Решение по делу № 2-1233/2016 ~ М-1106/2016 от 12.09.2016

Дело № 2-1233/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сысольский районный суд Республики Коми в составе:

Председательствующего судьи Константиновой Н.В.,

При секретаре Сумкиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга Сысольского района 08 ноября 2016 года дело по иску Кановой О.Ю. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» о признании права на получение статуса малоимущей,

УСТАНОВИЛ:

Канова О.Ю. обратилась в суд с иском к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» о признании права на получение статуса малоимущей. В обоснование требований истец указала, что она является многодетной матерью, при этом, от брака с гражданином Украины М.В.В. имеет дочь М.А.В., (дата) года рождения. При обращении к ответчику с заявлением о признании семьи малоимущей в целях получения социального пособия, ей было отказано в назначении государственной социальной помощи по тем основаниям, что в представленных документах отсутствует справка об алиментах на содержание М.А.В. Истцом были предприняты меры по взысканию алиментов, однако судебным приставом-исполнителем по Сысольскому району был дан ответ о невозможности взыскания алиментов с гражданина Украины, а письма, направленные на Украину были возвращены. В связи с этим, истец полагает, что данные обстоятельства свидетельствуют о невозможности получения алиментов, и истец имеет право на получение статуса малоимущей.

В судебном заседании 22.09.2016 истец исковые требования уточнила и просила признать решение ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» от 05.09.2016 незаконным и признать её семью малоимущей с 01.09.2016.

В ходе рассмотрения дела истец на исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика Кичигина Г.Л., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, обозрев материалы дела Сысольского судебного участка , материалы учетного дела Кановой О.Ю. , приходит к следующему:

Судом установлено, что Канова О.Ю. состояла в браке с М.В.В., уроженцем <адрес>, гражданином Украины.

На основании решения мирового судьи Сысольского судебного участка РК от (дата) брак между Кановой (Мотузовой) О.Ю. и М.В.В. был прекращен (дата).

От брака между Кановой (Мотузовой) О.Ю. и М.В.В. имеется дочь М.А.В., (дата) года рождения, уроженка <данные изъяты> Украины, которая (дата) приобрела гражданство Украины.

В связи с вступлением в брак с К.А.С. (дата), фамилия Мотузовой О.Ю. переменена на Канову.

С 2007 года Канова О.Ю. проживает на территории Российской Федерации. От второго брака у Кановой О.Ю. имеется сын К.С.А., (дата) года рождения, сын К.К.А., (дата) года рождения и дочь К.П.А., (дата) года рождения.

Согласно справке Администрации СП «Визинга» от 26.09.2016 в состав семьи Кановой О.Ю. входят дети, в том числе М.А.В.

Судебным приказом мирового судьи Сысольского судебного участка от 18.07.2014 с М.В.В. в пользу Кановой О.Ю. на содержание несовершеннолетней М.А.В., (дата) года рождения, взысканы алименты в размере 1/4 части всех видов дохода.

Как следует из материалов дела, Канова О.Ю. неоднократно обращалась в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» с заявлением о признании её семьи малоимущей в целях получения государственной социальной помощи в виде государственного пособия.

Уведомлением от 29.01.2016 Кановой О.Ю. было отказано в назначении социальной помощи в связи с непредоставлением справки об алиментах на содержание М.А.В. Вместе с тем, истцу рекомендовано направить судебный приказ о взыскании алиментов почтовым отправлением с уведомлением и приложить к пакету документов квитанцию об отправке судебного приказа при оформлении заявления на государственную социальную помощь.

Указанные требования Канова О.Ю. выполнила и 03.02.2016 повторно обратилась с заявлением о признании её семьи малоимущей, приложив квитанцию об отправке судебного приказа судебному исполнителю г. Макеевка Донецкой области Украины.

Решением ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» Кановой О.Ю. был присвоен статус малоимущей с 01.03.2016 по 31.08.2016.

Вместе с тем, Кановой О.Ю. разъяснено, что в связи с нахождением должника в другом государстве, ей необходимо направить судебный приказ в Министерство юстиции Российской федерации или его территориального органа.

В целях продления срока получения государственного социального пособия, Канова О.Ю. 08.08.2016 вновь обратилась с заявлением о назначении государственного социального пособия. При этом, сообщила, что алименты взыскать невозможно, так как должник проживает на территории Украины. В качестве документов, подтверждающих неуплату алиментов, истец представила постановление ОСП по Сысольскому району УФССП России по Республике Коми от 18.05.2016 об отказе в возбуждении исполнительного производства, а также копию конверта, подтверждающего возврат письма, направленного в г. Макеевка Донецкой области Украины.

Уведомлением от 19.08.2016 истцу было разъяснено, что в представленном пакете документов отсутствует письменный ответ Министерства юстиции Российской Федерации или его территориального органа о невозможности исполнения решения суда о взыскании алиментов на территории иностранного государства.

