Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4463/2020 ~ М-3280/2020 от 04.08.2020

Дело №2-4463/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 декабря 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Маркиной Г.В.,

при секретаре     Воевуцкой А.В.,

с участием истца Спожакина А.А., представителя ответчика Гришай К.И., действующей на основании доверенности, представителя третьего лица Подольских Е.П., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Спожакина Александра Александровича к ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Спожакин А.А. обратился в суд с иском к ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» о возложении обязанности принимать показания ИПУ на теплоэнергию, пересчитать плату за январь 2019г. по июль 2020г. для его квартиры и всех квартир, взыскать штраф в размере 50% согласно п.155 (1) Правил №354, обязать РСО предоставить возможность вносить показания ИПУ по теплоэнергии при оплате квитанций. Истец указал, что, являясь собственником квартиры, установил ИПУ для учета теплоэнергии по коммунальной услуге отопление, однако ни ТСЖ, ни ответчик, не обеспечили опломбировку его и ввод в эксплуатацию, несмотря на обращения, в связи с чем в силу порядка, установленного Правительством РФ, с даты направления заявки прибор считается поверенным и расчеты за коммунальную услугу должны производиться по его показаниям, но ответчик уклоняется от соблюдения такого порядка расчета платы.

В ходе рассмотрения дела требования были уточнены в порядке ст.39 ГПК РФ в части перерасчета платы – увеличен период с января 2019г. по ноябрь 2020г. (л.д.111-113).

В судебном заседании истец требования поддержал.

Представитель ответчика Гришай К.И., действующая на основании доверенности, против иска возражала.

Представитель третьего лица Подольских Е.П., действующая на основании доверенности, полагается на усмотрение суда.

Изучив материалы дела, заслушав присутствующих, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.3 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В силу ст.ст.153 и 154 ЖК РФ Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 г. завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч. 4 ст. 13).

В отношении МКД обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), на собственников этих помещений (п. 81).

Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в МКД обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещения внаем другим лицам.

Частью 1 и частью 1.1. ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.

Правительством Российской Федерации 06.05.2011г. утверждены Правила N 354, регламентирующие, в том числе порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.

Положения пункта 40 Правил N 354 предусматривали, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П абзац второй пункта 40 Правил N 354 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.

В настоящее время в силу абзаца второго п.40 Правил Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.

В соответствии с п. 42 (1) Правил N 354 Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.

Таким образом, в случае наличия общих или/и индивидуальных приборов учета тепловой энергии плата за отопление должна начисляться в соответствии с показаниями этих приборов учета.

Установлено, что Спожакин А.А. является собственником <адрес> по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности (л.д.44).

По заявке Спожакина А.А. и за счет его личных средств 03.10.2018г. слесарь ТСЖ «<адрес>» произвел установку индивидуального счетчика учета тепла – теплосчетчика Авектра, предназначенного для измерения расхода и температуры теплоносителя и вычисления моментального и накопленного расхода тепловой энергии, в распределительный коллекторный шкаф в коридоре 3 этажа, прилегающий к <адрес>, что подтверждается решением Центрального районного суда г.Воронежа от 14.02.2019г., распиской слесаря и паспортом на ИПУ (л.д.8-9, 82-89). Решением суда отказано в компенсации расходов истца на установку счетчиков и установлено, что строительство МКД осуществлено в соответствии с проектной документацией, утвержденной и прошедшей государственную экспертизу до 01.01.2012г., а необходимость оснащения МКД ИПУ тепловой энергии предусмотрена для вводимых в эксплуатацию после этой даты объектов.

ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» осуществляет поставку тепловой энергии на отопление и нагрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения (№), который находится в управлении ТСЖ «<адрес>». Для обеспечения функций по поставке потребителям МКД коммунальных услуг ТСЖ заключило с ООО «Воронеж теплоэнерго Воронеж» договор ресурсоснабжения 01.10.2014г., согласно которому РСО поставляет тепловую энергию на нужды МКД по адресу: <адрес>. 9а, а ТСЖ производит оплату за поставленные ресурсы. Общим собранием собственников помещений МКД 26.03.2015г. принято решение о внесении платы за потребленную энергию непосредственно РСО, на основании чего ТСЖ с РСО заключено дополнительное соглашение, согласно которому функции по расчету размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, формированию и доставку платежных документов, прием платежей от собственников и нанимателей помещений в МКД с 01.04. 2015г. осуществляет ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж»

На обращения Спожакина А.А. от 16.01.2019г. и от 26.02.2019г. об организации допуска ИПУ в эксплуатацию с приложением паспорта на ИПУ ответчик сообщил об отсутствии полномочий 16.02.2019г., а ТСЖ об отсутствии технической возможности установки ИПУ 28.02.2019г. (л.д.11-14, 72).

Пунктами 81-81 (8) Правил №354 в редакции, действующей до внесения изменений Постановлением Правительства от 29.06.2020г., предусмотрено: Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета). Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета. При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки. В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг. В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил. В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета. Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию. По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию. Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета. Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

Поскольку приведенными положениями Правил №354 предусмотрен ввод в эксплуатацию ИПУ исполнителем коммунальной услуг, а принятие общим собранием собственников решения о прямых расчетах с поставщиком тепловой энергии не лишает ТСЖ статуса исполнителя коммунальной услуги и не влечет возникновение этого статуса у ресурсоснабжающей организации, соответственно, ответчик по настоящему делу не заменяет управляющую организацию в ее правоотношениях с потребителями, то обязанность по вводу в эксплуатацию ИПУ тепловой энергии в квартире истца возлагалась на ТСЖ «Проспект революции 9а».

            Приказом Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" определено, что критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (далее - прибор учета соответствующего вида) устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями. Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа. В отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2019, N 30, ст. 4143) установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется. Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" были предусмотрены аналогичные положения.

АО проектный институт «Гипрокоммундортранс» на запрос суда сообщило, что возможность установки ИПУ ТЭ для <адрес>, расположенной на 3 этаже 3 подъезда МКД по адресу: <адрес>, исходя из проектной документации на МКД, разработанной институтом, имеется. ИПУ возможно установить в коллекторной шкафу в общем коридоре на 3 этаже со следующими характеристиками: номинальный расход 0,6 куб.м./ч и диаметр 15мм., например фирмы Пульвар или аналог, схема установки имеется (л.д.128-129).

Поскольку по обращению от 26.02.2019г. ТСЖ не направило специалистов для организации ввода в эксплуатацию ИПУ, не составило предусмотренный Правилами Акт о вводе в эксплуатацию, как и не мотивировало отсутствие технической возможности установки ИПУ тепловой энергии, как и несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) Правил, то следует считать ИПУ тепловой энергии Спожакина А.А. введенным в эксплуатацию 26.02.2019г.

17.01.2019г. и 16.07.2019г. Спожакин А.А. обратился к ответчику с заявлениями о начислении платы по показаниям прибора учета, который считается введенным в эксплуатацию (л.д.10). 31.07.2019г. РСО затребовало от собственника доказательства ввода ИПУ в эксплуатацию либо доказательства соблюдения им п.81(2) Правил №354 (л.д.21-22). 31.07.2019г. Спожакин А.А. направил ответчику скан копии заявки в ТСЖ на опломбировку счетчика от 26.02.2019г. и скан паспорта ИПУ (л.д.23).

Как следует из платежных документов плата за коммунальную услугу – отопление начислялась РСО Спожакину А.А. без учета показаний ИПУ в 2019г. – 2020г. (л.д.24-41).

ГЖИ Воронежской области 06.05.2019г. в связи с поступившим обращением Спожакина А.А. выдано предостережение ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» на предмет недопустимости нарушения обязательных требований, а именно необходимости произвести перерасчет платы за отопление по показаниям ИПУ (л.д.50-65).

