Дело № 12-125/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
п.г.т. Холм-Жирковский 05 ноября 2019 года.
Судья Сафоновского районного суда Смоленской области, расположенного по адресу: 215650, Смоленская область, Холм-Жирковский район, п.г.т. Холм-Жирковский, ул. Свердлова, д.15, Баринов В.П.,
с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Башкирова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу муниципального унитарного предприятия «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» на постановление государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по <адрес> Купцова С.А. от дд.мм.гггг по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский»,
установил:
Постановлением государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по <адрес> Купцова С.А. № ххх.2-Пс/0037-0582вн-2019 от дд.мм.гггг МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Не согласившись с данным постановлением директор МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» Башкиров С.Н. обратился в Сафоновский районный суд <адрес> с жалобой на указанное постановление.
В рассматриваемой жалобе он просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, сославшись на то, что при его вынесении им были допущены существенные нарушения, выразившиеся в не рассмотрении ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, об отложении рассмотрения протокола об административном правонарушении, а также не дана оценка материалам, предоставленным в обоснование отсутствия в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения.
В судебное заседание представитель МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» Башкиров А.Н. явился, доводы жалобы поддержал, сославшись на отсутствие у должностного лица при составлении протокола об административном правонарушении данных о надлежащем извещении представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте времени и дате его составления.
Должностное лицо, вынесшее постановление, будучи надлежащим образом уведомленным о дне, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилось, о причине неявки суд не уведомило и об отложении её рассмотрения не ходатайствовало.
Заслушав защитника МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» Башкирова А.Н., проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ наступает за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 25.1 КоАП РФ определено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Требования статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Так, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, допускается только в случае, если эти лица были извещены в установленном порядке о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дд.мм.гггг N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что в зависимости от конкретных обстоятельств дела извещение может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС - сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
Содержание приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении в целях обеспечения ему возможности реализовать права на защиту.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении в отношении муниципального унитарного предприятия «Коммунальщик п. г.т. Холм-Жирковский» составлен государственным инспектором отдела общего промышленного надзора по <адрес> Купцовым С.А. дд.мм.гггг без участия представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности (л.д. 70-72).
В материалах дела имеется уведомление от дд.мм.гггг об извещении МУП «Жилкомсервис» о времени, месте и дате составления протокола об административном правонарушении (л.д. 69), но исходя из текста уведомление осуществлено в отношении МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский». Данное уведомление направлено по адресу нахождения указанного юридического лица.
В материалах дела также имеется ксерокопия выдержки из книги учета отправлений факсов (л.д. 67-68), но отправление в адрес МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» в ней отсутствуют.
При повторном рассмотрении жалобы должностным лицом в адрес суда представлен список внутренних отправлений и отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80087633164039 от дд.мм.гггг (л.д. 150-151), согласно которым дд.мм.гггг в адрес МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» Башкирову С.Н. направлено уведомление б/н, полученное представителем юридического лица дд.мм.гггг
Таким образом, представитель МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» был надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Предоставление данных сведений при рассмотрении жалобы на указанное постановление не свидетельствует об отсутствии надлежащего извещения.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
О дате рассмотрения дела об административном правонарушении представитель МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» извещен дд.мм.гггг, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 76).
Дело об административном правонарушении рассмотрено в его отсутствие.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от дд.мм.гггг N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий таких аварий. Требованиями промышленной безопасности являются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе N 116-ФЗ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (часть 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ).
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности (часть 1 статьи 9 и части 1 статьи 11 Закона N 116-ФЗ).
На основании распоряжения Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № С-582-пр от дд.мм.гггг проведена плановая выездная проверка в отношении муниципального унитарного предприятия «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» (МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский», ИНН 6719004140) в рамках осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, государственного контроля и надзора за соблюдением требований технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления
В ходе проверки выявлено, что МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» осуществляется эксплуатация опасного производственного объекта - Система теплоснабжения, регистрационный № А04-21070-0001, III класс опасности, с нарушениями требований промышленной безопасности, а именно:
- не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности — отсутствуют протоколы аттестации в области промышленной безопасности директора МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» Башкирова С. Н., то есть нарушены требования: часть 1 статьи 9 Федерального закона от дд.мм.гггг № ххх- ФЗ;
- на объекте газовая котельная (микроблок № ххх, № ххх) по адресу: <адрес>, п.г.т. Холм-Жирковский, <адрес>, демонтировано газовое оборудование, что подтверждается фототаблицей № ххх от дд.мм.гггг, то есть произведена ликвидация опасного производственного объекта при отсутствии документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности, прошедшей экспертизу промышленной безопасности, чем нарушены требования: часть 1 статьи 8 Федерального закона от дд.мм.гггг №116-ФЗ;
- осуществлен допуск к работе на опасном производственном объекте лиц, у которых отсутствуют медицинские заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к работе на опасном производственном объекте - отсутствуют (не представлены) сведения об отсутствии медицинских противопоказаний к работе на опасном производственном объекте у лиц, допущенных к указанной работе, чем нарушены требования: часть 1 статьи 9 Федерального закона от дд.мм.гггг №116-ФЗ;
- не имеется резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации, чем нарушены требования: часть 1 статьи 10 Федерального закона от дд.мм.гггг №116-ФЗ;
- не заключен договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, чем нарушены требования часть 1 статьи 10 Федерального закона от дд.мм.гггг №116-ФЗ;
- газосигнализатор СГГ-1 котельной бани по адресу: <адрес>, п.г.т. Холм-Жирковский, <адрес> на момент проверки находился в неработоспособном состоянии (отключен от электрической сети), что подтверждается фототаблицей № ххх от дд.мм.гггг, также отсутствуют сведения о госповерке указанного газосигнализатора.