Аналогичный ответ дан Кановой О.Ю. на её обращение от 31.08.2016 уведомлением от 05.09.2016.

Таким образом, основанием для отказа в установлении Кановой О.Ю. статуса малоимущей семьи и назначении государственного социального пособия, начиная с 01.09.2016, послужило предоставление неполных сведений о денежных доходах семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлены общие условия оказания государством социальной помощи. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

В соответствии с п. 1 ст. 5 указанного закона органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлены полномочия на принятие законов и иных нормативных правовых актов, определяющих размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом.

Законом Республики Коми от 12.11.2004 N 56-РЗ "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми", и в частности, пунктами 1 - 3 статьи 5, предусмотрено, что государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом может быть оказана малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину, имеющим по независящим от них причинам среднедушевой доход, определяемый в соответствии с федеральным законодательством, ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми, и иным категориям граждан.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (далее - расчетный период).

Подпунктом «ж» п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" предусмотрено, что в доходы семьи включаются алименты, получаемые членами семьи.

Порядок и условия назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде денежных выплат и в виде натуральной помощи определяется Правительством Республики Коми.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 Порядка и условий признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного Постановлением Правительства РК от 31.12.2004 N 281, для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими гражданин от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи (далее - гражданин) представляет в государственное учреждение Республики Коми - центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения (далее - центр) или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства или по месту пребывания документы, подтверждающие денежные доходы за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (далее - расчетный период), гражданина и всех членов его семьи, которые учитываются при решении вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", в том числе документ, подтверждающий уплату (неуплату) алиментов (для гражданина, в составе семьи которого имеются несовершеннолетние дети, родители (родитель) которых совместно не проживают с ними).

К документам, подтверждающим уплату (неуплату) алиментов, относится один из следующих документов:

а) справка об уплате алиментов с места работы должника;

б) нотариально заверенное соглашение об уплате алиментов, предусматривающее уплату алиментов путем непосредственного вручения (перечисления) алиментов получателю;

в) документ, подтверждающий почтовый (телеграфный) перевод, или выписка из кредитной организации, подтверждающие поступление денежных средств в счет уплаты алиментов на несовершеннолетних детей;

г) справка об уплате (неуплате) алиментов на несовершеннолетних детей из соответствующего учреждения по месту отбывания наказания в виде лишения свободы;

д) справка из соответствующего органа о причинах неисполнения решения суда (постановления судьи) об уплате алиментов на несовершеннолетних детей.

В соответствии с пунктом 2 пункта 13 Порядка непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 2 настоящих Порядка и условий является основаниями для принятия решения об отказе в признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими.

Заявляя настоящие исковые требования, истец указала, что ей были приняты все меры для самостоятельного взыскания алиментов.

Между тем, из материалов дела Сысольского судебного участка следует, что судебный приказ от 18.07.2014 о взыскании с М.В.В. по пользу Кановой О.Ю. алиментов на содержание М.А.В., (дата) года рождения, судом не отменялся, вступил в законную силу 16.11.2014 и в части взыскания алиментов подлежал немедленному исполнению.

Указанный судебный приказ Канова О.Ю. предъявила на принудительное исполнение в ОСП по Сысольскому району УФССП Республики Коми в мае 2016 года. Однако постановлением судебного-пристава исполнителя от 18.05.2016 было отказано в возбуждении исполнительного производства о взыскании с М.В.В. алиментов по тем основаниям, что взыскателем предъявлена копия судебного приказа, в связи с чем, представленный документ не является исполнительным документом.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.

Вместе с тем, ч. 15 ст. 33 названного Федерального закона установлено, что на территории иностранных государств исполнительные действия совершаются в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации.

Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в г. Минске 22.01.1993, и вступившей в силу для Российской Федерации 10.12.1994, а для Украины 14.04.1995, в частности, ст. 51 предусмотрено, что каждая из Договаривающихся Сторон на условиях, предусмотренных настоящей Конвенцией, признает и исполняет вынесенные на территории других Договаривающихся Сторон решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам (п. «а» ст. 51).

В соответствии со ст. 53 Конвенции ходатайство о разрешении принудительного исполнения решения подается в компетентный суд Договаривающейся Стороны, где решение подлежит исполнению. Оно может быть подано и в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции. Этот суд направляет ходатайство суду, компетентному вынести решение по ходатайству. К ходатайству прилагаются: а) решение или его заверенная копия, а также официальный документ о том, что решение вступило в законную силу и подлежит исполнению, или о том, что оно подлежит исполнению до вступления в законную силу, если это не следует из самого решения; б) документ, из которого следует, что сторона, против которой было вынесено решение, не принявшая участия в процессе, была в надлежащем порядке и своевременно вызвана в суд, а в случае ее процессуальной недееспособности была надлежащим образом представлена; в) документ, подтверждающий частичное исполнение решения на момент его пересылки; г) документ, подтверждающий соглашение сторон по делам договорной подсудности.

