Дело №2а-1294/19 Строка 3.019
УИД №36RS0004-01-2019-000471-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21.03.2019 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Петросян К.М.,
с участием: представителя административного ответчика управления Росреестра по Воронежской области по доверенности от 29.12.2018 года Секирина А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Лисичко Романа Владимировича к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации залога (ипотеки) квартиры,
УСТАНОВИЛ:
Лисичко Роман Владимирович обратился в суд с административным иском к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации залога (ипотеки) квартиры.
В обосновании заявленных требований административный истец указывает, что 30.03.2018 г. между Лисичко Р.В. и Шафоростовой И.А. был заключен договор №2 залога (ипотеки) квартиры.
Согласно п.1.1 договора залога договор заключен в обеспечение исполнения Залогодателем его обязательств по:
- договору целевого денежного займа с процентами от 30.03.2018 г., заключенному между Залогодержателем (Займодавцем) и Залогодателем (Заемщиком) 30.03.2018 г. на условиях: сумма займа 1 670 000 руб., размер процентов за пользование займом 2% от суммы займа в месяц, срок возврата суммы займа и процентов по нему 30 сентября 2018 года. Сумма займа должна использоваться Заемщиком для погашения задолженности по кредитному договору № от 27.11.2013, заключенному между Заемщиком и Банком ВТБ 24 (ЗАО).
- мировому соглашению от 30.03.2018 г. по делу №А14-23726/2017, заключенному между Залогодержателем (Кредитором) и Залогодателем (Должником) в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) должника, утвержденным определением Арбитражного суда Воронежской области от 18.04.2018 г. по делу №А14-23726/2017. Стороны мирового соглашения договорились уменьшить размер задолженности Должника перед Кредитором до 1 010 000 руб., которую Должник обязуется погасить в срок до 30 сентября 2018 года и выплатить на нее проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2% в месяц начиная с 01.04.2018 г.
- договору займа (расписке) от 10.08.2016 г., заключенному между Залогодержателем (Займодавцем) и Залогодателем (Заемщиком) на условиях: сумма займа 1 100 000 руб., размер процентов за пользование займом по состоянию на 30.03.2018 г. – 462 000 руб., размер процентов за пользование займом с 01.04.2018 г. – 3% от суммы займа в месяц, срок возврата суммы займа и процентов 01.10.2018 г.
Пункт 1.2 договора залога устанавливает, что предмет залога: квартира, назначение жилое, площадь 73,5 кв.м., этаж №<адрес> кадастровый №.
28.08.2018 года административный истец обратился в Центральный филиал АУ ВО «МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг» с целью государственной регистрации залога (ипотеки) квартиры и предоставил: заявление, доверенность, приходный кассовый ордер, договор целевого денежного займа от 30.03.2018 г., мировое соглашение, квитанция.
27.09.2018 года административный истец предоставил дополнительные документы: заявление, доверенность, мировое соглашение, определение суда об утверждении мирового соглашения, расписка от 10.08.2016 г.
Уведомлением от 04.01.2018 г. регистрация ипотеки была приостановлена для предоставления дополнительных документов (данные документы были предоставлены истцом 27.09.2018 года, но еще не поступили из г.Воронежа в г.Борисоглебск).
Уведомлением от 09.01.2019 года, которое было получено 22.01.2019 года представителем истца, в государственной регистрации права было отказано в связи с истечением срока приостановления, указанного в направленном уведомлении от 04.10.2018 г. и не устранением приведенных в данном уведомлении причин, а также в связи с тем, что представленные документы содержат противоречивые сведения о сумме долга, процентов за пользование суммой займа и договоре займа.
Административный истец указывает, что данный отказ является незаконным, так как им предоставлены все необходимые документы для государственной регистрации залога (ипотеки) квартиры, выводы о том, что в документах содержатся противоречивые сведения также являются неверными.
В связи с вышеизложенным, административный истец обратился в суд и просит: признать незаконным отказ от 09.01.2019 г. управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области в государственной регистрации залога (ипотеки) квартиры: назначение жилое, площадь 73,5 кв.м, этаж <адрес> кадастровый №, на основании договора №2 залога (ипотеки) квартиры от 30.03.2018 г., заключенного между Лисичко Романом Владимировичем и Шафоростовой Ириной Александровной; обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области осуществить государственную регистрацию залога (ипотеки) квартиры: назначение жилое, площадь 73,5 кв.м, этаж №<адрес>, кадастровый № на основании договора №2 залога (ипотеки) квартиры от 30.03.2018 г., заключенного между Лисичко Романом Владимировичем и Шафоростовой Ириной Александровной.
