РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2021 г. Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Соболевой Ж.В.
с участием прокурора Зоричевой Е.С.
при секретаре Гусейновой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-29 УФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора в отношении ФИО1,
установил:
Начальник ФКУ ИК-29 УФСИН России по <адрес> обратился в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении ФИО1, имеющего непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при особо опасном рецидиве, указав, что ФИО1 освобождается из ФКУ ИК-29 УФСИН России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, следует к месту жительства по адресу: <адрес>. В период отбывания наказания в местах лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, зарекомендовал себя отрицательно, имеет 74 взыскания, поощрений не имеет, вину по приговору не признал, не трудоустроен, социально-полезные связи поддерживает путем свиданий и переписки. На основании изложенного просит рассмотреть вопрос об установлении административного надзора в отношении ФИО5 сроком на 8 лет с момента постановки на учет в ОВД по избранному месту жительства или пребывания, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания, но не более, чем до ДД.ММ.ГГГГ, наложить на ФИО5 на срок административного надзора, следующие ограничения: обязательная явка в отдел полиции по месту жительства для регистрации 4 раз в месяц, запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период времени с 22.00 часов до 06.00 часов следующих суток, кроме случаев связанных с работой, запретить выезд на пределы <адрес>, запретить посещать организации, осуществляющие продажу алкогольной продукции на розлив.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО6, действующий на основании доверенности, доводы, указанные в заявлении поддержал, просил их удовлетворить, установить административный надзор в отношении ФИО1 сроком на 8 лет и наложить ограничения на весь срок административного надзора.
Административный ответчик ФИО1, принимавший участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, против удовлетворения требований, заявленных административным истцом, возражал, прояснив суду, что является инвалидом с ограниченными возможностями бессрочно. Имеет ограничения по передвижению, труду, самообслуживанию второй степени, нуждается в постоянном лечении, уходе, мерах социальной поддержки. За время пребывания в местах лишения свободы его здоровье значительно ухудшилось, упало зрение, слух, запушена болезнь почек, почки не работают, установлен катетор, в связи с чем, он неоднократно обращался с жалобами к прокурору. Администрация учреждения необоснованно накладывает на него различные взыскания, при этом обжаловать возможности не дают, ограничивают, спец.отдел жалобы не принимает. С последним нарушением не согласен категорически. После освобождения из мест лишения свободы он намерен проживать со своей сестрой в <адрес>, которая будет осуществлять за ним уход. При появлении болей в любое время суток, ему придется выходить в аптеку либо вызывать скорую помощь, то есть при необходимости выйти, для него будут затруднения, возражает против явок на регистрацию в ОВД из-за ограничений по передвижению.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего возможным заявление удовлетворить, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
В соответствии со статьей 273 КАС РФ решение суда по административному делу об административном надзоре принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, за совершение преступления при рецидиве преступлений.
Согласно части 3 указанной статьи в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных часть 3 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор в отношении лиц, указанных в части 1 пункт 3 и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, устанавливается на срок установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания и исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
Согласно пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 осужден приговором Чапаевского городского суда <адрес> по ст. 116, ч.4 ст.111, 69,71 УК РФ к 9 годам 1 месяцу лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
В период отбывания наказания по приговору Чапаевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 осужден приговором мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по ст.319, 70,71 УК РФ к 5 годам 11 месяцам 18 дням лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима.
Постановлением Фрунзенского районного суда г.ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ из приговора Чапаевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исключено осуждение ФИО1 по ч.1 ст.116 УК РФ на основании ч.1 ст.10 УК РФ в связи с принятием уголовного закона устраняющего преступность деяния. Из резолютивной части исключено указание на назначение ФИО1 наказания по совокупности преступления согласно ч. 3 ст.69, п. «в» ч.1 ст.71УК РФ. В остальной части приговор оставлен без изменения. Приговор мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 изменен. На основании ст.70 УК РФ путем частичного присоединения к назначенному данным приговором наказанию неотбтытой части наказания по предыдущему приговору Чапаевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ окончательно по совокупности приговоров ФИО1 назначено наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет 10 месяцев 18 дней с отбыванием в исправительной колонии особого режима. В остальном приговор оставлен без изменения.
На момент рассмотрения настоящего дела ФИО1 отбывает наказание в ФКУ ИК-29 УФСИН России по <адрес>, и подлежит освобождению ДД.ММ.ГГГГ
Из приговора Чапаевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 совершил преступления, одно из которых относится в категории особо тяжких, в условиях особо опасного рецидива преступлений.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что имеются предусмотренные законом основания для установления административного надзора, поскольку ФИО1 осужден за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве, подлежит освобождению из мест лишения свободы, имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления.