Ходатайство о разрешении принудительного исполнения решения и приложенные к нему документы снабжаются заверенным переводом на язык запрашиваемой Договаривающейся Стороны или на русский язык.

Статьей 54 той же Конвенции установлено, что ходатайства о признании и разрешении принудительного исполнения решений, предусмотренных в статье 51, рассматриваются судами Договаривающейся Стороны, на территории которой должно быть осуществлено принудительное исполнение. Суд, рассматривающий ходатайство о признании и разрешении принудительного исполнения решения, ограничивается установлением того, что условия, предусмотренные настоящей Конвенцией, соблюдены. В случае, если условия соблюдены, суд выносит решение о принудительном исполнении. Порядок принудительного исполнения определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой должно быть осуществлено принудительное исполнение.

Основания для отказа в выдаче разрешения на принудительное исполнение решений предусмотрены ст. 55 Конвенции. К таковым относятся: а) в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой вынесено решение, оно не вступило в законную силу и не подлежит исполнению, за исключением случаев, когда решение подлежит исполнению до вступления в законную силу; б) ответчик не принял участия в процессе вследствие того, что ему или его уполномоченному не был своевременно и надлежаще вручен вызов в суд; в) по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию на территории Договаривающейся Стороны, где должно быть признано и исполнено решение, было уже ранее вынесено вступившее в законную силу решение или имеется признанное решение суда третьего государства либо если учреждением этой Договаривающейся Стороны было ранее возбуждено производство по данному делу; г) согласно положениям настоящей Конвенции, а в случаях, не предусмотренных ею, согласно законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой решение должно быть признано и исполнено, дело относится к исключительной компетенции ее учреждения; д) отсутствует документ, подтверждающий соглашение сторон по делу договорной подсудности; е) истек срок давности принудительного исполнения, предусмотренный законодательством Договаривающейся Стороны, суд которой исполняет поручения.

26.09.2016 Канова О.Ю. обратилась в Сысольский судебный участок с заявлением о разрешении принудительного исполнения на территории Украины судебного приказа от 18.07.2014.

30.09.2016 указанное заявление Кановой О.Ю. с приложением судебного приказа от 18.07.2014 направлено в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми.

07.10.2016 Министерством юстиции Российской Федерации по Республике Коми ходатайство Кановой О.Ю. возвращено в связи с тем, что в представленном ходатайстве подпись взыскателя не была заверена судьей и оттиском гербовой печати.

18.10.2016 Канова О.Ю. повторно обратилась с ходатайством о разрешении исполнения судебного приказа на территории Украины, которое 19.10.2016 было повторно направлено в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми.

По состоянию на дату рассмотрения дела, какой-либо ответ, связанный с исполнением судебного приказа на территории Украины, не поступил.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что по состоянию на 01.09.2016 Кановой О.Ю. не были предприняты все зависящие от неё меры по получению денежных средств в виде алиментов на содержание дочери М.А.В. При этом, невыполнение истцом установленных требований к форме документа, а именно, таких как предъявление исполнительного документа в оригинале и надлежащее заверение ходатайства о выдаче разрешения на исполнение судебного акта на территории иностранного государства, не может являться подтверждением невозможности взыскания алиментов.

В этой связи, представленные истцом документы, в том числе копии конвертов о направлении почтовых отправлений в Департамент судебным приставам г. Донецк Республики Украины, постановление ОСП по Сысольскому району от 18.05.2016 об отказе в возбуждении исполнительного производства и сопроводительное письмо Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми от 07.10.2016 , не являются доказательствами причины неполучения алиментов в том понимании, в котором они определены в п.п. «д» п. 2 Порядка и условий признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного Постановлением Правительства РК от 31.12.2004 N 281.

Ввиду изложенного, суд приходит к выводу, что отказ ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» от 05.09.2016 в присвоении истцу статуса малоимущей начиная с 01.09.2016 по причине предоставления неполного пакета документов, подтверждающих доходы истца является обоснованным.

Таким образом, исковые требования Кановой О.Ю. к ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района» о признании решения ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» от 05.09.2016 незаконным и признании права на получение статуса малоимущей с 01.09.2016 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кановой О.Ю. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» о признании права на получение статуса малоимущей с 01.09.2016 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Константинова Н.В.

Мотивированное решение составлено 14 ноября 2016 года

2-1233/2016 ~ М-1106/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Канова Ольга Юрьевна
Ответчики
ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района"
Суд
Сысольский районный суд Республики Коми
Судья
Константинова Наталья Валерьевна
Дело на странице суда
sysola--komi.sudrf.ru
12.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2016Передача материалов судье
14.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.09.2016Предварительное судебное заседание
18.10.2016Судебное заседание
08.11.2016Судебное заседание
14.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2016Дело оформлено
16.04.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее