершил наезд на пешехода.
Таким образом, ИП Трофимовым А.А. допущены грубые нарушения лицензионных требований, а также не соблюдаются лицензионные требования и условия, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Выслушав объяснение представителя заявителя, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с пунктом 62 статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В силу статьей 5 названного Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 30 октября 2006 года №637 утвердило Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее – Положение).
Согласно пункту 4 названного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее -Федеральный закон «О безопасности дорожного движения») установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
- соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
- создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
- анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
- организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
В силу подпункта "б" пункта 5 Положения грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий являются в том числе использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.
В силу пункта 2.5.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 N 15, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки.
Судом установлено, что ИП Трофимовым А.А. допущено грубое нарушение лицензионных требований, выразившееся в нарушении предпринимателем подпункта "б" пункта 5 Положения - использование транспортного средства, не прошедшего предрейсовый технический осмотр. Данное обстоятельство подтверждается исследованными судом доказательствами: протоколом об административном правонарушении №257 от 30 июля 2010 года, актом проверки от 30 июля 2010 года №652/72709, из которых следует, что лицензиатом не организован ежедневный контроль технического состояния автомобиля перед выездом на линию и по возвращению к месту стоянки. Отсутствует документация, подтверждающая прохождение предрейсового и послерейсового технического осмотра.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
В силу пунктов 5.2.3 и 5.2.5 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 2 владельцы автобусов обязаны: обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности); организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.
Обязанность организации, осуществляющей перевозку пассажиров, по осуществлению контроля за состоянием здоровья водителей в процессе их трудовой деятельности путем установления режима труда и отдыха, ведению документации по учету рабочего времени и времени отдыха предусмотрена и пунктом 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 марта 1995 г. N 27,
В соответствии с указанной нормой владельцы лицензии должны устанавливать режимы труда и отдыха водителей в соответствии с установленными нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей; с учетом этих норм составлять графики работы водительского состава, организовывать контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, вести документацию по учету рабочего времени и времени отдыха.
В силу пунктов 3, 4 Положения "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации N 15 от 20.08.2004, особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.
Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Согласно пункту 3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984, установлена периодичность проведения технического обслуживания для транспортных средств.
В соответствии с пунктом 2.2 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся: проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.
На основании абз. 5 п. 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27 индивидуальный предприниматель обязан обеспечить ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований данного Положения, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности.
Пунктом 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 N 647 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий" на владельцев транспортных средств возложена обязанность по учету дорожно-транспортных происшествий с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения.
Проведенной УГАДН по РБ проверкой выявлены иные нарушения лицензионных требований и условий, а именно лицензиатом: не оформляется путевая документация; не организована работа в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, не соблюдается установленный режим работы водителя, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха; отсутствует график работы водителя на регулярном маршруте №91; не организовано проведение работ по техническому обслуживанию автомобиля (ТО-1, ТО-2) и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами (документы, подтверждающие проведение работ по ТО на момент проверки отсутствуют); не организовано проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров; срок действия договора на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей с ООО «Таксомоторный парк «Стрелка» истек 21.04.2010; лицензиат не осуществляет ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований, установленных нормативно-правовыми документами, а также мероприятий по устранению причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства принадлежащие лицензиату, и мероприятий направленных на недопущение нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности; не осуществляется учет ДТП и нарушений ПДД; лицензиат при перевозке пассажиров по маршруту №91 совершил наезд на пешехода.
Однако, указанные нарушения необходимо квалифицировать по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении должен быть составлен протокол, то есть каждое правонарушение фиксируется в отдельном протоколе. Протокол является необходимым правовым основанием для привлечения лица к административной ответственности.
Вместе с тем, административным органом отдельный протокол по указанному эпизоду по части 3 статьи 14.1 КоАП не составлялся.
Однако судом установлено, что ИП Трофимовым А.А. было допущено грубое нарушение лицензионных условия при осуществлении перевозок пассажиров, а именно: использование транспортного средства, не допущенного в установленном порядке к эксплуатации и не прошедшего предрейсового технического осмотра, т.е. совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Факт осуществления ИП Трофимовым А.А. предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) подтверждается исследованными судом материалами – протоколом по делу об административном правонарушении, актом проверки.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
При таких обстоятельствах требование заявителя о привлечении ИП Трофимова А.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, является обоснованным.
Судом проверено соблюдение процессуальных требований при привлечении ответчика к административной ответственности, нарушений при этом не выявлено.
Суд не находит оснований для освобождения ИП Трофимова А.А. от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, личность виновного, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств и приходит к выводу о назначении в качестве наказания административного штрафа в минимальном размере.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Привлечь индивидуального предпринимателя Трофимова Алексея Александровича, 04.04.1970 года рождения, место рождения: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, свидетельство о государственной регистрации серии 03 №000852758 от 25.10.2005, проживающего по адресу: 670034, г. Улан-Удэ, проспект 50 лет Октября, 48-22, к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере четырех тысяч рублей.
2. Выдать исполнительный лист.
3. Перечисление штрафа производить по следующим реквизитам:
Получатель УФК МФ по РБ УГАДН по РБ, наименование платежа - штраф по статье 14.1, ИНН 0323023580, КБК 106 116 90040040000140, КПП 032601001, ОКАТО 81401000000, расчетный счет 401 018 106 000 000 100 02 ГРКЦ НБ РБ, БИК 048142001.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 рабочих дней со дня принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/.
5. Согласно ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Судья Г.Д.-С. Мархаева