В соответствии с пунктом "д" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей во время совершения деяния) судимость ФИО1 за совершение особо тяжкого преступления погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания. Изменения в указанный пункт закона, предусматривающий увеличение срока погашения судимости до десяти лет, внесены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ.
При указанных обстоятельствах, суд полагает необходимым установить в отношении ФИО1 административный надзор на срок восемь лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно характеристики, ФИО1 за время отбывания наказания зарекомендовал себя с отрицательной стороны, на путь исправления встать не стремится, имеет 74 взыскания, поощрений не имеет. ДД.ММ.ГГГГ признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, ДД.ММ.ГГГГ переведен в отряд строгих условий отбывания наказания. ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на профилактический учет, как «склонный к дезорганизации ИУ» и как «склонный к суициду и членовредительству». За дисциплинарные проступки неоднократно выдворялся в ШИЗО, камеру одиночного содержания. Распоряжения и указания представителей администрации исполняет не точно и не своевременно. В общении с сотрудниками администрации не всегда вежлив и корректен, допускает безадресное употребление нецензурных выражений. На проводимую работу воспитательного характера реагирует слабо, участие в общественной жизни осужденных отряда не принимает, вину по приговору не признал, социально-полезные связи не нарушены, поддерживает отношения с родственниками сестрой и братом путем свиданий и переписки.
Принимая во внимание данные о личности ФИО1, в том числе о его поведении в период отбывания наказания, обстоятельства, при которых ФИО1 были совершены преступные деяния, совершение преступления в ночное время, на территории питейного заведения, суд, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ считает необходимым установить ФИО1 следующие ограничения: являться на регистрацию 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, запретить посещать организации, осуществляющие продажу алкогольной продукции на розлив. При этом запрет на пребывание ФИО1 вне жилого помещения, являющегося постоянным местом его жительства, определяется на период с 23.00 часов до 06.00 часов следующего дня.
При установлении количества явок на регистрацию, суд исходит из того, что установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным. При этом суд принимает во внимание, что ФИО1, является инвалидом, имеет ограниченные возможности по передвижению. Суд учитывает, что в связи с возложением на поднадзорное лицо запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время с 23.00 часов до 06.00 часов, согласно подпункту 8.9 пункта 8 Порядка осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденного Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 818, участковые уполномоченные полиции обязаны посещать не реже одного раза в месяц поднадзорных лиц по месту жительства (пребывания) в определенное время суток, в течение которого этим лицам запрещено пребывание вне указанных помещений.
Также административный истец просит установить ФИО1 ограничение в виде запрета выезда за пределы <адрес>, мотивировав тем, что после освобождения ФИО1, зарегистрированный по месту жительства в <адрес> следует для проживания в <адрес>. Между тем, в ходе судебного заседания установлено, что ФИО1 после освобождения будет проживать у своей сестры в <адрес>А <адрес>, где он фактически проживал до момента осуждения, а также имеет регистрацию на территории <адрес>. При указанных обстоятельствах оснований для установления ограничения в виде запрета выезда за пределы <адрес>, не имеется.
В силу пункта 3 части 2 статьи 4 Закона N 64-ФЗ установление судом административного ограничения как запрещение выезда за установленные судом пределы территории является обязательным в случае, если поднадзорное лицо не имеет места жительства или пребывания. Установление ФИО1 административного ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории, в данном случае является необязательным.
Суд полагает, что установление административного надзора и вышеуказанных административных ограничений в отношении ФИО1 будет способствовать предупреждению совершения административным ответчиком преступлений и других правонарушений и оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, отвечает задачам административного надзора и обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Суд считает необходимым отметить, что установленные в отношении ФИО1 ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобождаемого из мест лишения свободы. В случае добросовестного соблюдения административных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства, иных заслуживающих внимания обстоятельств ФИО1 не лишен возможности ставить вопрос о частичной отмене административных ограничений (ограничения), а также о досрочном прекращении административного надзора по истечении половины установленного судом срока административного надзора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 14, 175-180, 273 КАС РФ, суд,
решил:
Административный иск удовлетворить.
Установить в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> административный надзор сроком на 8 (восемь) лет с момента постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания.
Установить ФИО1 на срок административного надзора следующие ограничения: явка в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 1 раз в месяц, запретить пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период времени с 23.00 часов до 06.00 часов, запретить посещать организации, осуществляющие продажу алкогольной продукции на розлив.
Решение суда может быть обжаловано, на него может быть подано апелляционное представление в Самарский областной суд через Центральный райсуд <адрес> в течение 10 дней с момента принятия решения.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: Соболева Ж.В.