Таким образом, допущена эксплуатация сети газопотребления при неисправности газоиспользующего оборудования или с отключенными технологическими защитами, блокировками, сигнализацией и контрольно-измерительными приборами, предусмотренными проектом, чем нарушены требования: часть 1 статьи 9 Федерального закона от дд.мм.гггг №116-ФЗ, п. 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от дд.мм.гггг № ххх, и п. 77 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утвержден постановлением Правительства от 29.10.2Q10 № ххх);
- не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, чем нарушены требования: часть 1 статьи 9 Федерального закона от дд.мм.гггг №116-ФЗ.
На основании изложенного, указанные действия МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» квалифицированы по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Факт правонарушения и вина МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» в его совершении подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, в том числе: распоряжением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от дд.мм.гггг № С-582-пр о проведении плановой выездной проверки юридического лица; выпиской из единого государственного реестра юридических лиц; актом проверки № ххх.2-0582пл-А/0009-2019 от дд.мм.гггг; предписанием № ххх.2 -0582пл-А/0009-2019 об устранении выявленных нарушений от дд.мм.гггг; протоколом № ххх.2-0582пл-Пр/0037-2019 от дд.мм.гггг об административном правонарушении и другими материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых должностным лицом во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу, в том числе и представленным МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» в порядке возражений на акт проверки, должностным лицом дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводам настоящей жалобы, ходатайство представителя МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» об отложении рассмотрения протокола об административном правонарушении поступило должностному лицу после вынесения постановления по делу. Ходатайство было рассмотрено и по нему дд.мм.гггг вынесено определение. Указанная в нем дата вынесения постановления является опиской. При рассмотрении дела должностное лицо на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установило все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, правильно применил положения действующего законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, дало правильную юридическую оценку действиям юридического лица и сделало обоснованный вывод о виновности МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» в совершении вышеописанного административного правонарушения.
Наличие на момент проверки у МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский» свидетельства о госповерке газосигнализатора, договора обязательного страхования гражданской ответственности, договора на обслуживание с аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиям и не предоставление указанных документов, а также устранение с момента проверки и до вынесения постановления нарушений - получение медицинских заключений об отсутствии медицинских противопоказаний к работе на опасном производственном объекте; наличие приказа об установлении финансового резерва для локализации и ликвидации аварий на опасном производственном объекте, не свидетельствует об отсутствии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Наличие договора № ххх от дд.мм.ггггг. на обслуживание организации, осуществляющей эксплуатацию опасного производственного объекта, по ликвидации чрезвычайных ситуаций, также не свидетельствует о выполнении требований часть 1 статьи 10 Федерального закона от дд.мм.гггг №116-ФЗ, поскольку в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание (абзац 3 части 1 статьи 10). АО «Газпром газораспределение Смоленск», с которым заключен указанный договор таковыми не является, поскольку не значится в реестре на сайте МЧС <адрес>.
Наличие приказа № ххх от дд.мм.гггг «О создании резерва финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации аварий на опасном производственном объекте», изданного директором МУП «Коммунальщик п.г.т. Холм-Жирковский», не свидетельствует о наличии указанного резерва и создании запаса материально-технических ресурсов. Доказательств иного в материалах дела не содержится.
Наличие распоряжения администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> от дд.мм.гггг № ххх-р о передаче в аренду ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» тепловых сетей по <адрес> п.г.т. Холм-Жирковский также не свидетельствует о передаче котельной бани.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Несогласие в жалобе заявителя с оценкой доказательств, данной должностным лицом, безусловным основанием к отмене решения суда не является.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе права на защиту, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Однако, учитывая при назначении наказания характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, его действия, направленные на устранение выявленных нарушений (пункт 7 статьи 4.2 КоАП РФ), наличие обстоятельств смягчающих ответственность и отсутствие обстоятельств отягчающих ответственность, что административное наказание соответствует целям привлечения к административной ответственности, которым является наказание и предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицам, прихожу к выводу о возможности применения правил части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снижении назначенного наказания в виде административного штрафа до 100 000 (ста тысяч) рублей.
. Руководствуясь ст. 30.7-30.8 КоАП РФ,
решил:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░-░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░ ░.░. № ░░░.2-░░/0037-0582░░-2019 ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.9.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░-░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 200 000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 3.2 ░░░░░░ 4.1 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░ ░.░. № ░░░.2-░░/0037-0582░░-2019 ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.9.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░-░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 100 000 (░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░