Определением суда от 26 февраля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Шафоростова Ирина Александровна.
Административный истец Лисичко Р.В., заинтересованное лицо Шафоростова И.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
С учетом мнения представителя административного ответчика, в соответствии со ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель административного ответчика управления Росреестра по Воронежской области по доверенности Секирин А.И. требования не признал, просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражениях.
Выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 25.01.2019 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения обжалуемого отказа от 09.01.2019 года.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 28.08.2018 года административным истцом Лисичко Р.В. в управление Росреестра по Воронежской области через Центральный филиал АУ ВО «МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг» на государственную регистрацию ограничений прав на объект недвижимости – квартиры: назначение жилое, площадь 73,5 кв.м, этаж №<адрес>, кадастровый № предоставлены документы, в том числе договор целевого денежного займа с процентами от 30.03.2018 года, договор об ипотеке от 30.03.2018 года (л.д.12), 27.09.2018 года Лисичко Р.В. были предоставлены дополнительные документы – мировое соглашение от 30.03.2018 года, определение об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) от 18.04.2018 г. №А14-23726/2017, расписка от 10.08.2016 года (л.д.13-14).
С 1 января 2017 года государственная регистрация недвижимости осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частями 1 и 2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав. В том числе, пунктами 5 и 7 части 1 указанной статьи установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Статья 27 названного выше закона предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Уведомлением №КУВД-001/2018-3371464/2 от 04 октября 2018 года регистрация ограничений прав на объект недвижимости приостановлена в соответствии с п.п.5, 7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (л.д.16-17) в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации ограничения прав на объект недвижимости и обременений объекта недвижимости, а документы, представленные для осуществления государственной регистрации по форме, не соответствуют требованиям действующего законодательства. В уведомлении указано, что на государственную регистрацию предоставлен договор №2 залога (ипотеки) квартиры от 30.03.2018 г. в обеспечении обязательств по договору целевого денежного займа от 30.03.2018 г., мировому соглашению от 30.03.2018 г., договору займа (расписке) от 10.08.2016 г. Однако, согласно мировому соглашению от 30.03.2018 года должник имеет перед кредитором задолженность по договору займа от 14.05.2014 г. Во время проведенной правовой экспертизы выявлено, что представленные документы содержат противоречивые сведения о сумме долга, о процентах за пользование займом и о договоре займа, на основании которого возникает договор залога (ипотеки).
Уведомление о приостановлении от 04 октября 2018 года в апелляционную комиссию от 05 апреля 2018 года Лисичко Р.В. не обжаловал.
25.10.2018 года Лисичко Р.В. были предоставлены дополнительные документы – расписка в получении денежных средств от 14.05.2014 года, апелляционное определение Воронежского областного суда от 23.10.2017 №33-7876 (л.д.15).
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Уведомлением №КУВД-001/2018-3371464 от 09 января 2019 года Лисичко Р.В. отказано в государственной регистрации на основании ст.27 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (л.д.18-19) в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин препятствующих осуществлению регистрации ограничений прав на объект недвижимости. В уведомлении указано, что на государственную регистрацию предоставлен договор №2 залога (ипотеки) квартиры от 30.03.2018 г. в обеспечении обязательств по договору целевого денежного займа от 30.03.2018 г., мировому соглашению от 30.03.2018 г., договору займа (расписке) от 10.08.2016 г. Однако, согласно мировому соглашению от 30.03.2018 года должник имеет перед кредитором задолженность по договору займа от 14.05.2014 г. Также, было предоставлено апелляционное определение Воронежского областного суда от 23.10.2017 года и расписка в получении денежных средств от 14.05.2014 г. Во время проведенной правовой экспертизы выявлено, что представленные документы содержат противоречивые сведения о сумме долга, о процентах за пользование займом и о договоре займа, на основании которого возникает договор залога (ипотеки). Таким образом, не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации ограничения прав на объект недвижимости и обременений объекта недвижимости, а документы, представленные для осуществления государственной регистрации по форме, не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Отказ в государственной регистрации права 15.05.2018 года имел место после приостановления такой регистрации и не устранения истцом в установленный срок причин, послуживших основанием приостановления регистрации, при этом, в уведомлении о приостановлении регистрации указано, что представленные документы содержат противоречивые сведения об сумме долга, о процентах за пользование займом и о договоре займа, на основании которого возникает договор залога (ипотеки).