30.10.2020г. составлен совместный акт сторонами и третьим лицом о наличии ИПУ в распределительном шкафу внутри домовой системы отопления, о горизонтальной разводке системы распределения теплоносителя, об отсутствии технических условий и Акта о технической возможности установки ИПУ (л.д.106-110). Вместе с тем, по обращению Спожакина А.А. от 27.07.2018г. РСО разъяснило, что технические условия для установки ИПУ на ТЭ не требуются, а обязанность по составлению Акта наличия / отсутствия технической возможности установки ИПУ возложена приведенными выше Приказами Минстроя России на гарантирующего поставщика, со ссылкой на письмо Минстроя России от 10.04.2014г. (л.д.116-120).

Поскольку проектной организацией подтверждена возможность установки ИПУ ТЭ для <адрес>, расположенной на 3 этаже 3 подъезда МКД по адресу: <адрес>, исходя из проектной документации на МКД, наличие горизонтальной разводки трубопроводов отопления в 3 подъезде МКД, где проживает истец, никем не оспаривается (л.д.80-81), а предусмотренный Приказами Минстроя РФ Акт обследования об отсутствии технической возможности установки прибора учета с указанием конкретных выявленных в ходе обследования критериев отсутствия технической возможности установки прибора учета суду не предоставлен ни ответчиком, ни ТСЖ, требования истца о начислении ему платы за тепловую энергию исходя из показаний ИПУ тепловой энергии являются обоснованными. Поскольку с 26.02.2019г. ИПУ считается введенным в эксплуатацию, то на ответчика следует возложить обязанность по перерасчету платы, начисленной Спожакину А.А., за период с 26.02.2019г.

Требования Спожакина А.А. о перерасчете платы с января 2019г. не подлежат удовлетворению, поскольку противоречат приведенным выше положениям Правил №354 о том, что прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.

Требования Спожакина А.А. о перерасчете платы за тепловую энергию в период с января 2019г. по ноябрь 2020г. собственникам всех квартир МКД также не подлежат удовлетворению, поскольку вопрос о размере платы за коммунальные услуги иным собственникам и нанимателям МКД по адресу: <адрес>, находится вне пределов интересов истца и на его права не влияет.

В силу ч.ч.6 и 7 ст.157 ЖК РФ лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами. При поступлении обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда с заявлением в письменной форме о выплате штрафа лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений: 1) о выявлении нарушения и выплате штрафа; 2) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа. В случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги лицо, предоставляющее коммунальные услуги, обеспечивает выплату штрафа не позднее двух месяцев со дня получения обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда путем снижения размера платы за коммунальные услуги, а при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по внесению платы за коммунальные услуги до уплаты штрафа в полном объеме.

В ходе рассмотрения дела истец пояснил, что в связи с несогласием с методикой начисленной ему платы за тепловую энергию и игнорированием его обращений, он не оплачивал поставленную коммунальную услугу, в связи с чем штраф в соответствии с ч.ч.6 и 7 ст.157 ЖК РФ начислению не подлежит. Следует также отметить, что до предоставления ответчику 31.07.2019г. документов, подтверждающих уклонение ТСЖ от ввода в эксплуатацию ИПУ и возможность применения п.81 (2) Правил №354, оснований у ответчика для начисления платы за теплоэнергию собственнику без документального оформления ИПУ не имелось.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Спожакина Александра Александровича удовлетворить частично.

Обязать ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» производить начисления платы за отопление собственнику <адрес> по адресу: <адрес>, исходя из показаний ИПУ тепловой энергии и произвести перерасчет указанной платы за период с 26.02.2019г.

Взыскать с ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» 300 рублей государственной пошлины в доход муниципального бюджета.

Решение суда может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                    Г.В.Маркина

Дело №2-4463/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 декабря 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Маркиной Г.В.,

при секретаре     Воевуцкой А.В.,

с участием истца Спожакина А.А., представителя ответчика Гришай К.И., действующей на основании доверенности, представителя третьего лица Подольских Е.П., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Спожакина Александра Александровича к ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Спожакин А.А. обратился в суд с иском к ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» о возложении обязанности принимать показания ИПУ на теплоэнергию, пересчитать плату за январь 2019г. по июль 2020г. для его квартиры и всех квартир, взыскать штраф в размере 50% согласно п.155 (1) Правил №354, обязать РСО предоставить возможность вносить показания ИПУ по теплоэнергии при оплате квитанций. Истец указал, что, являясь собственником квартиры, установил ИПУ для учета теплоэнергии по коммунальной услуге отопление, однако ни ТСЖ, ни ответчик, не обеспечили опломбировку его и ввод в эксплуатацию, несмотря на обращения, в связи с чем в силу порядка, установленного Правительством РФ, с даты направления заявки прибор считается поверенным и расчеты за коммунальную услугу должны производиться по его показаниям, но ответчик уклоняется от соблюдения такого порядка расчета платы.

В ходе рассмотрения дела требования были уточнены в порядке ст.39 ГПК РФ в части перерасчета платы – увеличен период с января 2019г. по ноябрь 2020г. (л.д.111-113).

В судебном заседании истец требования поддержал.

Представитель ответчика Гришай К.И., действующая на основании доверенности, против иска возражала.

Представитель третьего лица Подольских Е.П., действующая на основании доверенности, полагается на усмотрение суда.

Изучив материалы дела, заслушав присутствующих, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.3 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В силу ст.ст.153 и 154 ЖК РФ Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 г. завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч. 4 ст. 13).

В отношении МКД обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), на собственников этих помещений (п. 81).

Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в МКД обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещения внаем другим лицам.

Частью 1 и частью 1.1. ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.

Правительством Российской Федерации 06.05.2011г. утверждены Правила N 354, регламентирующие, в том числе порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.

Положения пункта 40 Правил N 354 предусматривали, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П абзац второй пункта 40 Правил N 354 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.

В настоящее время в силу абзаца второго п.40 Правил Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.

В соответствии с п. 42 (1) Правил N 354 Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.

Таким образом, в случае наличия общих или/и индивидуальных приборов учета тепловой энергии плата за отопление должна начисляться в соответствии с показаниями этих приборов учета.

Установлено, что Спожакин А.А. является собственником <адрес> по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности (л.д.44).

По заявке Спожакина А.А. и за счет его личных средств 03.10.2018г. слесарь ТСЖ «<адрес>» произвел установку индивидуального счетчика учета тепла – теплосчетчика Авектра, предназначенного для измерения расхода и температуры теплоносителя и вычисления моментального и накопленного расхода тепловой энергии, в распределительный коллекторный шкаф в коридоре 3 этажа, прилегающий к <адрес>, что подтверждается решением Центрального районного суда г.Воронежа от 14.02.2019г., распиской слесаря и паспортом на ИПУ (л.д.8-9, 82-89). Решением суда отказано в компенсации расходов истца на установку счетчиков и установлено, что строительство МКД осуществлено в соответствии с проектной документацией, утвержденной и прошедшей государственную экспертизу до 01.01.2012г., а необходимость оснащения МКД ИПУ тепловой энергии предусмотрена для вводимых в эксплуатацию после этой даты объектов.

ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» осуществляет поставку тепловой энергии на отопление и нагрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения (№), который находится в управлении ТСЖ «<адрес>». Для обеспечения функций по поставке потребителям МКД коммунальных услуг ТСЖ заключило с ООО «Воронеж теплоэнерго Воронеж» договор ресурсоснабжения 01.10.2014г., согласно которому РСО поставляет тепловую энергию на нужды МКД по адресу: <адрес>. 9а, а ТСЖ производит оплату за поставленные ресурсы. Общим собранием собственников помещений МКД 26.03.2015г. принято решение о внесении платы за потребленную энергию непосредственно РСО, на основании чего ТСЖ с РСО заключено дополнительное соглашение, согласно которому функции по расчету размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, формированию и доставку платежных документов, прием платежей от собственников и нанимателей помещений в МКД с 01.04. 2015г. осуществляет ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж»

На обращения Спожакина А.А. от 16.01.2019г. и от 26.02.2019г. об организации допуска ИПУ в эксплуатацию с приложением паспорта на ИПУ ответчик сообщил об отсутствии полномочий 16.02.2019г., а ТСЖ об отсутствии технической возможности установки ИПУ 28.02.2019г. (л.д.11-14, 72).