В силу п.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с п.п.1,2,4,5 ст.9 ФЗ от 16.07.1998 г. №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой. В договоре об ипотеке должны быть указаны право, в силу которого имущество, являющееся предметом ипотеки, принадлежит залогодателю, и наименование органа, зарегистрировавшего это право залогодателя. Обязательство, обеспечиваемое ипотекой, должно быть названо в договоре об ипотеке с указанием его суммы, основания возникновения и срока исполнения. Если сумма обеспечиваемого ипотекой обязательства подлежит определению в будущем, в договоре об ипотеке должны быть указаны порядок и другие необходимые условия ее определения. Если обеспечиваемое ипотекой обязательство подлежит исполнению по частям, в договоре об ипотеке должны быть указаны сроки (периодичность) соответствующих платежей и их размеры либо условия, позволяющие определить эти размеры.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административным истцом предоставлен договор №2 залога (ипотеки) квартиры от 30.03.2018 г. в обеспечении обязательств по договору целевого денежного займа от 30.03.2018 г., мировому соглашению от 30.03.2018 г., договору займа (расписке) от 10.08.2016 г. Однако, согласно мировому соглашению от 30.03.2018 года должник имеет перед кредитором задолженность по договору займа от 14.05.2014 г.
С учетом изложенного, суд не находит правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных административных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Лисичко Романа Владимировича к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконным отказа от 09.01.2019 г. управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области в государственной регистрации залога (ипотеки) квартиры: назначение жилое, площадь 73,5 кв.м, этаж <адрес>, кадастровый №, на основании договора №2 залога (ипотеки) квартиры от 30.03.2018 г., заключенного между Лисичко Романом Владимировичем и Шафоростовой Ириной Александровной и обязании управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области осуществить государственную регистрацию залога (ипотеки) квартиры: назначение жилое, площадь 73,5 кв.м, этаж <адрес>, кадастровый № на основании договора №2 залога (ипотеки) квартиры от 30.03.2018 г., заключенного между Лисичко Романом Владимировичем и Шафоростовой Ириной Александровной отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.03.2019 года
Дело №2а-1294/19 Строка 3.019
УИД №36RS0004-01-2019-000471-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21.03.2019 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Петросян К.М.,
с участием: представителя административного ответчика управления Росреестра по Воронежской области по доверенности от 29.12.2018 года Секирина А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Лисичко Романа Владимировича к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации залога (ипотеки) квартиры,
УСТАНОВИЛ:
Лисичко Роман Владимирович обратился в суд с административным иском к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации залога (ипотеки) квартиры.
В обосновании заявленных требований административный истец указывает, что 30.03.2018 г. между Лисичко Р.В. и Шафоростовой И.А. был заключен договор №2 залога (ипотеки) квартиры.
Согласно п.1.1 договора залога договор заключен в обеспечение исполнения Залогодателем его обязательств по:
- договору целевого денежного займа с процентами от 30.03.2018 г., заключенному между Залогодержателем (Займодавцем) и Залогодателем (Заемщиком) 30.03.2018 г. на условиях: сумма займа 1 670 000 руб., размер процентов за пользование займом 2% от суммы займа в месяц, срок возврата суммы займа и процентов по нему 30 сентября 2018 года. Сумма займа должна использоваться Заемщиком для погашения задолженности по кредитному договору № от 27.11.2013, заключенному между Заемщиком и Банком ВТБ 24 (ЗАО).
- мировому соглашению от 30.03.2018 г. по делу №А14-23726/2017, заключенному между Залогодержателем (Кредитором) и Залогодателем (Должником) в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) должника, утвержденным определением Арбитражного суда Воронежской области от 18.04.2018 г. по делу №А14-23726/2017. Стороны мирового соглашения договорились уменьшить размер задолженности Должника перед Кредитором до 1 010 000 руб., которую Должник обязуется погасить в срок до 30 сентября 2018 года и выплатить на нее проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2% в месяц начиная с 01.04.2018 г.
- договору займа (расписке) от 10.08.2016 г., заключенному между Залогодержателем (Займодавцем) и Залогодателем (Заемщиком) на условиях: сумма займа 1 100 000 руб., размер процентов за пользование займом по состоянию на 30.03.2018 г. – 462 000 руб., размер процентов за пользование займом с 01.04.2018 г. – 3% от суммы займа в месяц, срок возврата суммы займа и процентов 01.10.2018 г.
Пункт 1.2 договора залога устанавливает, что предмет залога: квартира, назначение жилое, площадь 73,5 кв.м., этаж №<адрес> кадастровый №.
28.08.2018 года административный истец обратился в Центральный филиал АУ ВО «МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг» с целью государственной регистрации залога (ипотеки) квартиры и предоставил: заявление, доверенность, приходный кассовый ордер, договор целевого денежного займа от 30.03.2018 г., мировое соглашение, квитанция.
27.09.2018 года административный истец предоставил дополнительные документы: заявление, доверенность, мировое соглашение, определение суда об утверждении мирового соглашения, расписка от 10.08.2016 г.
Уведомлением от 04.01.2018 г. регистрация ипотеки была приостановлена для предоставления дополнительных документов (данные документы были предоставлены истцом 27.09.2018 года, но еще не поступили из г.Воронежа в г.Борисоглебск).
Уведомлением от 09.01.2019 года, которое было получено 22.01.2019 года представителем истца, в государственной регистрации права было отказано в связи с истечением срока приостановления, указанного в направленном уведомлении от 04.10.2018 г. и не устранением приведенных в данном уведомлении причин, а также в связи с тем, что представленные документы содержат противоречивые сведения о сумме долга, процентов за пользование суммой займа и договоре займа.
Административный истец указывает, что данный отказ является незаконным, так как им предоставлены все необходимые документы для государственной регистрации залога (ипотеки) квартиры, выводы о том, что в документах содержатся противоречивые сведения также являются неверными.
В связи с вышеизложенным, административный истец обратился в суд и просит: признать незаконным отказ от 09.01.2019 г. управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области в государственной регистрации залога (ипотеки) квартиры: назначение жилое, площадь 73,5 кв.м, этаж <адрес> кадастровый №, на основании договора №2 залога (ипотеки) квартиры от 30.03.2018 г., заключенного между Лисичко Романом Владимировичем и Шафоростовой Ириной Александровной; обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области осуществить государственную регистрацию залога (ипотеки) квартиры: назначение жилое, площадь 73,5 кв.м, этаж №<адрес>, кадастровый № на основании договора №2 залога (ипотеки) квартиры от 30.03.2018 г., заключенного между Лисичко Романом Владимировичем и Шафоростовой Ириной Александровной.
Определением суда от 26 февраля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Шафоростова Ирина Александровна.
Административный истец Лисичко Р.В., заинтересованное лицо Шафоростова И.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
С учетом мнения представителя административного ответчика, в соответствии со ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель административного ответчика управления Росреестра по Воронежской области по доверенности Секирин А.И. требования не признал, просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражениях.
Выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 25.01.2019 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения обжалуемого отказа от 09.01.2019 года.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 28.08.2018 года административным истцом Лисичко Р.В. в управление Росреестра по Воронежской области через Центральный филиал АУ ВО «МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг» на государственную регистрацию ограничений прав на объект недвижимости – квартиры: назначение жилое, площадь 73,5 кв.м, этаж №<адрес>, кадастровый № предоставлены документы, в том числе договор целевого денежного займа с процентами от 30.03.2018 года, договор об ипотеке от 30.03.2018 года (л.д.12), 27.09.2018 года Лисичко Р.В. были предоставлены дополнительные документы – мировое соглашение от 30.03.2018 года, определение об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) от 18.04.2018 г. №А14-23726/2017, расписка от 10.08.2016 года (л.д.13-14).
С 1 января 2017 года государственная регистрация недвижимости осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частями 1 и 2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав. В том числе, пунктами 5 и 7 части 1 указанной статьи установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Статья 27 названного выше закона предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Уведомлением №КУВД-001/2018-3371464/2 от 04 октября 2018 года регистрация ограничений прав на объект недвижимости приостановлена в соответствии с п.п.5, 7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (л.д.16-17) в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации ограничения прав на объект недвижимости и обременений объекта недвижимости, а документы, представленные для осуществления государственной регистрации по форме, не соответствуют требованиям действующего законодательства. В уведомлении указано, что на государственную регистрацию предоставлен договор №2 залога (ипотеки) квартиры от 30.03.2018 г. в обеспечении обязательств по договору целевого денежного займа от 30.03.2018 г., мировому соглашению от 30.03.2018 г., договору займа (расписке) от 10.08.2016 г. Однако, согласно мировому соглашению от 30.03.2018 года должник имеет перед кредитором задолженность по договору займа от 14.05.2014 г. Во время проведенной правовой экспертизы выявлено, что представленные документы содержат противоречивые сведения о сумме долга, о процентах за пользование займом и о договоре займа, на основании которого возникает договор залога (ипотеки).
Уведомление о приостановлении от 04 октября 2018 года в апелляционную комиссию от 05 апреля 2018 года Лисичко Р.В. не обжаловал.
25.10.2018 года Лисичко Р.В. были предоставлены дополнительные документы – расписка в получении денежных средств от 14.05.2014 года, апелляционное определение Воронежского областного суда от 23.10.2017 №33-7876 (л.д.15).
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Уведомлением №КУВД-001/2018-3371464 от 09 января 2019 года Лисичко Р.В. отказано в государственной регистрации на основании ст.27 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (л.д.18-19) в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин препятствующих осуществлению регистрации ограничений прав на объект недвижимости. В уведомлении указано, что на государственную регистрацию предоставлен договор №2 залога (ипотеки) квартиры от 30.03.2018 г. в обеспечении обязательств по договору целевого денежного займа от 30.03.2018 г., мировому соглашению от 30.03.2018 г., договору займа (расписке) от 10.08.2016 г. Однако, согласно мировому соглашению от 30.03.2018 года должник имеет перед кредитором задолженность по договору займа от 14.05.2014 г. Также, было предоставлено апелляционное определение Воронежского областного суда от 23.10.2017 года и расписка в получении денежных средств от 14.05.2014 г. Во время проведенной правовой экспертизы выявлено, что представленные документы содержат противоречивые сведения о сумме долга, о процентах за пользование займом и о договоре займа, на основании которого возникает договор залога (ипотеки). Таким образом, не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации ограничения прав на объект недвижимости и обременений объекта недвижимости, а документы, представленные для осуществления государственной регистрации по форме, не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Отказ в государственной регистрации права 15.05.2018 года имел место после приостановления такой регистрации и не устранения истцом в установленный срок причин, послуживших основанием приостановления регистрации, при этом, в уведомлении о приостановлении регистрации указано, что представленные документы содержат противоречивые сведения об сумме долга, о процентах за пользование займом и о договоре займа, на основании которого возникает договор залога (ипотеки).
В силу п.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с п.п.1,2,4,5 ст.9 ФЗ от 16.07.1998 г. №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой. В договоре об ипотеке должны быть указаны право, в силу которого имущество, являющееся предметом ипотеки, принадлежит залогодателю, и наименование органа, зарегистрировавшего это право залогодателя. Обязательство, обеспечиваемое ипотекой, должно быть названо в договоре об ипотеке с указанием его суммы, основания возникновения и срока исполнения. Если сумма обеспечиваемого ипотекой обязательства подлежит определению в будущем, в договоре об ипотеке должны быть указаны порядок и другие необходимые условия ее определения. Если обеспечиваемое ипотекой обязательство подлежит исполнению по частям, в договоре об ипотеке должны быть указаны сроки (периодичность) соответствующих платежей и их размеры либо условия, позволяющие определить эти размеры.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административным истцом предоставлен договор №2 залога (ипотеки) квартиры от 30.03.2018 г. в обеспечении обязательств по договору целевого денежного займа от 30.03.2018 г., мировому соглашению от 30.03.2018 г., договору займа (расписке) от 10.08.2016 г. Однако, согласно мировому соглашению от 30.03.2018 года должник имеет перед кредитором задолженность по договору займа от 14.05.2014 г.
С учетом изложенного, суд не находит правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных административных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Лисичко Романа Владимировича к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконным отказа от 09.01.2019 г. управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области в государственной регистрации залога (ипотеки) квартиры: назначение жилое, площадь 73,5 кв.м, этаж <адрес>, кадастровый №, на основании договора №2 залога (ипотеки) квартиры от 30.03.2018 г., заключенного между Лисичко Романом Владимировичем и Шафоростовой Ириной Александровной и обязании управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области осуществить государственную регистрацию залога (ипотеки) квартиры: назначение жилое, площадь 73,5 кв.м, этаж <адрес>, кадастровый № на основании договора №2 залога (ипотеки) квартиры от 30.03.2018 г., заключенного между Лисичко Романом Владимировичем и Шафоростовой Ириной Александровной отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.03.2019 года