Пунктами 81-81 (8) Правил №354 в редакции, действующей до внесения изменений Постановлением Правительства от 29.06.2020г., предусмотрено: Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета). Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета. При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки. В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг. В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил. В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета. Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию. По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию. Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета. Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

Поскольку приведенными положениями Правил №354 предусмотрен ввод в эксплуатацию ИПУ исполнителем коммунальной услуг, а принятие общим собранием собственников решения о прямых расчетах с поставщиком тепловой энергии не лишает ТСЖ статуса исполнителя коммунальной услуги и не влечет возникновение этого статуса у ресурсоснабжающей организации, соответственно, ответчик по настоящему делу не заменяет управляющую организацию в ее правоотношениях с потребителями, то обязанность по вводу в эксплуатацию ИПУ тепловой энергии в квартире истца возлагалась на ТСЖ «Проспект революции 9а».

            Приказом Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" определено, что критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (далее - прибор учета соответствующего вида) устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями. Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа. В отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2019, N 30, ст. 4143) установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется. Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" были предусмотрены аналогичные положения.

АО проектный институт «Гипрокоммундортранс» на запрос суда сообщило, что возможность установки ИПУ ТЭ для <адрес>, расположенной на 3 этаже 3 подъезда МКД по адресу: <адрес>, исходя из проектной документации на МКД, разработанной институтом, имеется. ИПУ возможно установить в коллекторной шкафу в общем коридоре на 3 этаже со следующими характеристиками: номинальный расход 0,6 куб.м./ч и диаметр 15мм., например фирмы Пульвар или аналог, схема установки имеется (л.д.128-129).

Поскольку по обращению от 26.02.2019г. ТСЖ не направило специалистов для организации ввода в эксплуатацию ИПУ, не составило предусмотренный Правилами Акт о вводе в эксплуатацию, как и не мотивировало отсутствие технической возможности установки ИПУ тепловой энергии, как и несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) Правил, то следует считать ИПУ тепловой энергии Спожакина А.А. введенным в эксплуатацию 26.02.2019г.

17.01.2019г. и 16.07.2019г. Спожакин А.А. обратился к ответчику с заявлениями о начислении платы по показаниям прибора учета, который считается введенным в эксплуатацию (л.д.10). 31.07.2019г. РСО затребовало от собственника доказательства ввода ИПУ в эксплуатацию либо доказательства соблюдения им п.81(2) Правил №354 (л.д.21-22). 31.07.2019г. Спожакин А.А. направил ответчику скан копии заявки в ТСЖ на опломбировку счетчика от 26.02.2019г. и скан паспорта ИПУ (л.д.23).

Как следует из платежных документов плата за коммунальную услугу – отопление начислялась РСО Спожакину А.А. без учета показаний ИПУ в 2019г. – 2020г. (л.д.24-41).

ГЖИ Воронежской области 06.05.2019г. в связи с поступившим обращением Спожакина А.А. выдано предостережение ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» на предмет недопустимости нарушения обязательных требований, а именно необходимости произвести перерасчет платы за отопление по показаниям ИПУ (л.д.50-65).

30.10.2020г. составлен совместный акт сторонами и третьим лицом о наличии ИПУ в распределительном шкафу внутри домовой системы отопления, о горизонтальной разводке системы распределения теплоносителя, об отсутствии технических условий и Акта о технической возможности установки ИПУ (л.д.106-110). Вместе с тем, по обращению Спожакина А.А. от 27.07.2018г. РСО разъяснило, что технические условия для установки ИПУ на ТЭ не требуются, а обязанность по составлению Акта наличия / отсутствия технической возможности установки ИПУ возложена приведенными выше Приказами Минстроя России на гарантирующего поставщика, со ссылкой на письмо Минстроя России от 10.04.2014г. (л.д.116-120).

Поскольку проектной организацией подтверждена возможность установки ИПУ ТЭ для <адрес>, расположенной на 3 этаже 3 подъезда МКД по адресу: <адрес>, исходя из проектной документации на МКД, наличие горизонтальной разводки трубопроводов отопления в 3 подъезде МКД, где проживает истец, никем не оспаривается (л.д.80-81), а предусмотренный Приказами Минстроя РФ Акт обследования об отсутствии технической возможности установки прибора учета с указанием конкретных выявленных в ходе обследования критериев отсутствия технической возможности установки прибора учета суду не предоставлен ни ответчиком, ни ТСЖ, требования истца о начислении ему платы за тепловую энергию исходя из показаний ИПУ тепловой энергии являются обоснованными. Поскольку с 26.02.2019г. ИПУ считается введенным в эксплуатацию, то на ответчика следует возложить обязанность по перерасчету платы, начисленной Спожакину А.А., за период с 26.02.2019г.

Требования Спожакина А.А. о перерасчете платы с января 2019г. не подлежат удовлетворению, поскольку противоречат приведенным выше положениям Правил №354 о том, что прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.

Требования Спожакина А.А. о перерасчете платы за тепловую энергию в период с января 2019г. по ноябрь 2020г. собственникам всех квартир МКД также не подлежат удовлетворению, поскольку вопрос о размере платы за коммунальные услуги иным собственникам и нанимателям МКД по адресу: <адрес>, находится вне пределов интересов истца и на его права не влияет.

В силу ч.ч.6 и 7 ст.157 ЖК РФ лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами. При поступлении обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда с заявлением в письменной форме о выплате штрафа лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений: 1) о выявлении нарушения и выплате штрафа; 2) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа. В случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги лицо, предоставляющее коммунальные услуги, обеспечивает выплату штрафа не позднее двух месяцев со дня получения обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда путем снижения размера платы за коммунальные услуги, а при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по внесению платы за коммунальные услуги до уплаты штрафа в полном объеме.

В ходе рассмотрения дела истец пояснил, что в связи с несогласием с методикой начисленной ему платы за тепловую энергию и игнорированием его обращений, он не оплачивал поставленную коммунальную услугу, в связи с чем штраф в соответствии с ч.ч.6 и 7 ст.157 ЖК РФ начислению не подлежит. Следует также отметить, что до предоставления ответчику 31.07.2019г. документов, подтверждающих уклонение ТСЖ от ввода в эксплуатацию ИПУ и возможность применения п.81 (2) Правил №354, оснований у ответчика для начисления платы за теплоэнергию собственнику без документального оформления ИПУ не имелось.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Спожакина Александра Александровича удовлетворить частично.

Обязать ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» производить начисления платы за отопление собственнику <адрес> по адресу: <адрес>, исходя из показаний ИПУ тепловой энергии и произвести перерасчет указанной платы за период с 26.02.2019г.

Взыскать с ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» 300 рублей государственной пошлины в доход муниципального бюджета.

Решение суда может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                    Г.В.Маркина

1версия для печати

2-4463/2020 ~ М-3280/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Спожакин Александр Александрович
Ответчики
ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж"
Другие
ТСЖ "Проспект Революции 9а"
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Маркина Галина Владимировна
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
04.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2020Передача материалов судье
10.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.09.2020Предварительное судебное заседание
17.09.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.10.2020Предварительное судебное заседание
21.10.2020Судебное заседание
11.11.2020Судебное заседание
26.11.2020Судебное заседание
04.12.2020Судебное заседание
11.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее